РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 июня 2011 года Черемушкинский районный суд гор. Москвы в составе председательствующего судьи Федоровой И.П., при секретаре Пендюриной Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2300/11 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве к ГБУ «Инженерная служба района Теплый Стан» и ГБУ «Инженерная служба ЮЗАО» в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, Установил: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве обратилось в суд с иском к ответчикам о признании включение графы по техническому обслуживанию запирающего устройства (домофон) в Единый платежный документ противоправным действием ГБУ «Инженерная служба района Теплый Стан» и ГБУ «Инженерная служба ЮЗАО», обязать ГБУ «Инженерная служба района Теплый Стан» и ГБУ «Инженерная служба ЮЗАО» прекратить противоправные действия в отношении граждан-потребителей способом исключения графы по техническому обслуживанию запирающего устройства (домофон) из Единого платежного документа, обязать ГБУ «Инженерная служба района Теплый Стан» и ГБУ «Инженерная служба ЮЗАО» довести до сведения граждан-потребителей решение суда через ежемесячную районную газету «Наш Теплый Стан» и ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда» (газета «Комсомольская правда» спустя 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу. Исковые требования истец мотивирует тем, что включение графы по техническому обслуживанию запирающего устройства (домофон) в Единый платежный документ противоправными действиями ГБУ «Инженерная служба района Теплый Стан» и ГБУ «Инженерная служба ЮЗАО» противоречит действующему законодательству и нарушаются права и законные интересы неопределенного круга потребителей. Представители истца по доверенности Ахатов А.А. и Юрченко Е.Г. в судебное заседание явились, иск поддерживают. Представители ответчиков в судебное заседание явились, иск не признают. Представитель третьего лица - ОАО ДЕЗ района Теплый Стан гор. Москвы в судебное заседание явился, с иском не согласен. Третье лицо - ООО «Аркадес» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просит рассмотреть дело в их отсутствие. Выслушав объяснения представителей сторон, третьего лица, показания свидетеля ФИО6, исследовав письменные материалы дела, суд полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. В соответствии с ч.2 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» установлено, что государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает обращение в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей. Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (его территориальными органами) (ч.1 ст. 40 Закона). На основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 322 от 30.06.2004г. таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее Роспотребнадзор). Управление Роспотребнадзора по городу Москве является территориальным органом Роспотребнадзора и осуществляет полномочия по защите прав потребителей на основании Положения от 30 мая 2006 года № 142. Предъявляя в суд иск, истец указывает, что ответчики при начислении и формировании единых платежных документов (далее ЕПД) на оплату жилищно-коммунальных услуг по адресу: <адрес>, нарушили права потребителей : в ЕПД отдельной графой включена стоимость обязательной для оплаты услуги по техническому обслуживанию запирающего устройства (домофон). Данные действия противоречат ст. 154 ЖК РФ и Постановлению Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491. В судебном заседании установлено, что в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по городу Москве в ЮЗАО из Прокуратуры ЮЗАО <адрес> по поручению жителей <адрес> по адресу: <адрес>, поступило обращение ФИО7, старшего по подъезду, члена домового комитета по вопросу законности действий ОАО ДЕЗ района Теплый Стан, который при оформлении ЕПД в соответствии с требованием об оплате за оказанные исполнителем жилищно-коммунальные услуги нарушило права потребителей по сравнению с правилами, установленными законодательством Российской Федерации в области защиты прав потребителей, и договором управления многоквартирным домом с потребителями, проживающими в <адрес> в <адрес>, а именно: в ЕПД для оплаты жилищно-коммунальных услуг отдельной графой включена стоимость обязательной для оплаты услуги по техническому обслуживанию запирающего устройства (домофон). В ходе проведенной проверки установлено, что юридическое лицо ОАО ДЕЗ района Теплый Стан г. Москвы по месту осуществления своей деятельности (Москва, <адрес>) при оформлении платежных документов за жилищно-коммунальные и связанные с ним услуги на основании Единого платежного документа потребителям-абонентам, проживающим в многоквартирном доме по адресу обслуживания управляющей компанией ОАО ДЕЗ района Теплый Стан (<адрес>) совершило административное правонарушение, выразившееся в том, что допустило предоставление жилищно-коммунальных услуг при отсутствии установленной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством РФ, потребителям-абонентам в платежном документе об отсутствии значения тарифов (цен) на услуги по техническому обслуживанию запирающего устройства (домофон), включенного в состав общего имущества, стоимость услуг по обслуживанию которого входят в стоимость содержания и ремонта жилого помещения, устанавливаемой в размере согласно тарифам, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства РФ; о возможности отказа от оплаты стоимости дополнительных услуг по техническому обслуживанию запирающего устройства (домофона), не предусмотренных законодательством РФ в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг и договором управления многоквартирным домом. Данный факт зафиксирован в протоколе об административном правонарушении от 29.09.2010г. №, составленном в присутствии ОАО ДЕЗ района Теплый Стан Смирновой Л.А. (л.д.40). 19.10.2010г. в адрес ОАО ДЕЗ района Теплый Стан, ГБУ «ИС района Теплый Стан» и ГБУ «ИС ЮЗАО» было внесено представление: 1. Об обеспечении предоставления установленной законодательством РФ информации потребителям коммунальных услуг в платежных документах ОАО ДЕЗ района Теплый Стан, других исполнителей жилищно-коммунальных услуг округа, договорах, на досках объявлений, расположенных в подъездах многоквартирных домов, в пределах земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, а также на досках объявлений, расположенных при входе в подъезды жилого дома. 2.исключить из единого платежного документа для оплаты потребителя района, округа стоимость технического запирающего устройства (домофона). По вышеуказанным документам ОАО ДЕЗ района Теплый Стан было оштрафовано на <данные изъяты> руб. ОАО ДЕЗ района Теплый Стан оплатило штраф, однако исполнить представление в части внесения изменений в ЕПД ОАО ДЕЗ района Теплый Стан не имеет возможности, так как ЕПД изготавливается программой, разработанной при поддержке Правительства Москвы, ответчиками ГБУ «ИС района Теплый Стан» и ГБУ «ИС ЮЗАО». В соответствии со ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Таким образом, суд считает, что начисление тарифа за техническое обслуживание запирающих устройств, входящего в состав общего имущества, является нарушением ст. 154 ЖК РФ. Согласно подпункту «д» пункта 2 Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 года Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» в состав общего имущества включаются: механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры). Домофон, как оборудование, находящееся в многоквартирном доме и обслуживающее более одного помещения (квартиры), полностью отвечает признакам общего имущества в многоквартирном доме. Обслуживание домофона, как техническое составляющее автоматического запирающего устройства входной двери, входит в перечень общего имущества многоквартирного дома и стоимость работ по содержанию общего имущества. Согласно п.7 указанного Постановления, в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях. В соответствии с п.29 Постановления Правительства РФ № 491 плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. В соответствии с п.5.1 Постановления Правительства Москвы от 13.04.1999г. № 328 «О ходе выполнения распорядительных документов правительства Москвы о наведении порядка в подъездах жилых домов и задачах по проведению этой работы в 1999-2001 г.г.» источниками финансирования расходов по обслуживанию механических, электромеханических и электромагнитных кодовых замков, домофонных устройств в жилых домах являются средства целевых сборов с населения с внесением начисления за данную услугу в расчетную книжку. Платежи населения за эти услуги являются целевыми и не могут быть использованы для оплаты других работ и услуг. В силу п.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение 3-х месяцев. ГБУ «ИС района Теплый Стан» и ГБУ «ИС ЮЗАО» созданы в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007г. № 299-ПП «О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации». Как пояснил представитель ГБУ «ИС района Теплый Стан», формируя ЕПД они исходят из данных, предоставленных поставщиками жилищно-коммунальных и прочих услуг и ресурсов, управляющих компаний. Самостоятельно никаких начислений ГБУ «ИС района Теплый Стан» формировать не может В своих объяснениях представитель ГБУ «ИС ЮЗАО» пояснил, что между ГБУ «ИС района Теплый Стан» и ГБУ «ИС ЮЗАО» заключен договор «Об организации взаимодействия» от 01.09.2007г., в соответствии с которым ГБУ «ИС района Теплый Стан» поручает ГБУ «ИС ЮЗАО» осуществлять заключение договоров, необходимых для реализации функций и задач по начислению и сбору платы за жилые и нежилые помещения, коммунальные и прочие услуги и связанных с ним функций, возложенных на ГУ ИС района нормативными правовыми актами. На основании договора «Об организации взаимодействия» между ГБУ «ИС ЮЗАО», ОАО «Банк Москвы» и ООО «Аркадес» заключен договор «Об организации расчетов населения за жилищно-коммунальные и связанные с ними услуги на основании Единого платежного документа» от 19.12.2007г. № 31-033/14/552-07, на основании которого с 01 марта 2011 года денежные средства по услуге «обслуживание запирающего устройства» с ЕПД поступают на расчетный счет ООО «Аркадес». Ранее, до 01 марта 2011 года денежные средства на указанные услуги поступали на расчетный счет ОАО ДЕЗ района Теплый Стан на основании договора, заключенного между ОАО ДЕЗ района Теплый Стан, ГБУ «ИС ЮЗАО» и ОАО «Банк Москвы». Возражая против заявленных требований, ответчик также пояснил, что истцом не представлено доказательств включения в состав общего имущества многоквартирного дома по <адрес>, домофонов в соответствии с п.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Оборудование домофона находится в собственности ООО «Аркадес», что подтверждается Договором от 01 января 2010 года за № 4/10-ЗУ, заключенным между ООО «Аркадес» и ОАО ДЕЗ района Теплый Стан. Однако из представленных в суд документов, а именно, договора от 01 января 2010 года (л.д.23-28), оборотно-сальдовой ведомости по счету за 2008г., представленным ООО «Аркадес» не представляется возможным сделать вывод о том, что автоматические запирающие устройства являются собственностью ООО «Аркадес». Согласно Договора управления многоквартирным домом от 14 декабря 2006 года, заключенным между ГУП ДЕЗ района Теплый Стан (в настоящее время ОАО ДЕЗ района Теплый Стан) и ФИО8 (л.д.10) указано, что в общее имущество многоквартирного <адрес> в <адрес> входит в том числе механическое, электрическое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Данный договор является типовым, составлен в соответствии с подпунктом «д» п.2 Постановления Правительства РФ № 491. Таким образом, в отсутствие права у субъекта РФ устанавливать структуру платежа за ЖКУ, отдельные цены на техническое обслуживание составных частей общедомового имущества в нарушение ЖК РФ и Постановления Правительства № 491, ответчики производят повторное начисление платы потребителям - жителям <адрес> за техническое обслуживание запирающего устройства в ЕПД и перечисление средств поставщику не за фактически выполненные работы и полученные потребителями услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг или по договорам подряда пропорционально занимаемой площади, в размере абонентской платы с человека, не предусмотренной с 2008 года ни одним нормативным актом Правительства Москвы. Как пояснил представитель третьего лица ОАО ДЕЗ района Теплый Стан по состоянию на 31 декабря 2010 года у них отсутствуют договорные отношения на оказание услуг по техническому обслуживанию запирающих устройств (домофона) с какими-либо подрядными организациями, в том числе ООО «Аркадес». Организации, осуществляющие оказание услуг по техническому обслуживанию запирающих устройств (домофона) заключают указанные договора напрямую с жителями многоквартирных домов. По оплате указанных услуг используется Единый платежный документ на основании трехстороннего договора, заключенного между подрядной организацией, ГБУ «ИС ЮЗАО» и АКБ «Банк Москвы» (ОАО). Срок действия договора, заключенного между ООО «Аркадес» и ОАО ДЕЗ района Теплый Стан от 01 января 2010 года № 4/10-ЗУ на техническое обслуживание запирающих устройств закончился 31 декабря 2010 года (л.д.23-27). Поскольку ответчики выполняют функции по начислению, формированию и организации доставки населению ЕПД на оплату жилищно-коммунальных и связанных с ним услуг, следовательно, ГБУ «ИС района Теплый Стан» и ГБУ «ИС ЮЗАО» обязаны отвечать за нарушение прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации, указанной в платежных документах, выставляемых ими, а, следовательно, они обязаны исключить графу по техническому обслуживанию запирающего устройства (домофон) из Единого платежного документа. Доводы ответчиков о том, что с жителями <адрес> заключены договоры на обслуживание запирающего устройства, не нашли подтверждения в судебном заседании. Третьим лицом - ООО «Аркадес» представлены в суд лишь Акты о замене домофонного оборудования силами ООО «Аркадес» без привлечения средств жителей. Оценив собранные по делу доказательства, объяснения сторон и третьих лиц, суд считает исковые требования истца обоснованными и подлежащим удовлетворению. В соответствии со ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда. Требования истца об обязании ответчиков довести до сведения граждан-потребителей решение суда через ежемесячную районную газету «Наш Теплый Стан» и ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда» (газета «Комсомольская правда» спустя 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу основаны на законе и подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 103 ГПК с ответчиков следует взыскать государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб. с каждого ответчика, поскольку истец в силу закона освобожден от уплаты госпошлины при предъявлении иска. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Решил: Признать включение графы по техническому обслуживанию запирающего устройства (домофон) в Единый платежный документ противоправным действием ГБУ «Инженерная служба района Теплый Стан» и ГБУ «Инженерная служба ЮЗАО». Обязать ГБУ «Инженерная служба района Теплый Стан» и ГБУ «Инженерная служба ЮЗАО» прекратить противоправные действия в отношении граждан-потребителей способом исключения графы по техническому обслуживанию запирающего устройства (домофон) из Единого платежного документа. Обязать ГБУ «Инженерная служба района Теплый Стан» и ГБУ «Инженерная служба ЮЗАО» довести до сведения граждан-потребителей решение суда через ежемесячную районную газету «Наш Теплый Стан» и ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда» (газета «Комсомольская правда» спустя 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу. Взыскать с ГБУ «Инженерная служба района Теплый Стан» государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб. Взыскать с ГБУ «Инженерная служба ЮЗАО» государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб. Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней через районный суд. Судья: И.П.Федорова