признать недействительными действия Министра с/х РФ по проведению конкурса на замещение должности руководителя ФГУП Туровский, признать недействительным решение конкурсной комисии



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 апреля 2011 года Черемушкинский районный суд гор. Москвы в составе председательствующего судьи Федоровой И.П., при секретаре Снурницыной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-609/11 по заявлению Кобелева Николая Николаевича об оспаривании действий и решений органа государственной власти,

Установил:

Кобелев Н.Н. обратился в суд с заявлением, в котором оспаривает действия Министерства сельского хозяйства РФ по проведения 23 августа 2010 года конкурса на замещение должности руководителя ФГУП «Туровский» и решения конкурсной комиссии Менсельхза России, принятые 23 августа 2010 года при проведении конкурса на замещение должности руководителя ФГУП «Туровский». Заявитель просит признать указанные действия недействительными. В обоснование своего заявления, Кобелев Н.Н. указывает, что он был назначен директором ФГУП «Туровский» Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области № 433 от 03 июня 2008 года. 09 декабря 2008 года с ним был заключен трудовой договор. 31 мая 2010 года Министерством сельского хозяйства РФ ему был предъявлен приказ № 53-кп, согласно которому Министерством были приняты решения о расторжении досрочно трудового договора от 09 декабря 2008 года и он уволен с должности директора данного предприятия в соответствии с п.2 ст. 278 ТК РФ 31 мая 2010 года. Поскольку решение о прекращении его полномочий принято в нарушение закона, он обратился в Арбитражный суд Московской области с иском о признании незаконным вышеуказанного решения. Несмотря на наличие судебного спора, 23 августа 2010 года Минсельхозом РФ был проведен конкурс на замещение должности руководителя ФГУП «Туровский». По итогам конкурса было принято решение о признании его победителем Ложкина В.М. Таким образом, действия Министерства сельского хозяйства РФ по проведению 23 августа 2010 года конкурса на замещение должности руководителя ФГУП «Туровский» и принятые решения конкурсной комиссии нарушают его право на труд.

Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

Представитель заявителя Кобелева Н.Н. - Моисеенко Е.П. в судебное заседание явилась, заявление поддерживает.

Представитель заинтересованного лица - Министерства сельского хозяйства РФ заявление Кобелева Н.Н. не признает и просит в удовлетворении заявления отказать, т.к. права и свободы Кобелева Н.Н. принятым Министерством решением не нарушены, кроме того, решение Министерства сельского хозяйства РФ о проведении конкурса 23 августа 2010 года на замещение должности руководителя ФГУП «Туровский» принято на законном основании в пределах его полномочий.

Представитель заинтересованного лица Ложкина В.М. - Герцев Д.А. заявление Кобелева Н.Н. не признал.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворении заявления.

В соответствии со ст. с п1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно п.4 ст. 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Таким образом, в силу вышеуказанных правовых норм для удовлетворения судом заявления о признании решения, действия (бездействия) государственного органа недействительным необходимо наличие в совокупности двух условий: оспариваемое решение, действие (бездействие) органа государственной власти должно противоречить закону или иному нормативному правовому акту и нарушать права и охраняемые законом интересы обратившегося лица.

В обосновании нарушения своих прав заявитель указывает на то, что прекращение его полномочий как директора ФГУП «Туровский» было принято Минсельхозом России с нарушением норм законодательства. Также Заявитель ссылается на то, что при наличии судебного спора между Минсельхозом России и Кобелевым Н.Н. о правомерности произведенного увольнения, Министерство не вправе было проводить конкурс на замещение должности руководителя ФГУП «Туровский».

Приказом Минсельхоза России от 31.05.2010 № 53-кп с Кобелевым Н.Н. досрочно расторгнут срочный трудовой договор от 09.12.2008, и он уволен с должности директора ФГУП «Туровский» 31.05.2010 по п. 2 ст. 278 ТК РФ. Приказом Минсельхоза России от 31.05.2010 № 54-кп на должность директора ФГУП «Туровский» назначен Ложкин В.М. временно с 01.06.2010 по 02.08.2010. Впоследствии полномочия Ложкина В.М. были продлены до 04.10.2010 (приказ Минсельхоза России от 02.08.2010 № 81-кп).

Вступившим в законную силу решением Серпуховского городского суда Московской области от 28.12.2010 по делу № 2-4444/2010 иск Кобелева Н.Н. к ФГУП «Туровский», Минсельхозу России о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, оплате времени вынужденного прогула оставлен без удовлетворения.

Кроме того, ни одним нормативным правовым актом не установлен запрет на проведение конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия, в случае если прежним руководителем данного предприятия оспаривается его увольнение. В оспариваемом конкурсе в качестве претендента на должность руководителя ФГУП «Туровский» Кобелев Н.Н. не участвовал.

Таким образом, у Кобелева Н.Н. отсутствует право на подачу заявления и ему должно быть отказано в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемые действия и решения Минсельхоза России права и законных интересов Заявителя не нарушают.

В соответствии со ст. 275 ТК РФ трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или учредительными документами организации могут быть установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и другое).

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.2000 № 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» установлено, что назначение руководителей унитарных предприятий осуществляется на конкурсной основе.

Положением о проведении конкурса проведение данной процедуры возложено на федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен назначать на должность руководителя федерального государственного унитарного предприятия, заключать, изменять и прекращать с ним в установленном порядке трудовой договор (п. 2 Положения).

В соответствии с п. 5.4. Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 450 Минсельхоз России назначает на должность и освобождает от должности руководителей подведомственных учреждений и иных


организаций, заключает, изменяет и расторгает с указанными руководителями трудовые договоры (п. 10.18 Положения).

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 № 100-р ФГУП «Туровский» находится в ведении Минсельхоза России (п. 72 Приложения).

Следовательно, Минсельхоз России имел полномочия по проведению конкурса на замещение должности руководителя ФГУП «Туровский».

Согласно п. 2 Положения о проведении конкурса федеральный орган исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли или сфере управления образует комиссию по проведению конкурса и утверждает ее состав; организует публикацию подготовленного комиссией информационного сообщения о проведении конкурса; принимает заявки от претендентов и ведет их учет; проверяет правильность оформления заявок и прилагаемых к ним документов; передает в комиссию по окончании срока приема поступившие заявки с прилагаемыми к ним документами; утверждает перечень вопросов для тестовых испытаний претендентов.

Состав комиссии, сроки и порядок ее работы утверждаются руководителем федерального органа исполнительной власти. Комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. В ее состав помимо представителей федерального органа исполнительной власти включается с правом решающего голоса представитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом (п. 3 Положения о проведении конкурса).

Решения комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии с правом решающего голоса. Комиссия правомочна решать вопросы, отнесенные к ее компетенции, если на заседании присутствуют не менее половины ее членов с правом решающего голоса. При равенстве голосов принимается решение, за которое голосовал председательствующий на заседании. Решения комиссии оформляются протоколами, которые подписываются присутствующими на заседании членами комиссии, имеющими право решающего голоса (п.п. 4, 5 Положения о проведении конкурса).

Информационное сообщение о проведении конкурса должно быть опубликовано не позднее чем за 30 дней до объявленной в нем даты проведения конкурса (п. 6 Положения о проведении конкурса).

К участию в конкурсе допускаются физические лица, имеющие высшее образование, опыт работы в сфере деятельности предприятия, опыт работы на руководящей должности, как правило, не менее года и отвечающие требованиям, предъявляемым к кандидатуре руководителя предприятия (п. 9 Положения о проведении конкурса).

Конкурс проводится в два этапа: на первом этапе претендентам предлагаются тестовые задания на проверку знаний отраслевой специфики предприятия, основ гражданского, трудового, налогового, банковского законодательства, основ управления предприятием и др. На втором этапе рассматриваются предложения по программе деятельности предприятия. Победителем конкурса признается участник, успешно прошедший тестовые испытания и предложивший, по мнению комиссии, наилучшую программу деятельности предприятия (п.п. 12-14 Положения о проведении конкурса).

Порядок, установленный Положением о проведении конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2000 № 234 Минсельхозом России был соблюден.


Состав комиссии по проведению конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия был утвержден приказом Минсельхоза России от 17.01.2007 № 3 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Минсельхозу России».

Информационное сообщение о проведении конкурса содержало всю необходимую информацию о предстоящем конкурсе, и было опубликовано на официальном сайте Минсельхоза России в сети Интернет 20.07.2010, то есть в пределах установленного срока. Перечень вопросов для участников конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия был утвержден приказом Минсельхоза России от 17.08.2010 № 288.

Заявки на участие в конкурсе были поданы Ложкиным В.М., ФИО5, ФИО6, ФИО7, Комаровым СИ. Указанные лица были допущены к конкурсу.

Согласно Протоколу № 2 заседания комиссии по проведению конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия от 23.08.2010 (далее - Протокол № 2) конкурс на замещение должности директора ФГУП «Туровский» проводился в два этапа.

Первый этап - тестовые испытания (письменно). Из 80 вопросов количество неправильных ответов не могло быть более 25% (не более 12 неправильных ответов). На втором этапе конкурса комиссией рассматривались предложения по программе деятельности предприятия.

Все претенденты по итогам первого этапа конкурса были допущены и ко второму этапу.

В соответствии с Протоколом № 2 лучший результат по итогам конкурса показал Ложкин В.М. (на все вопросы были даны правильные ответы, и предложившим наилучшую программу деятельности предприятия) который и был признан победителем конкурса на замещение должности директора ФГУП «Туровский».

Таким образом, конкурс на замещение должности руководителя ФГУП «Туровский» был проведен Минсельхозом России с соблюдением норм законодательства и его проведение не нарушило прав и свобод Кобелева Н.Н.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении заявления об оспаривании действий и решений органа государственной власти Кобелеву Николаю Николаевичу отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней через районный суд.

Судья: И.П.Федорова