Дело № 2-4/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 февраля 2011 года Черемшанский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Токтарова В.И.
при секретаре Ваулиной Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бадамшина М.Г. к Исполнительному комитету Черемшанского муниципального района Республики Татарстан о признании отказа в постановке на учет по улучшению жилищных условий и предоставлении субсидии на приобретение жилья, незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Бадамшин М.Г. обратился в суд с иском к Исполнительному комитету Черемшанского муниципального района Республики Татарстан о признании отказа в постановке на учет по улучшению жилищных условий и предоставлении субсидии на приобретение жилья, незаконным, указывая, что он является участником Великой Отечественной войны, проживает в индивидуальном деревянном доме, расположенного по адресу: <адрес>. Осмотр его дома о признании его непригодным для проживания комиссией не проводился. Решением общественной жилищной комиссии Черемшанского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в постановке на учет по улучшению жилищных условий.
Истец считает, что ему как участнику Великой Отечественной войны незаконно и необоснованно отказано в постановке на учет по улучшению жилищных условий, поскольку дом, в котором он проживает, является <данные изъяты> года постройки. Нижние венцы стен поражены гнилью, трещинами и подвержены разрушению, что может привести к обвалу стен и потолка.
Дом, в котором он проживает, является неблагоустроенным: вода и канализация отсутствует, туалет находится на улице. Он является инвалидом второй группы и в силу преклонного возраста проживание в таких условиях является невозможным и опасным.
Просит признать решение жилищной комиссии Исполнительного комитета Черемшанского района РТ незаконным и признать за ним право на улучшение жилищных условий и получения субсидии на приобретение жилья.
В судебном заседании представители истца Салахиева А.М. и Бадамшин М.М. исковые требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить, пояснив, что дом в котором проживает их отец Бадамшин М.Г. является непригодным для проживания, так как фундамент, стены и другие конструкции пришли в непригодное состояние. В зимнее время в доме холодно и они вынуждены его брать на зиму к себе.
Представитель ответчика Г. иск не признала и пояснила, что действительно в <адрес> года Бадамшин М.Г. обратился в исполком с заявлением об улучшении жилищных условий. Решением жилищной комиссии ему было отказано в постановке на учет по тем основаниям, что он обеспечен жильем более учетной нормы и физический износ дома составляет <данные изъяты>%. Решения межведомственной комиссии о пригодности (непригодности) жилого дома для проживания не имеется.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 Указа Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ( в редакции Указа Президента РФ от 09.01 2010 г № 30) необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно ст.15 ч.1 п.3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В соответствии с ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее-нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, Бадамшин М.Г.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является участником Великой Отечественной войны, инвалидом второй группы от общего заболевания и проживает в индивидуальном жилом доме, <данные изъяты> года постройки, расположенным по адресу: <адрес> принадлежащим ему на праве собственности, с частичными коммунальными удобствами (канализация и водоснабжение отсутствуют).
ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в Исполнительный комитет Черемшанского муниципального района РТ о постановке его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Решением жилищной комиссии Черемшанского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в постановке на учет для улучшения жилищных условий по основаниям, что он обеспечен жилой площадью на одного члена семьи более учетной нормы и его дом пригоден для проживания, так как физический износ дома составляет <данные изъяты>%. Осмотр его дома о признании пригодным (непригодным) для проживания комиссией не проводился и решение межведомственной комиссией не принималось.
Проведенной по делу судебной строительно-технической экспертизой № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что физический износ <адрес> принадлежащий Бадамшину М.Г. составляет <данные изъяты>%, однако техническое состояние строения оценивается как плохое, состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а не несущих – весьма ветхое.
Процент физического износа фундамента составляет <данные изъяты>%, стен бревенчатых и перекрытия чердачного – <данные изъяты>%, полов деревянных - <данные изъяты>%, оконных блоков – <данные изъяты>%. И как видно из заключения эксперта фундамент – деревянные стулья подлежит замене, стенные бревенчатые и деревянное чердачное перекрытие подлежат полной переборке с частичным использованием старого материала, полы и оконные блоки подлежат замене (л.д. 72-81).
Согласно п.2.2 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05 ноября 1985 г. № 529 к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся – деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%.
В соответствии с п/п «д» п.2.3 этого Положения независимо от условий по п.2.2 к непригодным для постоянного проживания относятся жилые дома при возникновении угрозы аварии (обрушения) здания в результате достижения предельного физического износа несущих строительных конструкций (деформаций, повреждений, снижения прочности и несущей способности) или деформации основания здания.
Согласно п/п «д» п.2.4 этого же положения к непригодным для постоянного проживания жилым помещениям следует относить жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в случае угрозы обрушения единичных строительных конструкций (плиты, балки, ригеля, колонны, простенки, панели и т.п.).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» утверждены требования, которым должно отвечать жилое помещение. Так, в п.10 Постановления закреплено, что несущие и ограждающие конструкции жилого помещения должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.
Основания и несущие конструкции жилого дома не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплутационные свойства конструкций или жилого дома в целом.
В п.34 этого Постановления говорится, что жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания.
При таких обстоятельствах, суд считает, что дом, в котором проживает ветеран Великой Отечественной войны Бадамшин М.Г. является непригодным для проживания, так как состояние несущих конструктивных элементов – аварийное, а не несущих – весьма ветхое, техническое состояние строения оценивается как плохое.
При таком положении, суд считает, что несущие конструкции дома исчерпали свою несущую способность и это грозит обрушением, Пребывание в доме не безопасно.
Поэтому он имеет право на меры социальной поддержки, в том числе на улучшение жилищных условий на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в порядке предусмотренным ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
В связи с этим решение жилищной комиссии Черемшанского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в предоставлении Бадамшину М.Г. социальной поддержки в обеспечении жильем является незаконным и необоснованным.
Доводы представителя ответчика о том, что дом, в котором проживает Бадамшин М.Г. пригоден для проживания являются несостоятельными. Осмотр дома комиссией не проводился и вопрос о признании жилого дома пригодным для проживания межведомственной комиссией не рассматривался.
Как видно из материалов дела и установлено судом, состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а не несущих – весьма ветхое.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Бадамшина М.Г. к Исполнительному комитету Черемшанского муниципального района Республики Татарстан о признании отказа в постановке на учет по улучшению жилищных условий и предоставлении субсидии на приобретение жилья незаконным, удовлетворить.
Решение жилищной комиссии Черемшанского муниципального района РТ № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Бадамшину М.Г. в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий признать незаконным.
Обязать Исполнительный комитет Черемшанского муниципального района Республики Татарстан поставить Бадамшина М.Г. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета как участника Великой Отечественной войны.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 дней через районный суд.
Судья: В.И. Токтаров