Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 декабря 2010 года
Черемушкинский районный суд г. Москвы в составе федерального судьи Чурсиной С.С., с участием прокурора Стратийчук Н.В., при секретаре Логачевой Д.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4017/10 по иску Бутиной Н.А. к ДЖП и ЖФ г. Москвы о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации по встречному иску ДЖП и ЖФ г. Москвы к Бутиной Н.А. об истребовании имущества из чужого незаконного владения, выселении,
УСТАНОВИЛ:
Истица Бутина Н.А. обратилась с иском в суд к ДЖП и ЖФ г. Москвы о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. Истица утверждает, что Правительство Москвы препятствует реализации права истицы на бесплатную приватизацию занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Здание, в котором истица занимает изолированное жилое помещение ранее имело статус общежития, в которое истица была вселена и зарегистрирована по месту жительства в 2009 году ФГУП «ФТ-Центр» на основании договора найма от 04 мая 2009 года № 04109-НО/П. Спорное жилое помещение является отдельной однокомнатной <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>. Спорное жилое помещение было передано истице по акту приема-передачи от 04 мая 2009 года. ФГУП «ФТ-Центр» является правопреемником прав и обязанностей ФГУЭП «СЕРВЭКС» Минимущества России, реорганизованного в форме присоединения в соответствии с распоряжением Росимущества от 06 октября 2006 года № 3609-р. Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве от 06 апреля 2009 года № 429 «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным эксплуатационным предприятием ФГУП «ФТ-Центр», в собственность города Москвы» принято решение о передаче в собственность города Москвы» принято решение о передаче в собственность города Москвы жилого здания по адресу: <адрес>. По акту приема-передачи от 02 сентября 2009 года вышеуказанное здание общежития было передано исполняющему обязанности генерального директора ФГУП «ФТ-Центр» ФИО5 первому заместителю префекта ЮЗАО г. Москвы ФИО6 Порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность установлен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. В силу данного закона право собственности города Москвы на здание, расположенное по адресу: <адрес> возникло с момента утверждения территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве акта приема-передачи, то есть с 02 сентября 2009 года. Вышеуказанное распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве полностью соответствует порядку передачи, установленному частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ. По мнению истицы, с момента подписания органами исполнительной власти передаточного акта по приему здания, расположенного по адресу: <адрес>, статус данного здания как общежития после вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации и федерального закона Российской Федерации «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», а также издания территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве распоряжения от 06 апреля 2009 года № 429 и утверждения передаточного акта утрачен и у истцов имеется право приобрести занимаемое помещение в собственность согласно статье 2 Закона Российской Федерации « О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». 24 декабря 209 года истица обратилась в Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда ЮЗАО города Москвы с заявлением о передаче жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, в собственность в порядке приватизации. В ответ на данное обращение истица получила отказ от 24 марта 2010 года за № 15478, причиной которого является запрет на приватизацию общежития. Просит признать за Бутиной Наталией Александровной право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Ответчик по первоначальному иску Департамент жилищной политики и жилищного фонд г. Москвы, исковые требования не признала, подали встречное исковое заявление к Бутиной Наталье Александровне о выселении без предоставления жилого помещения, ссылаясь на то, что Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы является собственником помещения <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>. Помещение <адрес> по адресу: <адрес>, находится в общежитии коридорной планировки, согласно представленного кадастрового паспорта, не является отдельной квартирой, не оборудовано кухней, как указано истицей в исковом заявлении. В исковом заявлении Бутина Н.А. указывает о том, что помещение состоит из одной жилой комнаты, тогда как представленная выписка из домовой книги и кадастровый паспорт свидетельствует о наличии двух изолированных комнат в помещении <адрес>. Как следует из представленных Бутиной Н.А. документов, типовой договор найма жилого помещения в общежитии №04109-НО/П от 04 мая 2009 года был заключен с Бутиной Н.А. на помещение <адрес>, общей площадью 35,0 кв.м. О передаче Бутиной Н.А. помещения <адрес> свидетельствует: договор, акт приемки передачи, выписка из домовой книги, финансовый лицевой счет. Документов свидетельствующих о том, что Бутиной Н.А. был заключен договор на помещение <адрес> в материалах гражданского дела не имеется. На момент подписания вышеуказанного договора, то есть на 04 мая 2009 года действовал Жилищный кодекс РФ, то есть договор с Бутиной Н.А. был заключен на основании ст. 100 ЖК РФ, согласно которой договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. Бутиной Н.А. решения о предоставлении жилого помещения не представлено. Более того, согласно ч. 2 ст. 102 Жилищного кодекса РФ переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения, юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения. Таким образом, считают, что договор найма в общежитии, заключенный между Бутиной Н.А. и ФГУП «ФТ-Центр» прекращен. В трудовых отношениях с Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы Бутина Н.А. не состоит. Характер правоотношений с Бутиной Н.А. четко указан в договоре найма жилого помещения в общежитии. Поскольку, по мнению истца, ответчица незаконно проживает в помещении <адрес>, что лишает права город Москву в лице ДЖП и ЖФ г. Москвы распоряжаться принадлежащим ей имуществом, полагают, что Бутина Н.А. подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения. Просят истребовать помещение <адрес> из чужого незаконного владения Бутиной Натальи Александровны. Выселить Бутину Наталью Александровну из помещения № <адрес> без предоставления другого жилого помещения.
Истица Бутина Н.А. и её представитель в судебное заседание явились, поддержали свои исковые требования в полном объеме, встречных исковых требований не признали.
Представитель ответчика Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в судебное заседание явился, первоначальные исковые требования не признала, поддержала встречные исковые требования.
Представитель третьего лица ФГУП «ФТ-Центр» в судебное заседание явился, первоначальные исковые требования поддержал, просил отказать в удовлетворении встречных исковых требований.
Представитель третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в своем письменном объяснении представленном в суд не возражал против удовлетворения первоначальных исковых требований.
Выслушав объяснения истицы, её представителя, представителя ответчика, представителя третьего лица ФГУП «ФТ-Центр», исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, не возражавшего против удовлетворения первоначальных исковых требований, возражавшего против удовлетворения встречного иска, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», 7. К отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Судом установлено, что между истицей и ФГУП «ФТ-Центр» заключен договор найма жилого помещения в общежитии от 04 мая 2009 года № 04109-НО/П. Данное имущество передано истцу по акту приема-передачи от 04 мая 2009 года. На основании распоряжения Минимущества имущественных отношений Российской Федерации от 22 апреля 2002 года № 996-р у ФГУЭП «Сервекс» Минимущества России возникло право хозяйственного ведения на объект федерального недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>. В соответствии с распоряжением Росимущества от 06 октября 2006 года №309-р и передаточным актом от 31 декабря 2006 года ГУЭП «Сервекс» Минимущества России реорганизовано путем присоединения к ФГУП «ФТ-Центр».
В соответствии со ст. 58 ГК РФ ФГУП «ФТ-Центр» является универсальным правопреемником по всем правам и обязанностям ФГУЭП «Сервекс» Минимущества России.
Как пояснила суду представитель ФГУП «ФТ-Центр», на момент передачи в хозяйственное ведение ФГУП «ФТ-Центр» жилого дома по вышеуказанному адресу все квартиры были пронумерованы следующим образом: первая цифра номера квартиры означает этаж на котором расположена квартира, последующие цифры номера квартир чередуются от 1 до 16 в зависимости от месторасположения квартиры на этаже. Учитывая, что такой порядок нумерации квартир удобен в целях открытия лицевых счетов, ведения домовой книги, организации технического обслуживания и осуществления контроля своевременности и полноты коммунальных платежей, ФГУП «ФТ-Центр» сохранило принцип нумерации квартир, установленный прежними правообладателями дома. С учетом применения указанного принципа нумерации, жилое помещение <адрес>, которое было передано Бутиной Н.А. по договору найма жилого помещения в общежитии от 04 мая 2009 года №04109-НО/П соответствует жилому помещению <адрес> экспликации к поэтажному плану <адрес>. Согласно протоколу жилищной комиссии от 30 апреля 2009 года Бутиной Н.А. предоставлена в индивидуальное пользование <адрес> (по БТИ№9) в общежитии по вышеуказанному адресу.
Таким образом, довод встречного искового заявления, о том, что <адрес> не существует, суд считает не состоятельным.
Суд читает, что довод встречного искового, что ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ распространяется только на те жилищные правоотношения по пользованию общежитиями, которые возникли до 2005 года, основан на неправильном применении норм гражданского права, а также сделан без учета правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, согласно которой введение в действующее законодательство статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ было обусловлено задачей защиты прав тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя и работодателя, оказались пользователями жилой площади, принадлежащей другому наймодателю, не являющемуся их работодателем, что исключало возможность использования этих помещений в качестве общежитий и соответственно, выселения проживающих в них граждан по основаниям, предусмотренным для выселения из специализированного жилищного фонда. Фактически это привело к изменению их правового статуса и тем самым потребовало изменения правового режима занимаемых жилых помещений.
Принимая во внимание вышеизложенное, вывод ДЖП и ЖФ г. Москвы о прекращении с истицей договора найма основан на неправильном применении норм действующего законодательства.
Как усматривается из материалов дела, не отрицалось сторонами, требования о расторжении договора социального найма с истцом, ДЖП и ЖФ г. Москвы не заявлялось.
Ст. 35 ЖК РФ предусматривает основания для выселения гражданина, право пользования жилым помещением которого прекращено или который нарушает правила пользования жилым помещением. ДЖП и ЖФ г. Москвы не представил доказательств прекращения в установленном порядке права пользования Бутиной Н.А. жилым помещением, не представил доказательств нарушений с её стороны правил пользования жилым помещением.
Таким образом, отсутствуют основания для выселения Бутиной Н.А. из спорной квартиры.
В силу п. 1 к приложению 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» жилищный фонд относится и подлежит передаче в муниципальную собственность. В соответствии со ст. 7 ФЗ РФ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведения органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
Учитывая, что объект недвижимого имущества, расположенный по вышеуказанному адресу, передан городу Москве, то есть истец, в силу указанной выше нормы права считается нанимателем жилого помещения на основании договора социального найма.
В силу ст. 64 Жилищного кодекса РФ переход права собственности и права хозяйственного владения не влечет за собой изменения или расторжения договора социального найма.
Также суд считает не обоснованной ссылку ДЖП и ЖП на ст. 304 ГК РФ, т.к. в соответствии с разъяснениями Постановления Пленума ВС РФ и Высшего Арбитражного суда РФ № 10/22 от 29.04.2010 года п. 34, спор о возврате имущества, вытекающий из договорных отношений, подлежит рассмотрению в соответствии с законодательством, регулирующим данные отношения, если между лицами отсутствуют договорные отношения, спор о возврате имущества собственнику подлежит рассмотрению по правилам ст. ст. 301, 302 ГК РФ.
Данный спор о возврате имущества, вытекает из договорных отношений, однако требования о расторжении договора социального найма ДЖП и ЖП не заявлялось.
В соответствии со ст. 2 Закона от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 6 Закона от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», 6. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со ст. 7 Закона от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», 7. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
Таким образом, граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, безвозмездно приобрести эти помещения в собственность.
В соответствии со ст. 125 ГК РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
2. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
3. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Договор передачи жилого помещения в собственность граждан осуществляется уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений в порядке, установленном законодательством.
В данном конкретном случае таким органом государственной власти является Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, а потому требование истицы к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы является обоснованным и законным.
С учетом вышеизложенного, суд считает, что исковые требования Бутиной Н.А. обоснованны и подлежат удовлетворению, а встречные исковые требования ДЖП и ЖФ г. Москвы не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, в соответствии руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать за Бутиной Натальей Александровной право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: Москва, <адрес>, в порядке приватизации.
В удовлетворении встречного иска ДЖП и ЖФ г. Москвы к Бутиной Н.А. об истребовании имущества из чужого незаконного владения, выселении - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через районный суд в течение десяти дней после вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья: С.С. Чурсина