У С Т А Н О В И Л: Постановлением мирового судьи судебного участка № 52 района «Коньково» г. Москвы исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 51 района Коньково г. Москвы от 04 марта 2011 года ФГУ «Командование космических войск» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде штрафа в сумме <данные изъяты> рублей. Согласно постановлению ФГУ «Командование Космических войск», юридический адрес: <адрес>, не выполнило в установленный срок до 01.12.2010 гола п. 3 Предписания Управления Росприроднадзора по Архангельской области об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 16.12.2009 года № 210-214/2-2009 сроком исполнения до 01.12.2010 года, а именно: на районы падения ОЧРН «Олема», «Койда», «Пинега» не получены лимиты на размещение образующихся отходов, не оформлена лицензия на деятельность по обращению с опасными отходами, не оформлены паспорта на опасные отходы, не организован и не обеспечен производственный контроль в области обращения с отходами, не разработан и не согласован Порядок производственного контроля, не заведен первичный учет образования и движения отходов, не произведена оплата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении образующихся отходов. На данное постановление подана апелляционная жалоба, в которой Федеральное государственное учреждение (ФГУ) «Командование космических войск» ставит вопрос об отмене постановления суда, ссылаясь на то, что образующиеся в результате космической деятельности отделяющиеся части ракет являются образцами вооружения и военной техники (составные части ракет-носителей), подлежащими утилизации в рамках государственного оборонного заказа (пункт 55 приложения 2 к приказу Министра обороны РФ 2002 года № 165 «Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации работ по утилизации и использованию высвобождаемых вооружения, военной техники и боеприпасов»), и не являются отходами, т.к. отсутствуют в федеральном классификационном каталоге отходов. Получаемые в результате утилизации отделяющихся частей ракет продукты подлежат реализации (лом черных, цветных и драгоценных металлов) и захоронению в качестве отходов (остальные продукты). Согласно пункту 2.2.22 договора № 08-10/54 от 10.12.2007 г. «О порядке и условиях использования земельных участков под районы падения отделяющихся частей ракет на территории Архангельской области для обеспечения ракетно-космической деятельности», заключенного командующим Космическими войсками с администрацией Архангельской области (далее - Договор № 08-10/54 от 10.12.2007 г.) на Космические войска возложена обязанность по разработке методики расчета нормативов образования отходов и лимитов на их размещение при осуществлении ракетно-космической деятельности с последующим получением на основе данной методики разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду районов падения. Во исполнение условий Договора № 08-10/54 от 10.12.2007 г. Космическими войсками разработана «Временная методика нормирования воздействия отделяющихся частей ракет на отведенные районы падения». В настоящее время 2-ая редакция проекта методики (после отработки замечаний и предложений заинтересованных организаций) направлена в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (исх. от 30.11.2010 г. № 205/157/462). Однако до настоящего времени Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации своей позиции по отношению к проекту методики не выразило, в связи с чем направлено повторное обращение (исх. от 11.04.2011 г. №158/4/1169). Таким образом, разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получение лимитов на размещение образующихся отходов не осуществлены ФГУ «Командование Космических войск» по независящим причинам. Районы падения отделяющихся частей ракет являются объектами космической инфраструктуры Российской Федерации (ст. 18 федерального закона 1996 года № 147) и не могут рассматриваться как объекты размещения отходов, т.к. не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к таким объектам (ст. 12 федерального закона 1998 года № 89-ФЗ). Падение отделяющихся частей ракет в районах падения отделяющихся частей ракет не может рассматриваться как размещение отходов на территории районов падения, так как отделяющиеся части ракет (не являющиеся отходами) эвакуируются из районов падения и впоследствии утилизируются в порядке, установленном постановлением Правительства РФ 1995 года № 536 и приказом Министра обороны РФ 2002 года № 165. При этом, работы по эвакуации и утилизации отделяющихся частей ракет осуществляются сторонними организациями, определяемыми в порядке, установленном федеральным законом 2005 года № 94-ФЗ. Все необходимые требования о наличии лицензии предъявляются государственным заказчиком (Министерство обороны Российской Федерации) к исполнителю работ в конкурсной (аукционной) документации. Таким образом ФГУ «Командование Космических войск» и его структурные подразделения (1 ГИК МО) не осуществляют в районах падения деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов отделяющихся частей ракет, в связи с чем оформить ФГУ «Командование Космических войск» лицензию на деятельность по обращению с опасными отходами не представляется возможным по независящим причинам. Оформление паспортов опасных отходов не входит в полномочия ФГУ «Командование Космических войск». Согласно федеральному закону 1998 года № 89-ФЗ (ст. 14) паспорт опасного отхода составляется юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы. Юридическим лицом, непосредственно осуществляющим пуски ракет и запуски космических аппаратов, в результате которых в районах падения обнаруживаются отделяющиеся части ракет, является 1 Государственный испытательный космодром Министерства обороны Российской Федерации (федеральное бюджетное учреждение -войсковая часть 13991). Таким образом, организация и обеспечение производственного контроля в области обращения с отходами, разработки согласования порядка производственного контроля находятся в компетенцию организаций - исполнителей работ по утилизации отделяющихся частей ракет. Так же, по вышеизложенным причинам ФГУ «Командование Космических войск» организовать и обеспечить производственный контроль в области обращения с отходами, разработать и согласовать порядок производственного контроля не представляется возможным по независящим причинам. Вопросы первичного учета образования и движения отходов находятся в компетенции организаций - исполнителей работ по утилизации отделяющихся частей ракет. В связи с изложенным завести ФГУ «Командование Космических войск» первичный учет образования и движения отходов не представляется возможным по независящим причинам. В связи с тем что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации своей позиции по отношению к разработанному Космическими войсками проекту «Временной методики нормирования воздействия отделяющихся частей ракет на отведенные районы падения» не выразило, получение лимитов на размещение образующихся отходов и последующая плата за размещение отходов не осуществлены ФГУ «Командование Космических войск» по независящим причинам. Из представленных материалов следует, что протокол об административном правонарушении № 07-01ю-2010 составлен в отношении Федерального государственного учреждения (ФГУ) «Командование космических войск» 14 января 2011 года по ст. 19.5 ч. 1 К РФ об АП. 02 февраля 2011 года дело поступило в судебный участок № 51 района Коньково г. Москвы. При рассмотрении дела судом первой инстанции мировой судья пришел к выводу, что ФГУ «Командование Космических войск», юридический адрес: <адрес>, не выполнило в установленный срок до 01.12.2010 года п. 3 Предписания Управления Росприроднадзора по Архангельской области об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 16.12.2009 года № 210-214/2-2009. В соответствии с Постановлением Пленума ВС № 5 от 24.03.2005 г. (от 10.06.2010г.) срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока. Согласно предписанию № 210-214/2-2009 от 16.12.2009 года срок исполнения п. 3 предписания определен до 01.12.2010 года. Судебное решение принято 04 марта 2011 года, то есть по истечении установленного по ст. 4.5 К РФ об АП срока давности привлечения к административной ответственности. При таких обстоятельствах вынесенное мировым судьей постановление подлежит отмене, а административное дело подлежит прекращению на основании п. 6 ч.1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности. Поскольку постановление мирового судьи подлежит отмене в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, иные доводы апелляционной жалобы рассмотрению не подлежат. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья Р Е Ш И Л: Судья Г.Ю. Стрельцова Р Е Ш Е Н И Е
город Москва 04 июля 2011 года
Судья Черемушкинского районного суда г. Москвы Стрельцова Г.Ю.,
рассмотрев жалобу на постановление мирового судьи судебного участка № 52 района Коньково г. Москвы исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 51 района Коньково г. Москвы от 04 марта 2011 года по делу об административном правонарушении по ст. 19.5 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении
Федерального государственного учреждения (ФГУ) «Командование космических войск»
В судебном заседании представитель Федерального государственного учреждения (ФГУ) «Командование космических войск» поддержал доводы жалобы в полном объеме, просил отменить судебное постановление по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, кроме того, еще и по тому основанию, что постановление вынесено за пределами срока, предусмотренного ст. 4.5 К РФ об АП, поскольку срок выполнения предписания истек 01 декабря 2010 года, срок привлечения к административной ответственности начал исчисляться с 02 декабря 2010 года, судебное решение принято 04 марта 2011 года
Выслушав представителя Федерального государственного учреждения (ФГУ) «Командование космических войск», изучив представленный материал, суд приходит к выводу, что постановление мирового судьи подлежит отмене.
Постановление мирового судьи судебного участка № 52 района Коньково г. Москвы исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 51 района Коньково г. Москвы от 04 марта 2011 года по делу об административном правонарушении по ст. 19.5 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Федерального государственного учреждения (ФГУ) «Командование космических войск» отменить,
производство по делу прекратить на основании п. 6 ч.1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.