о взыскании задолженности по заработной плате. компенсации за неиспользованный отпуск



                                                                                                           Решение изготовлено в окончательной форме 27.09.2011года. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

15 сентября 2011 года Черемушкинский районный суд г. Москвы в составе:

судьи - Федоровой И.П.,

при секретаре - Снурницыной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4468/11 по иску Волковой Ольги Павловны к Открытому акционерному обществу «Внешнеэкономическое объединение «Медэкспорт», о признании части трудового договора недействительным, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда.

установил:

Истец обратился в суд с иском к ответчику, о взыскании задолженности по заработной плате, мотивируя свои требования тем, что истец был принят на работу в Открытое акционерное общество «Внешнеэкономическое объединение «Медэкспорт» 02.04.2005 года в должности уборщицы офисных помещений с окладом <данные изъяты> коп. Расчетные листки истцу на руки не выдавались. При начислении суммы заработной платы за июнь месяц 2010 г. допущен ошибочный расчет, т.к. истец была рассчитана исходя не из оклада, который выплачивался ей на протяжении двух последних лет (форма 2-НДФЛ за 2009-2010 г.). Из справки 2-НДФЛ за 2010г. следует, что за июнь 2010г. истцу начислено в качестве заработной платы (код 2000 по справке 2-НДФЛ за 2010 год 06 месяц) сумма в размере <данные изъяты> рублей. По расчетам истца сумма должна составлять <данные изъяты> копеек. Недоплаченная заработная плата Ответчиком составляет <данные изъяты> копеек. Кроме того, из справки 2-НДФЛ за 2010г. сумма компенсации за неиспользованный отпуск составляет <данные изъяты> копеек, что соответствует примерно 11 дням компенсации отпуска при среднедневном заработке <данные изъяты> копеек. Таким образом, сумма компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 28 дней должна составить <данные изъяты> копеек. Долг Ответчика за компенсацию отпуска составляет <данные изъяты> копеек. Кроме того, действиями Ответчика привели к ухудшению здоровья истца, общему нервному потрясению, т.к. недоплаченная сумма является существенной для семьи истца.

Истица просила суд взыскать с ответчика задолженность по заработной плате в размере <данные изъяты> копеек, компенсацию за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты> копеек, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей 00 копеек.

В ходе разбирательства дела по существу истица неоднократно уточняла исковые требования.

По состоянию на 18 августа 2011 года истица просит суд признать п. 3.1 трудового договора недействительным с момента его подписания, признать действительным фактический должностной оклад в размере <данные изъяты> копеек, взыскать с ответчика компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере <данные изъяты> копеек (л.д. 96).

Истец и представитель истца в судебное заседание явились, исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, поддержали в полном объеме.

Представители ответчика по доверенности Гамагина О.В., Пинкина М.Л. в судебное заседание явились, исковые требования истицы не признали, представили суду письменные пояснения по иску, возражения на исковое заявление, в котором пояснили, что истица работала на предприятии ответчика в период с 02.04.2005 по 24.06.2010. В соответствии с пунктом 3.1. Трудового договора от 21.12.2007 (с Изменениями №1 от 15.12.2008 к Трудовому договору), с 01.01.2009 Истцу был установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> рублей 00 копеек в месяц. Кроме того, согласно п. 3.2. Трудового договора, приказом генерального директора может устанавливаться ежемесячная стимулирующая надбавка к должностному окладу за фактически отработанное время в размере 172%. Пунктом 3.4. Трудового договора установлена возможность выплаты с 01.01.2009 некурящим работникам ежемесячной стимулирующей надбавки к должностному окладу в размере <данные изъяты> рублей. Таким образом, при добросовестном исполнении служебных обязанностей, соблюдении трудовой дисциплины и прочих определенных условий (отсутствие вредных привычек), истец ежемесячно, начиная с 01.01.2009, получала зарплату (включая оклад и надбавки) в сумме <данные изъяты> копеек. В соответствии с п. 3.2. Трудового договора, в случае увольнения работника по собственному желанию стимулирующие надбавки за месяц, в котором подано заявление, не выплачиваются. Заявление об увольнении было подано истцом в июне месяце 2010 года. Соответственно, расчет зарплаты за июнь месяц 2010 года был произведен из расчета оклада (без стимулирующей надбавки), согласно штатному расписанию от 31.12.2009 года, составляющего <данные изъяты> рублей 00 копеек, за 17 дней, отработанных истцом в июне месяце 2010 года. За рабочий период с 29.01.2010 по 24.06.2010 Истцу при увольнении была выплачена компенсация за 11 дней неиспользованного отпуска в сумме <данные изъяты> рублей.

С исковыми требованиями о признании п. 3.1 трудового договора ответчик также не согласен, указал, что в соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года. В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течении трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Таким образом, истица пропустила срок исковой давности. Также, поскольку ответчик считает, что при увольнении истице были выплачены все причитающиеся выплаты в полном объеме, то требования о взыскании компенсации морального вреда ответчик полагает подлежащими отклонению.

Ответчик не отрицал, что истице не выплатили компенсацию за неиспользованный отпуск за 2 дня.

Суд, выслушав объяснения истца и представителя истца, возражения представителей ответчика, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что 21.12.2007 года между истцом и ответчиком был заключен трудовой договор, согласно которому истица была принята на работу в Открытое акционерное общество «Внешнеэкономическое объединение «Медэкспорт» на должность уборщицы офисных помещений с окладом <данные изъяты> руб. 00 коп.

Согласно п.3.2. трудового договора Работнику, добросовестно выполняющему служебные обязанности и не имеющему нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, приказом генерального директора может устанавливаться ежемесячная стимулирующая надбавка к должностному окладу за фактически отработанное время в размере 370 %.

Согласно изменениям к трудовому договору от 15.12.2008 года, работнику установлен должностной оклад <данные изъяты> рублей в месяц с 01.01.2009 года и работнику, добросовестно выполняющему служебные обязанности и не имеющему нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, приказом генерального директора может устанавливаться ежемесячная стимулирующая надбавка к должностному окладу за фактически отработанное время в размере 172 %. В случае увольнения Работника по собственному желанию, стимулирующие надбавки за месяц, в котором подано заявление, не выплачиваются.

Согласно п.3.4. трудового договора установлена возможность выплаты с 01.01.2009 некурящим работникам ежемесячной стимулирующей надбавки к должностному окладу в размере <данные изъяты> рублей.

Таким образом, при добросовестном исполнении служебных обязанностей, соблюдении трудовой дисциплины и прочих определенных условий (отсутствие вредных привычек), Истец ежемесячно, начиная с 01.01.2009, получала зарплату (включая оклад и надбавки) в сумме <данные изъяты>.).

Из справки 2-НДФЛ за 2010г. следует, что за июнь 2010г. истцу начислено в качестве заработной платы (код 2000 по справке 2-НДФЛ за 2010 год 06 месяц) сумма в размере <данные изъяты> копейка.

Количество рабочих дней в июне месяце 2010г. - 21 день, количество отработанных истцом рабочих дней за данный месяц составило - 17 дней.

В соответствии со ст. 131 ТК РФ выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).

В соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации и международным договорам Российской Федерации. Доля заработной платы, выплачиваемой в не денежной форме, не может превышать 20 процентов от начисленной месячной заработной платы.

Выплата заработной платы в бонах, купонах, в форме долговых обязательств, расписок, а также в виде спиртных напитков, наркотических, ядовитых, вредных и иных токсических веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот, не допускается.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Истцу при увольнении не была выплачена компенсация за 2 дня неиспользованного отпуска в размере <данные изъяты> копеек.

В соответствии со ст. 3 ТК РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

Согласно ст. 129 ТК РФ надбавки и доплаты стимулирующего и компенсационного характера, являются составной частью заработной платы и подлежат выплате при определенных условиях.

Таким образом, оснований считать дискриминацией установление ОАО «Внешнеэкономическое объединение «Медэкспорт» ежемесячной стимулирующей надбавки к заработной плате за добросовестный труд работника и отсутствие у него нарушений трудовой и исполнительной дисциплины в размере 172 % с условием ее невыплаты в том случае, если работником подано заявление об увольнении по собственному желанию, не имеется.

Кроме того, как следует из материалов дела, правом на получение указанной стимулирующей надбавки обладают все работники общества, добросовестно выполняющие трудовые обязанности и не имеющие нарушений трудовой и исполнительной дисциплины, трудовые договора с которыми содержат данное условие. Основание, по которому истице не была выплачена данная надбавка, также распространяется на всех остальных работников общества, получающих указанную надбавку.

Таким образом, учитывая, что п. 3.2 трудового договора не противоречит закону, не является дискриминирующим, суд также полагает не обоснованными требования истца о признании действительным фактически должностной оклад в размере <данные изъяты> копеек.

Требования истца о признании недействительным п. 3.1 трудового договора также не подлежат удовлетворению.

Так, согласно ст. 133 ТК РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

           В соответствии со ст. 133.1 ТК РФ, в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

          Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается:

организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

другими работодателями - за счет собственных средств.

Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 47 настоящего Кодекса.

После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта

Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.

В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально- трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.

Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

В силу ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном финансируемых из соответствующих бюджетов. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы. Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации.

Таким образом, по смыслу приведенных выше норм закона, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

При этом, устанавливая систему оплаты труда, каждый работодатель должен соблюдать положения части третьей статьи 133 ТК РФ, гарантирующей работнику полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда.

В соответствии с Соглашением о минимальной заработной плате в городе Москве на 2008 год между Правительством Москвы, Московскими объединениями профсоюзов и Московскими объединениями работодателей, договаривающиеся стороны подписали настоящее соглашение об установлении на территории города Москвы минимальную заработную плату с 1 сентября 2008 года в размере <данные изъяты> рублей.

Соглашением от 24 декабря 2008 года о минимальной заработной плате в городе Москве на 2009 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей, на территории города Москвы была установлена минимальная заработная плата с 1 января 2009 года в размере <данные изъяты> рублей, с 1 мая 2009 года в размере <данные изъяты> рублей и с 1 сентября 2009 года в размере <данные изъяты> рублей.

Соглашением от 22 декабря 2009 года о минимальной заработной плате в городе Москве на 2010 год между Правительством Москвы, Московскими объединениями профсоюзов и Московскими объединениями работодателей, было предусмотрено двухэтапное повышение размера минимальной заработной платы в городе Москве и установлен размер минимальной заработной платы с 1 января 2010 года - <данные изъяты> рублей, с 1 мая 2010 года - <данные изъяты> рублей.

При этом размер минимальной заработной платы включает минимальную сумму выплат работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени, установленную законодательством Российской Федерации, и исполнившему свои трудовые обязанности (нормы труда), включающую тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также доплаты, надбавки, премии и другие выплаты, за исключением выплат, производимых в соответствии со ст. 147, ст. 151, ст. 152, ст. 153 Трудового кодекса Российской Федерации

С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о признании недействительным п.3.1. трудового договора.

Также не имеется оснований и для компенсации морального вреда, так как истицей не представлено доказательств причинения ей действиями ответчика физических или нравственных страданий.

Таким образом, суд полагает обоснованными требования истицы о взыскании с ответчика компенсации за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты> копеек

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ истец освобожден от оплаты государственной пошлины, следовательно, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход государства, в размере <данные изъяты> рублей 00 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Взыскать с Открытого акционерного общества «Внешнеэкономическое объединение «Медэкспорт» в пользу Волковой Ольги Павловны компенсацию за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты> копейки.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Внешнеэкономическое объединение «Медэкспорт» в доход государства государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей 00 копеек.

В остальной части иска - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Черемушкинский районный суд г. Москвы.

Судья                                                                                                                     И.П. Федорова