О признании права на досрочное назначение пенсии



Дело №2-147/12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 мая 2012 года Черемшанский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Макарова Д.В., при секретаре Прокопьевой Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Гайнутдиновой М.Г. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Черемшанском районе Республики Татарстан о досрочном назначении трудовой пенсии по старости,

установил:

Гайнутдинова М.Г. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Черемшанском районе Республики Татарстан о признании за ней права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и назначении пенсии, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику за назначением трудовой пенсии по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ пенсионный орган отказал ей в назначении пенсии, указав на то, что стаж её педагогической деятельности на момент обращения составляет 24 года 29 дней и является недостаточным для назначения пенсии. При этом в специальный стаж пенсионным органом не был включен период её нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Истица считает, что ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано незаконно, так как право на отпуск по уходу за ребенком возникло у неё на условиях действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ законодательства, в соответствии с которым указанный отпуск подлежал включению как в общий, так и в специальный стаж работы.

В судебном заседании Гайнутдинова М.Г. поддержала исковые требования в полном объеме и просила период нахождения её в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включить в специальный стаж для назначения пенсии и назначить пенсию.

Представитель Управления Пенсионного Фонда РФ в Черемшанском районе Республики Татарстан А.В. Островский иск не признал, пояснив, что период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком после 6 октября 1992 года не засчитывается в специальный стаж работы, так как не предусмотрено действующим законодательством.

Представитель Черемшанского районного Совета профсоюзной организации народного образования и науки Рахимзянова Ф.М. поддержала требования Гайнутдиновой М.Г. и просила иск удовлетворить.

Выслушав доводы участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального Закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В ходе судебного заседания установлено, ДД.ММ.ГГГГ Гайнутдинова М.Г. обратилась в Управление Пенсионного фонда в Черемшанском районе с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности более 25 лет.

Решением Управления Пенсионного Фонда РФ в Черемшанском районе РТ от ДД.ММ.ГГГГ истце отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа 25 лет. При этом в специальный стаж ответчиком не включен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период нахождения её в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №4543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п.2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. №1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г., статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992г.), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Таким образом, исходя из приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.

Этот вывод в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в п.15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», где говорится, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщин в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статья 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П, а также ряде его определений изложил правовую позицию, согласно которой ст.6 ч.2, 15 ч.4, 17 ч.1, 18, 19 и 55 ч.1 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В силу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в вышеуказанном постановлении, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком Гайнутдиновой М.Г. начался с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в период действия выше названных нормативных актов, то период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж работы, дающий право на досрочную пенсию.

При таких обстоятельствах, Управление Пенсионного фонда РФ в Черемшанском районе РТ неправомерно отказало Гайнутдиновой М.Г. во включении в стаж работы по педагогической деятельности период нахождения её в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом вышеизложенного периода и периода её работы в качестве учителя в Лашманской и в Черемшанской средних школах, Гайнутдинова М.Г. отработала более 25 лет стажа по педагогической деятельности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Суд считает необходимым признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости и обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Черемшанском районе РТ назначить ей трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, так как на эту дату специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии составляет более 25 лет.

Доводы ответчика о том, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, нахождения Гайнутдиновой М.Г. в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет имел место после вступления в силу Закона РФ №3543-1 от 25 сентября 1992г. «О внесении изменений и дополнений в Кодексе законов о труде РСФСР», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях, несостоятельны, так как такая позиция основана на неправильном толковании норм материального права.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Гайнутдиновой М.Г. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Черемшанском районе Республики Татарстан о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, удовлетворить в полном объеме.

Признать за Гайнутдиновой М.Г. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности более 25 лет.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Черемшанском районе Республики Татарстан включить Гайнутдиновой М.Г. период её нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж работы по педагогической деятельности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии и назначить Гайнутдиновой М.Г. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца через районный суд.

Судья: Д.В. Макаров