РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2010 года Черемушкинский районный суд г. Москвы в составе: судьи Комкова М.А., при секретаре Минуговой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1043/10 по иску Коссаковской Т.В. к Коссаковским Л.С., К.С.,А.К., ДЖПиЖФ г. Москвы об изменении договора социального найма жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Коссаковская Т.В. обратилась в суд с иском к Коссаковским Л.С., К.С., А.К., ДЖПиЖФ г. Москвы и просит изменить договор социального найма квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, заключив с ней отдельный договор найма для проживания на комнату площадью 9 кв.м., а с Коссаковским Кириллом Святославовичем, Коссаковской Анастасией Кирилловной и Коссаковской Ларисой Степановной на комнаты площадью 10.3 кв.м. и 14,6 кв.м.; открыть на ее имя в указанной квартире отдельный лицевой счет на изолированную комнату площадью 9 кв.м., а на имя Коссаковского Кирилла Святославовича, Коссаковской Анастасии Кирилловны и Коссаковской Ларисы Степановны отдельный лицевой счет на комнаты площадью 10.3 кв.м. и 14,6 кв.м., ссылаясь на следующее.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей с/у № 56 р-на «Теплый Стан» г. Москвы был расторгнут брак между ней, Коссаковской Татьяной Васильевной и Коссаковским Кириллом Святославовичем. Вплоть до указанного момента они проживали совместно и вели общее хозяйство.
В соответствии с ордером № 0936 от 02.04.1979 г., а также на основании Договора социального найма № 5617-01-2008-0664826. она, а также Коссаковский Кирилл Святославович, их дочь - Коссаковская Анастасия Кирилловна и Коссаковская Лариса Степановна (ответственный квартиросъемщик) проживают в квартире по адресу: <адрес>
Квартира состоит из трёх комнат общей площадью 49,6 кв. м. и жилой площадью 33,9 кв.м.
Она проживаю в изолированной комнате площадь, которой составляет 9 кв. м. После расторжения брака Коссаковские ведут отдельное хозяйство и проживают отдельно от нее в остальной части квартиры. Две другие комнаты ей не используются, так как в них нет нужды.
Она работает и хочет проживать отдельно. Поэтому она обратилась к ответчикам с просьбой выдать ей комнату площадью 9 кв.м., однако ответчики не желают добровольно изменять договор социального найма. В подтверждение указанных обстоятельств ею 2.10.2009 г. было отправлено претензионное письмо, на которое она получила письменный отказ.
В соответствии с п. 4 ст. 69 Жилищного кодекса РФ «если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.»
В главе 8 Жилищного кодекса РФ, введенного в действие с 1 марта 2005 года, которая называется «Социальный наем жилого помещения», предусмотрена норма, согласно которой в законодательном порядке закреплено право граждан, проживающих в одной квартире, пользующихся в ней жилым помещением на основании отдельных договоров социального найма и объединившихся в одну семью, требовать заключения с кем-либо из договора социального найма всех занимаемых ими жилых помещений (статья 82) и вместе с тем отсутствует норма, закрепляющая право граждан на изменение договора найма жилого помещения, в случае прекращения между ними семейных отношений, которая была предусмотрена в Жилищном РСФСР, действовавшем с 1 января 1984 года по 1 марта 2005 года.
Изменение жилищных правоотношений, к которым относится и изменение договора социального найма жилого помещения, является одним из способов защиты жилищных прав в соответствии со ст. 11 ЖК РФ (пп.5 п. 3).
Согласно ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Согласно ч. 3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены лить федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Аналогичное положение содержится и в п. 3 ст. 1 ЖК РФ. Ограничение прав граждан на изменение договора социального найма возможно рассматривать как нарушение Конституции РФ, а именно ст. 18, прямо предусматривающей права и свободы человека и гражданина непосредственно действующими, определяющими смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и обеспечивающихся правосудием. Как указано выше, в ныне действующем Жилищном кодексе отсутствует как норма, разрешающая изменение договора социального найма жилого помещения по требованию совершеннолетнего члена семьи нанимателя, так и норма, прямо запрещающая это. Между тем в Жилищном кодексе РФ предусмотрена статья 62 «Предмет договор социального найма жилого помещения»; Согласно указанной норме закона, предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Исходя из анализа и смысла указанной нормы, можно сделать вывод о том, что закон допускает изменение договора социального найма жилого помещения.
В судебном заседании представитель Коссаковской Т.В. иск поддержал по изложенным в нем основаниям, пояснил, что после расторжения брака с Коссаковским К.С. Коссаковская Т.В. в спорной квартире не проживает, поскольку со стороны ответчиков ей чинятся препятствия в проживании в жилом помещении.
Представитель ответчиков Коссаковских Л.С., К.С. и А.К. иск не признал, ссылаясь на то, что действующим законодательством предусмотрено только два основания для изменения договора социального найма жилого помещения: 1) граждане, проживающие в одной квартире, пользующиеся в ней жилыми помещениями на основании отдельных договоров социального найма и объединившиеся в одну семью, вправе требовать заключения с кем-либо из них одного договора социального найма всех занимаемых ими жилых помещений, 2) дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому дееспособному члену семьи умершего нанимателя.
ДЖПиЖФ г. Москвы о рассмотрении дела извещен, представитель в судебное заседание не явился, доказательств уважительности причин неявки не представил.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Коссаковская Л.С. с сыном - Коссаковским К.С., бывшей женой сына - Коссаковской Т.В. и внучкой (дочерью Коссаковских К.С. и Т.В.) -Коссаковской А.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является нанимателем трехкомнатной <адрес>, жилой площадью 33,9 кв. м., состоящей из изолированной комнаты размером 9,0 кв.м., проходной комнаты размером 14,6 кв.м. и запроходной комнаты - 10,3 кв.м., находящейся по адресу: <адрес>.
Согласно ст. 82 ЖК РФ граждане, проживающие в одной квартире, пользующиеся в ней жилыми помещениями на основании отдельных договоров социального найма и объединившиеся в одну семью, вправе требовать заключения с кем-либо из них одного договора социального найма всех занимаемых ими жилых помещений.
На основании изложенного, принимая во внимание, что в соответствии с действующим законодательном члены семьи нанимателя, бывшие члены семьи нанимателя, не вправе требовать заключения с ними отдельного договора социального найма жилого помещения, суд полагает, что иск удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
отказать Коссаковской Т.В. в удовлетворении иска к Коссаковским Л.С., К.С., А.К., ДЖПиЖФ г. Москвы об изменении договора социального найма жилого помещения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Московский городской суд, через районный суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья: