Дело № 2-419/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 сентября 2011 г. Черемшанский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Токтарова В.И. при секретаре Ваулиной Т.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Биккуловой М.Н. к Исполнительному комитету Черемшанского муниципального района Республики Татарстан о признании отказа в постановке на учет по улучшению жилищных условий и предоставлении субсидии на приобретение жилья, незаконным и необоснованным, УСТАНОВИЛ: Биккулова М.Н. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету Черемшанского муниципального района Республики Татарстан о признании отказа в постановке на учет по улучшению жилищных условий и предоставлении субсидии на приобретение жилья, незаконным и необоснованным, указывая, что она является вдовой умершего ДД.ММ.ГГГГ участника Великой Отечественной войны "участник ВОВ". Зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Дом, в котором она проживает является непригодным для проживания. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Исполнительный комитет Черемшанского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о постановке ее на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, но ей было отказано в связи с тем, что она обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы и дом, в котором она проживает, является пригодным для проживания, физический износ составляет 56%. Истец считает, что ей как члену семьи умершего участника Великой Отечественной войны отказано в постановке на учет по улучшению жилищных условий незаконно. В судебном заседании представитель истца Ахметова Р.Н. исковые требования поддержала в полном объеме. Представитель Исполнительного комитета Черемшанского муниципального района РТ Гайсина Р.В. иск не признала и пояснила, что по заключению межведомственной комиссии жилой дом Биккуловой М.Н. признан пригодным для проживания. Представитель третьего лица - Выслушав представителей истца, ответчика, третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии подпунктом 4 пункта 1 ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ (редакции от 06 мая 2010 г.) «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Согласно ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В судебном заседании установлено, Биккулова М.Н. является вдовой умершего ДД.ММ.ГГГГ участника Великой Отечественной войны "участник ВОВ" На учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в Исполнительном комитете Черемшанского муниципального района РТ не состояла. Зарегистрирована и проживает в индивидуальном жилом доме, 1965 года постройки, расположенным по адресу: <адрес> принадлежащим ей на праве собственности с частичными коммунальными удобствами (канализация, водоснабжение отсутствуют). ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Исполнительный комитет Черемшанского муниципального района РТ с заявлением о постановке на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Согласно акту обследования и заключению межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом Биккуловой М.Н., расположенный по адресу: <адрес> признан пригодным для проживания, так как дом находится в удовлетворительном состоянии, конструкции фундаментов, наружных стен и внутренних перегородок, перекрытия и кровля работоспособны. Физический износ жилого дома составляет 56%. Решением жилищной комиссии Черемшанского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ истице было отказано в постановке на учет по улучшению жилищных условий. Проведенной по делу строительно-технической экспертизой № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что физический износ жилого дома <адрес> принадлежащего Биккуловой М.Н. составляет 65%, техническое состояние строения оценивается как плохое, состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а не несущих – весьма ветхое. Процент физического износа фундамента составляет 80%, а бревенчатых стен 70%, которые подлежат полной замене. (л.д.37-49). Согласно п.2.2 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05 ноября 1985 г. № 529 к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся – деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%. В соответствии с п/п «д» п.2.3 этого Положения независимо от условий по п.2.2 к непригодным для постоянного проживания относятся жилые дома при возникновении угрозы аварии (обрушения) здания в результате достижения предельного физического износа несущих строительных конструкций (деформаций, повреждений, снижения прочности и несущей способности) или деформации основания здания. Согласно п/п «д» п.2.4 этого же Положения к непригодным для постоянного проживания жилым помещениям следует относить жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в случае угрозы обрушения единичных строительных конструкций (плиты, балки, ригеля, колонны, простенки, панели и т.п.). Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» утверждены требования, которым должно отвечать жилое помещение. Так, в п.10 Постановления закреплено, что несущие и ограждающие конструкции жилого помещения должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Основания и несущие конструкции жилого дома не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплутационные свойства конструкций или жилого дома в целом. В п.34 этого Постановления говорится, что жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания. При вышеизложенных обстоятельствах, суд считает, что дом, в котором проживает вдова участника Великой Отечественной войны Биккулова М.Н. является непригодным для проживания, так физический износ жилого дома составляет лит. »А» 65%, лит. «А1» 72% и техническое состояние строения оценивается как плохое, состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а не несущих – весьма ветхое. При таком положении, суд считает, что несущие конструкции дома исчерпали свою несущую способность и это грозит обрушением. Пребывание в доме не безопасно. Поэтому Биккулова М.Н. имеет право на меры социальной поддержки, в том числе на улучшение жилищных условий и обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в порядке предусмотренным ст.23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». В связи с этим решение жилищной комиссии Черемшанского муниципального района № 29 от 29 октября 2010 г. в части отказа Биккуловой М.Н. в постановке на учет по улучшению жилищных условий как вдове участника Великой Отечественной войны является незаконным и необоснованным. Доводы представителя ответчика о том, что дом, в котором проживает Биккулова М.Н. пригоден для проживания являются несостоятельными. Как видно из материалов дела и установлено в суде, техническое состояние дома плохое, состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а не несущих – весьма ветхое. На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Биккуловой М.Н. к Исполнительному комитету Черемшанского муниципального района Республики Татарстан о признании отказа в постановке на учет по улучшению жилищных условий и предоставлении субсидии на приобретение жилья, незаконным и необоснованным удовлетворить. Решение жилищной комиссии Черемшанского муниципального района РТ № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Биккуловой М.Н. в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий признать незаконным. Обязать Исполнительный комитет Черемшанского муниципального района РТ поставить Биккулову М.Н. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета как члена семьи умершего ветерана Великой Отечественной войны. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 дней через районный суд. Судья: В.И. Токтаров