о признании недействительным договора страхования



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 января 2012 г. Черемушкинский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Попова Б.Е., при секретаре Корецкой Т.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-96/12 по исковому заявлению ОСАО «РЕСО-Гарантия» к ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», Наумкину Игорю Анатольевичу о признании договора недействительным,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к ответчикам и просят признать недействительным договор личного и имущественного страхования в соответствии с которым были застрахованы имущественные интересы страхователя, связанные с причинением вреда жизни и здоровью застрахованного лица в результате несчастного случая и/или болезни, а также владением, пользованием и распоряжением страхователем недвижимым имуществом, переданным в залог.

Однако при исполнении страховщиком обязательств по указанному договору было установлено, что на момент заключения договора страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения о состоянии своего здоровья.

При таких обстоятельствах истец полагает, что указанный договор является недействительным в силу требований ст. 179 ГК РФ.

Представитель истца в судебное заседание явился, иск поддержал.

Представители ответчиков в судебное заседание явились, иск не признали.

Третьи лица в судебное заседание не явились, извещались судом.

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела приходит к следующему выводу.

В судебном заседании установлено, что 30.04.2010 г. между ОСАО «Р ЕСО-Гарантия» и Наумкиным Игорем Анатольевичем был заключен договор личного и имущественного страхования № SYS 392950544 (далее Договор страхования), в соответствии с которым были застрахованы имущественные интересы Страхователя, связанные с причинением вреда жизни и здоровью Застрахованного лица в результате несчастного случая и/или болезни (заболевания), а также владением, пользованием и распоряжением Страхователем недвижимым имуществом, переданным в залог (ипотеку).

Согласно Договору страхования, застрахованным лицом по нему является Ответчик, а также ФИО2; застрахованным имуществом является квартира, расположенная по адресу <адрес>.

Застрахованное имущество передано в залог (ипотеку) ООО КБ «Русский ипотечный банк» в обеспечение исполнения обязательств Заемщика по Договору займа ОИ от 30.04,2010 г., заключенному между Наумкиным И.А., ФИО4, ФИО2 и ООО КБ «Русский ипотечный банк» (далее Кредитный договор).

В соответствии с п. 2.1. Договора страхования по Договору объектами страхования являются не противоречащие законодательству Российской Федерации имущественные интересы Страхователя, связанные, в том числе, с причинением вреда жизни и здоровью Застрахованного лица в результате несчастного случая и/или болезни (заболевания) (личное страхование).

Согласно п. 1.5. Договора страхования, Страхователь назначает по Договору страхования Выгодоприобретателем ООО КБ «Русский ипотечный банк», являющийся кредитором по Кредитному договору. 06.09.2010 г. было получено заявление от Наумкина И.А. о замене выгодоприобретателя с ООО КБ «Русский ипотечный банк» на ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию».

Договор страхования (п. 1.4. Договора страхования) заключался на условиях, определенных в «Правилах комплексного ипотечного страхования» ОСАО «РЕСО-Гарантия» (далее «Правила»).

Согласно п. 2 ст. 943 ГК РФ условия, содержащиеся в Правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя, если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких Правил и сами Правила приложены к нему.

На применение Правил непосредственно указывается в Договоре страхования, которыми Страхователь был согласен. При заключении договора страхования, в соответствии со ст. 943 ГК РФ, Страхователю были вручены Правила, о чем в Договоре страхования существует отметка (Приложения к Договору страхования).

25.02.2011 г. в ОСАО «РЕСО-Гарантия» с заявлением о страховом случае обратился Наумкин И.А..

Из указанного заявления следует, что Наумкину И.А., была установлена II группа инвалидности.

Данный факт подтверждается Справкой МСЭ-2009 № 2617216 об установлении инвалидности.

В соответствии с ч.1 ст. 944 ГК РФ при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику.

Существенными признаются, во всяком случае, обстоятельства, определенно оговоренные страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе.

При заключении договора страхования Страховщику предложил Страхователю заполнить стандартный бланк Заявления на страхование для определения степени риска. Разработанный Страховщиком стандартный бланк Заявления на страхование применительно к правилам статьи 944 ГК РФ имеет такое же значение, как и письменный запрос. Следовательно, сведения в Заявлении на страхование являются существенными.

В соответствии с пунктом 2 статьи 940 ГК РФ договор страхования был заключен путем вручения Страховщиком Страхователю на основании его письменного заявления страхового полиса, подписанного Страховщиком. В таких случаях для установления содержания договора страхования принимается во внимание содержание, как страхового полиса, так и Заявления на страхование. Следовательно, существенные условия договора страхования были согласованы сторонами в надлежащей форме.

При заключении договора страхования Страхователь сообщил Страховщику в Заявлении на комплексное ипотечное страхование, что он не имеет никаких заболеваний и проблем со здоровьем (кроме ОРЗ, гриппа, простуды и стоматологии) (п. 6.1 Заявления); что он не обращался к врачам (вызов скорой, иные услуги медицинского характера) за последние пять лет (п. 6.2); не намерен обращаться к врачу и не имеет оснований предполагать необходимость обращения к врачам в будущем (п. 63.); не имеет I, II или III группу инвалидности или проходил/проходит сейчас подготовку к направлению на медико-социальную экспертизу (п. 7); анализы в связи на ВИЧ-инфекции, СПИД, гепатитом-отрицательные (п. 11).

В соответствии с п. 7.5.1 Договора комплексного ипотечного страхования Страховщик имеет право проверять достоверность информации, сообщаемой Страхователем любыми доступными ему способами, не противоречащими законодательству РФ, в том числе проводить осмотр застрахованного имущества, назначать соответствующие экспертизы, запрашивать дополнительные сведения.

Воспользовавшись своим правом, ОСFО «РЕСО-Гарантия» получило информацию о том, что, согласно Акту освидетельствования в филиале-бюро ФГУ «ГБ МСЭ По Рязанской обрасти», Наумкин И.А. является инвалидом III группы бессрочно с 2003 года.

Указанное обстоятельство подтвердил представитель ответчика, указав, что данная группа инвалидности установлена ответчику бессрочно.

Таким образом, на момент заключения договора страхования Страхователь сообщил Страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска).

Возражения представителя ответчика о том, что группа инвалидности установлена в 2003 году и на момент заключения договора страхования ФИО5 чувствовал себя здоровым не может служить основанием для отказа в иске, так как указанная инвалидность установлена бессрочно.

Принимая во внимание, что Страхователь сообщил Страховщику заведомо ложные сведения и согласно пункту 1 статьи 179 ГК РФ это является основанием для оспаривания договора как сделки, совершенной под влиянием обмана.

В соответствии с ч. 3 ст. 944 ГК РФ если после заключения договора страхования будет установлено, что Страхователь сообщил Страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, указанных в договоре страхования, Страховщик вправе потребовать признания договора недействительным.

На основании приведенных выше норм закона и принимая во внимание, что на момент заключения договора страхования ФИО5 сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размере возможных убытков от его наступления, что в соответствии со ст. 179 ГК РФ является основанием для признания данного договора недействительным.

На основании изложенного руководствуясь ст. 179 ГК РФ, ст. 194 -198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Признать договор личного и имущественного страхования № SYS 392950544 от 30.04.2010 года заключенный между ОСАО «Р ЕСО-Гарантия» и Наумкиным <данные изъяты> - недействительным.

Решение может быть обжаловано в течение 30 дней в Московский городской суд через Черемушкинский районный суд после вынесения решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                     Б.Е. Попов