Нарушение обустройства полигона ТБО



Дело № 2-502/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 ноября 20011 г. Черемшанский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Токтарова В.И.

при секретаре Ваулиной Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности Татарского природоохранного межрайонного прокурора к Исполнительному комитету Староутямышского сельского поселения Черемшанского муниципального района Республики Татарстан о присуждении к исполнению обязанности по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности объекта,

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности Татарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Исполнительному комитету Староутямышского сельского поселения Черемшанского муниципального района Республики Татарстан о присуждении к исполнению обязанности по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности объекта, указывая, что в ходе прокурорской проверки соблюдения природоохранного законодательства было выявлено, что в соответствии с постановлением Главы администрации Черемшанского района РТ от 21 октября 1999 года Староутямышскому сельскому поселению был выделен земельный участок под временное размещение твердо-бытовых отходов (полигон ТБО).

Однако полигон для временного размещения отходов не соответствует гигиеническим требованиям, предъявляемым к обустройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов, а именно:

- на выезде с территории полигона ТБО отсутствует ванна для мойки колес от мусоровозов;

- полигон ТБО не имеет ограждения по периметру;

- отсутствуют центральные въездные ворота на полигон ТБО с замком;

- отсутствует шлагбаум;

- по периметру полигона отсутствует световое освещение;

- отсутствуют контрольные скважины для учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды и организации контроля за состоянием грунтовых вод;

- не ведется обязательная, постоянная пересыпка отходов ТБО грунтом;

отсутствует обваловка полигона ТБО по периметру.

Кроме того, деятельность по сбору, транспортированию и размещению опасных отходов на полигон ТБО производится в отсутствие проекта нормативов образования отходов и лицензии на право сбора, транспортировки и размещения отходов, относящихся к 1-4 классам опасности.

В судебное заседание прокурор не явился и просил дело рассмотреть в их отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель ответчика – руководитель Исполнительного комитета Староутямышского сельского поселения Черемшанского муниципального района РТ Мингулов Р.С. исковые требования не признал и пояснил, что отвод земли для создания полигона для твердых бытовых отходов не производился и денежные средства по оборудованию полигона ТБО в бюджете сельского поселения не имеются и не выделялись.

В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материала дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по охране окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.ст.5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.2 ст.2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (в редакции от 19.07.2011 г.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 7 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Для осуществления данных полномочий согласно подпункта «г» п.2 ст.26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации может находится имущество, включая защитные сооружения, необходимое для предупреждения чрезвычайных ситуаций, межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.

Как установлено в судебном заседании, по постановлению Главы администрации Черемшанского района № 159 от 21 октября 1999 года «Об отводе земельных участков под организованные свалки для складирования твердых бытовых отходов» населенному пункту село Старый Утямыш был отведен земельный участок площадью 0,50 га.

В пункте 2 данного постановления указано «санитарно-экологической комиссии при главе администрации с выездом в населенные пункты района произвести выбор земельных участков для складирования твердых бытовых отходов, согласно санитарно-экологических норм».

Однако как видно из объяснения Руководителя Исполнительного комитета Староутямышского сельского поселения Мингулова Р.С. и письма Руководителя Исполнительного комитета Черемшанского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ выбор и отвод земельного участка для организации свалки и складирования твердых бытовых отходов в населенных пунктах Староутямышского сельского поселения не проводился.

На северо-восточной окраине села Старый Утямыш Черемшанского района РТ находилась несанкционированная свалка отходов производства и потребления, которая в настоящее время ликвидирована. На балансе администрации сельского поселения свалка не состояла и не состоит.

Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст.19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», для осуществления государственных полномочий по оборудованию полигона твердых бытовых отходов Исполнительному комитету Староутямышского сельского поселения Черемшанского муниципального района Республики Татарстан не передавались.

При таких обстоятельствах не имеется оснований для возложения на Исполнительный комитет Староутямышского сельского поселения обязанности по приведению полигона твердых бытовых отходов в соответствии с природоохранным и санитарно-эпидемиологическим законодательством без передачи необходимых полномочий и денежных средств.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске исполняющего обязанности Татарского природоохранного межрайонного прокурора к Исполнительному комитету Староутямышского сельского поселения Черемшанского муниципального района Республики Татарстан о присуждении к исполнению обязанности по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности объекта, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 дней через районный суд.

Судья: В.И.Токтаров