о признании сделки недействтительной, признании права собственности на недвижимое имущество



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 октября 2011 года Черемушкинский районный суд г. Москвы в составе председательствующего: судьи Белянковой Е.А., при секретаре Коряковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2319/1 по иску Фузяхматовой <данные изъяты> к Черкашину <данные изъяты> о признании недействительным договора дарения квартиры, признании права собственности на квартиру,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратилась в суд с иском к ответчику и просит признать недействительным договор дарения квартиры от 07 июля 2009 года, заключенный между ней и Черкашиным В.В. и вернуть в ее собственность <адрес> по адресу: <адрес>.

Свои требования истец мотивирует тем, что на момент заключения договора находились в таком состоянии, что не могла понимать значение своих действий и не могла руководить ими. Утверждает, что страдает психическим расстройством, состоит под наблюдением в ПНД № 21, является инвалидом 2 группы бессрочно по психическому заболеванию, находится в настоящее время на лечении в Психиатрической больнице № 15. В период с 1995 года до настоящего времени неоднократно лечилась в Психиатрической больнице № 15. Состояние здоровья истца, ее престарелый возраст не могли не повлиять на ее волеизъявление. В сентябре, октябре 2009 года истец проходила лечение в Психиатрической больнице № 14. В 2010 году проведена операция на глаз в Городской клинической больнице № 1.

В конце 2010 года от родственницы Фузяхматова Л. узнала об извещении о прекращении предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Получив ответ из Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве, она узнала, что собственником квартиры является Черкашин В.В.

Представители истца в судебном заседании иск поддержали.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Выслушав объяснения представителей истца, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что требования истца подлежат удовлетворению.

Как усматривается из материалов дела, иск предъявлен по основаниям ст. 177 ГК РФ, предусматривающих, соответственно, основания недействительности сделки, совершенной гражданином, не способным понимать значение своих действий или руководить ими.

В соответствии с требованиями ст. 177 ГК РФ, сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения. Если сделка признана недействительной на основании настоящей статьи, соответственно применяются правила, предусмотренные абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 171 настоящего Кодекса, в соответствии с которыми каждая из сторон такой сделки обязана возвратить другой все полученное в натуре, а при невозможности возвратить полученное в натуре - возместить его стоимость в деньгах. Дееспособная сторона обязана, кроме того, возместить другой стороне понесенный ею реальный ущерб, если дееспособная сторона знала или должна была знать о недееспособности другой стороны.

      В судебном заседании установлено, что спорная жилая площадь представляет собой однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 42,6 кв. м., жилой площадью 17,4 кв. м.

      Собственником квартиры является Черкашин В.В. на основании договора дарения квартиры, заключенного 7 июля 2009 года между Фузяхматовой Л. и Черкашиным В.В. Договор зарегистрирован в Едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним . (л.д. 53-54).

    В связи с сомнениями в психическом состоянии Фузяхматовой Л. в момент заключения договора дарения квартиры 7 июля 2009 года, судом была назначена амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза, согласно заключению которой, комиссия пришла к выводу, что Фузяхматова Л. страдает деменцией сосудистой (F01.9) о чем свидетельствуют наличие в течение длительного времени сердечно-сосудистой патологии - ишемической болезни сердца с явлениями атеросклеротического кардиосклероза, гипертонической болезни, цереброваскулярной болезни, хронической ишемии головного мозга, что привело к нарастанию нарушений памяти, когнитивных функции, дезориентировке в пространстве и времени, аффективных расстройств, появившихся задолго до интересующего суд периода, способствующих полной социальной дезадаптации; также данные о присоединении эпизодов спутанности сознания, зрительных и слуховых обманов восприятия, идей ущерба. Указанное диагностическое заключение подтверждается и результатами настоящего психиатрического освидетельствования, выявившего у подэкспертной дезориентировку в месте и времени, частично в собственной личности, ослабление концентрации внимания, значительное снижение памяти и интеллекта, утомляемость, обедненность эмоциональных реакций, нарушение критических способностей. В связи с вышеуказанным, как страдающая слабоумием, Фузяхматова Л. на момент заключения договора дарения 07.07.2009 г. не могла понимать значение своих действий и руководить ими.

Для разрешения вопроса о состоянии Фузяхматовой Л. в момент заключения договора необходимы специальные познания. Оценивая заключение амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы, суд отмечает, что не находит оснований сомневаться в их правильности, полноте и объективности. Экспертиза проводилась в Государственном судебно-экспертном учреждении по определению суда. Ответы на все поставленные перед экспертами вопросы получены, а, следовательно, нет оснований для назначения повторной и дополнительной экспертиз. Квалификация и уровень знания экспертов не вызывают сомнения.

При этом суд учитывает, что при проведении экспертизы экспертами были изучены все представленные медицинские документы, приняты во внимание показания допрошенных в суде свидетелей, материалы гражданского дела.

Свидетель ФИО3 показала, что Фузяхматова Л. является ее свекровью, знает ее с 2001 года, с 2003 года у Фузяхматовой Л. наблюдались странности в поведении, в феврале 2003 года она проходила лечение в психиатрической больнице, у нее возникли страхи, у нее возникли страхи, наблюдалась потеря памяти, она терялась во времени, с июля 2009 года теряла паспорт, затем находила и прятала, ходила в синяках. Когда спрашивала у нее кому она подарила квартиру, она отвечала, что квартиру не дарила. Также опасалась, что ее хотят отравить.

Свидетель ФИО4 пояснила, что является риэлтором, помогала провести сделку между Фузяхматовой Л. и Черкашиным В.В., подозрений во вменяемости Фузяхматовой Л. не возникло.

Свидетель ФИО5 пояснил в судебном заседании, что является отцом ответчика, жил вместе с истицей с 1990 г., отношения были хорошими, она болела, у нее периодически болела и кружилась голова, из дома она не выходила, поэтому самостоятельно ходил в магазин, брак с Фузяхматовой Л. не регистрировали. Намерений оставлять квартиру своему сыну Фузяхматова Л. не имела, хотела оставить квартиру Черкашину В.В. С истицей, сыном и еще какой-то женщиной ездили в нотариальную контору и составлять договор, когда не помнит.

Суд критически оценивает показания вышеуказанных свидетелей ФИО4, ФИО5, поскольку они противоречат иным материалам дела.

Показания свидетелей учитывались экспертами, в распоряжении которых имелась также медицинская документация из многочисленных лечебных учреждений, в которых лечилась Фузяхматова Л.

Таким образом, оценивая представленные истцом доказательства, суд полагает, что факт совершения сделки в момент, когда она не была способна понимать значение своих действий и руководить ими надлежащим образом доказан.

Поскольку договор дарения заключен 07.07.2009 года в состоянии, когда Фузяхматова Л. не могла отдавать отчет своим действиям и руководить ими, т.е. не обладала в момент его совершения дееспособностью в полном объеме, суд полагает, что договор дарения является недействительным.

Удовлетворяя требования Фузяхматовой Л., суд исходит из установленного судом обстоятельства, что Фузяхматова Л. на момент заключения договора дарения спорной квартиры в силу своего психического состояния не могла понимать значения своих действий и руководить ими.

Признавая договор купли-продажи дарения квартиры, заключенный 07 июля 2009 года между Фузяхматовой <данные изъяты> к Черкашиным <данные изъяты>, недействительным, суд полагает необходимым возвратить в собственность Фузяхматовой Л. спорную квартиру.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать недействительным договор дарения квартиры, заключенный 07 июля 2009 года между Фузяхматовой <данные изъяты> к Черкашиным <данные изъяты>, зарегистрированный 04.08.2009 года в Управлении Федеральной регистрационной службы по Москве, номер регистрации .

Признать право собственности Фузяхматовой <данные изъяты> на квартиру по адресу: <адрес>.

Решение является основанием для погашения записи о праве собственности Черкашина <данные изъяты> на квартиру по адресу: <адрес> восстановлении записи о праве собственности Фузяхматовой <данные изъяты> на квартиру по адресу: <адрес> Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (ЕГРП)

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней после составления решения в окончательной форме через районный суд.

Судья                                                                                                         Е.А. Белянкова