Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 декабря 2010 года
Черемушкинский районный суд г. Москвы в составе: судьи Чурсиной С.С., при секретаре Логачевой Д.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3982/10 по иску ФГУП «ПромЭкс» к ФИО13, ФИО14, ФИО11 о признании недействительным распоряжения Префекта ЮЗАО г. Москвы, признании не действительным договора социального найма жилого помещения, истребовании имущества из чужого незаконного владения,
У С Т А Н О В И Л
Истец Федеральное Государственное унитарное предприятие «ПромЭкс» обратился в суд с иском о признании недействительным распоряжения Префекта ЮЗАО от 28.12.2005 г. за <данные изъяты> в силу его ничтожности, признать недействительным договор социального найма жилого помещения <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>., заключенный между ФИО15 и ФИО6 15.02.2006 г., просил истребовать вышеуказанную квартиру из чужого незаконного владения ФИО6 путем выселения в ранее занимаемое жилое помещение, а в случае невозможности выселения в ранее занимаемое, в жилое помещение, предоставленное за счет жилищного фонда г. Москвы. Указывая, что спорное жилое помещение в порядке наследования как выморочное имущество было оформлено в собственность Российской Федерации в 2005 году. На основании распоряжения Территориального Управления Росимущества в г.Москве от 31.07.2009 г. за № 1431 спорное жилое помещение закреплено за ФГУП «ПромЭкс» на праве хозяйственного ведения, которое зарегистрировано надлежащим образом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 77АМ № 297360 от 10.02.2010 г.
ФГУП «ПромЭкс» не может распорядиться вышеуказанной квартирой, так как после государственной регистрации права хозяйственного ведения истцу стало известно, что 15.02.2006 г. между ФИО16 и ФИО11, очередником округа, был заключен договор социального найма на спорное жилое помещение на основании распоряжения префекта ЮЗАО от 28.12.2005 г. за <данные изъяты>.
ФИО17 не являлся собственниками вышеуказанного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, не был наделен собственником, Российской Федерацией полномочиями по распоряжению спорной площадью, в связи чем, распоряжение и договор социального найма подлежат признанию недействительными в силу из ничтожности, в связи с чем, ФИО11 подлежит выселению, вышеуказанная квартира, подлежит истребованию из чужого незаконного владения ФИО11
В судебное заседание представитель истца по доверенности явился, заявленные требования поддержал.
Представители ФИО18 по доверенности ФИО7, ФИО8 в судебное заседание явились, против удовлетворения заявленных требований возражали. Пояснили суду, что спорная квартира поступила в Департамент жилищной политики и жилищного фонда на основании Акта приема-передачи жилого помещения из ИФНС № 28 по г. Москве, являлась выморочным имуществом, в связи, с чем ИФНС № 28 по г. Москве была оформлена в собственность Российской Федерации. ФИО19 что в соответствии со ст. 14 ЖК РФ, обладает полномочиями по предоставлению жилых помещений как орган местного самоуправления. При этом, ФИО20 исполнил обязательства РФ по предоставлению жилой площади очередникам.
Кроме того, представители ФИО21 заявили о пропуске истцом срока исковой давности для подачи этого иска в суд.
Представитель ФИО22 в суд явился. Против удовлетворения требований возражал.
ФИО11 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений на иск не представил.
Представитель Территориального Управления Росимущества в городе Москве в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в рассмотрении дела, считает возможным рассмотреть его при данной явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив его материалы, суд находит исковые требования незаконными и необоснованными и подлежащими отклонению по следующим обстоятельствам.
В соответствии с п.1 ст.1151 ГК РФ, в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117 ГК РФ), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158 ГК РФ), имущество умершего считается выморочным.
Согласно п.2 ст.1151 ГК РФ, в редакции, действующей на дату выдачи свидетельства о праве на наследство по закону Российской Федерации на спорную квартиру, выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Федеральным законом от 29.11.2007 N 281-ФЗ в пункт 2 указанной статьи внесены изменения, согласно которым выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, - в собственность такого субъекта Российской Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
При этом статьей 2 указанного ФЗ установлено, что выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения, если свидетельство о праве на наследство на данное жилое помещение не выдано до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, - в собственность такого субъекта Российской Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.
В рассматриваемом споре свидетельство о праве на наследство по закону было выдано 28 июля 2005 г. на имя Российской Федерации.
В соответствии с п.3 ст.1151 ГК РФ, в редакции, действующей на дату выдачи свидетельства о праве на наследство по закону Российской Федерации на спорную квартиру, порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
Как усматривается из материалов дела, <адрес>, являлась выморочным имуществом и перешла в порядке наследования Российской Федерации, о чем 11 июля 2005 г. нотариусом г.Москвы ФИО9 было выдано свидетельство о праве на наследство по закону. Свидетельство было выдано старшему Инспекции Федеральной налоговой службы № 28 по г. Москве.
Право собственности Российской Федерации было зарегистрировано на основании указанного свидетельства о праве на наследство по закону Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Москве 12.08.2005г.
Спорная квартира была передана Инспекцией МНС России №28 по ЮЗАО г.Москвы по акту приема-передачи ФИО23, являющемуся приложением № 1 к порядку оформления и передачи перешедших по праву наследования государству или конфискованных по решению суда жилых помещений в г.Москве. Как пояснил представитель ФИО24 акта приема передачи оформляется датой издания распоряжения о передачи площади из ФИО25 в Управление ДЖП и ЖФ <адрес> в ЮЗАО. 30.09.2005 г. распоряжением за № 05.32.02947 указанная площадь передана для реализации в Управление ДЖП и ЖФ г. Москвы в ЮЗАО.
Распоряжением Территориального Управления Росимущества в городе Москвк от 31.07.2009 г. за № 1431 вышеуказанное жилое помещение закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП «ПромЭкс».Право хозяйственного ведения на указанную квартиру, зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 77 АМ № 297360 от 10.02.2010 г.
ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" было установлено, что передача имущества из федеральной собственности и из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность осуществляется в следующем порядке.
Находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Федерации или муниципальную собственность в случае:
если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со ст. 26.11 ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и ст. 50 ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством РФ. Решения о передаче имущества из собственности субъектов Федерации в муниципальную собственность принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанными решениями утверждаются перечни передаваемых государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику в соответствии со ст. 300 ГК РФ, а также иного имущества.
Названные решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из государственной в муниципальную собственность, устанавливается Правительством РФ.
Муниципальное образование, в собственность которого передано имущество, несет бремя его содержания с даты возникновения права собственности.
Права на находящиеся в муниципальной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании указанных в ч. 11 ст. 154 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ, возникает с даты, устанавливаемой решениями, указанными в ч. 11 ст. 154 этого Федерального закона.
Установлено, что к правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с ч. 11 ст. 154 указанного Федерального закона, нормы ГК РФ и ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям ст. 154 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ.
В судебном заседании установлено, что фактически спорная квартира была передана в ФИО3 <адрес>, бремя содержания спорной квартиры с 2005 <адрес> не несла, сведений о том, что ФГУП «ПромЭкс» с момента государственной регистрации права хозяйственного ведения нес бремя содержания указанным имуществом в материалы гражданского дела также не представлено, спорным жилым помещением Российская Федерация, ФГУП «ПромЭкс» не пользовались.
В соответствии с п. 3 ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Из представленных документов и учетного дела следует, что Семья ФИО11 в составе 3-х человек (он, сын - 1985 г.р., бывшая жена - ФИО10 ) состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1985 года на общих основаниях района Ясенево, на основании распоряжения префекта ЮЗАО от 28.12.2005 г. № 5578-РЖ ФИО11 в дополнение к занимаемой было предоставлено спорное жилое помещение в виде однокомнатной квартиры, по адресу: <адрес>, площадью жилого помещения 34,6 кв.м.
В соответствии с п.3 ст.57 ЖК РФ, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
В соответствии с ч.2 ст.14 ЖК РФ, в редакции действующей на момент издания Распоряжения Префекта ЮЗАО г.Москвы от 28 декабря 2005г., в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге перечни отнесенных настоящим Кодексом к компетенции органов местного самоуправления вопросов, которые решают органы местного самоуправления на территориях каждого из этих городов, определяются законами данных субъектов Российской Федерации. Иные вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции органов местного самоуправления и не включенные в указанные перечни, решают органы государственной власти данных субъектов Российской Федерации.
Ст. 12 ЖК РФ и в ранее действовавшей редакции, и в редакции, действующей в настоящее время, не относит к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений предоставление жилых помещений.
По смыслу указанных норм права, на основании решений органов местного самоуправления предоставляются, в том числе жилые помещения, из жилищного фонда Российской Федерации.
Таким образом, право пользования жилым помещением на основании договора социального найма возникает именно из решения органа местного самоуправления. Применительно к рассматриваемому спору на территории г.Москвы - из соответствующего распоряжения Префекта ЮЗАО г.Москвы.
Распоряжением Префекта Юго-Западного административного округа г. Москвы от 28.12.2005 года №5578-РЖ спорная квартира была предоставлена по договору социального найма ФИО11
Вместе с тем, в силу положений п.23. 23 Постановления Пленума ВС РФ от 02 июля 2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РФ» Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным.
В связи с этим судам следует исходить из того, что нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ и части 4 статьи 57 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц.
Суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, в т.ч., что имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта Российской Федерации.
Поскольку недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и она недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 ГК РФ), то в случае признания недействительным решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма признается недействительным также и заключенный на основании данного решения договор социального найма, а лица, проживающие в жилом помещении, подлежат выселению из него в ранее занимаемое ими жилое помещение, а в случае невозможности выселения в ранее занимаемое жилое помещение им исходя из конкретных обстоятельств дела может быть предоставлено жилое помещение, аналогичное ранее занимаемому
При таких обстоятельствах, по мнению суда, отношения пользования спорной квартирой на основании договора социального найма между сторонами (ФИО11 и ФИО26) являются юридически-действительными, порождающими соответствующие им правовые последствия.
Требования истца по иску о выселении из спорной квартиры в ранее занимаемую либо с предоставлением жилого помещения, аналогичного занимаемому за счет жилищного фонда г. Москвы подлежат отклонению в связи с законностью владения ФИО11 спорной квартирой (действительности сделки, на основании которой получено владение).
Представителем ФИО27 заявлено о пропуске истцом по встречному иску срока исковой давности для подачи встречного иска в суд.
В соответствии со ст.ст. 195, 196, 197, 199 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года. Для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно ч.2 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Истец просит признать недействительным вышеуказанное распоряжение префекта № 5578-РЖ от 28.12.2005 г. и договор социального найма от 15.02.2006 г., заключенный г. Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы с ФИО11 на спорную площадь, в обоснование своих требований указывая на их ничтожность, в соответствии со 168 ГК РФ, как сделок, не соответствующих закону.
В соответствии с п.23 Постановления Пленума ВС РФ от 02 июля 2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РФ» Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным.
В связи с этим судам следует исходить из того, что нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ и части 4 статьи 57 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц.
Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма подлежат разрешению исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным статьей 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также пунктом 1 статьи 181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
Как усматривается из материалов дела, спорной жилое помещение предоставлено ФИО11 ФИО3 от <данные изъяты>. договор социального найма между ФИО11 и ФИО28 заключен 15.02.2006г.
В суд с настоящим иском ФГУП «ПромЭкс» обратилось в 2010г., т.е. ими был пропущен срок исковой давности, что также является основанием для отказа в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
В удовлетворении иска ФГУП «ПромЭкс» к ФИО29, ФИО30, ФИО11 о признании недействительным распоряжения Префекта ЮЗАО г. Москвы, признании не действительным договора социального найма жилого помещения, истребовании имущества из чужого незаконного владения - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через районный суд в течение десяти дней после вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья: С.С. Чурсина