Дело № 2-31/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 марта 2011 г. Черемшанский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Токтарова В.И.
при секретаре Ваулиной Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рабиной А.И. к Исполнительному комитету Черемшанского муниципального района Республики Татарстан о признании отказа в постановке на учет по улучшению жилищных условий и представлении субсидии на приобретение жилья, незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Рабина А.И. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету Черемшанского муниципального района Республики Татарстан о признании отказа в постановке на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, предоставлении субсидии для приобретения жилья, незаконным и необоснованным, указывая, что она является вдовой умершего ДД.ММ.ГГГГ участника Великой Отечественной войны "Участник ВОВ".
Зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Дом является ветхим и не пригодным для проживания.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Исполнительный комитет Черемшанского муниципального района РТ с заявлением о постановке ее на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, но ей было отказано в связи с тем, что общая жилая площадь не превышает учетную и дом, в котором она проживает является пригодным для проживания, физический износ составляет 47%.
Истец считает, что ей как члену семьи умершего участника Великой Отечественной войны отказано в постановке на учет по улучшению жилищных условий незаконно.
В судебном заседании представитель истца Доркаева З.К. исковые требования поддержала.
Представитель Исполнительного комитета Черемшанского муниципального района РТ Гайсина Р.В. иск не признала и пояснила, что по заключению межведомственной комиссии жилой дом Рабиной А.И. признан пригодным для проживания.
Выслушав представителей истца, ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ (редакции от 06 мая 2010 г.) «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее-нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В судебном заседании установлено, А.И. Рабина является вдовой умершего ДД.ММ.ГГГГ участника Великой Отечественной войны "Участник ВОВ". На учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в Исполнительном комитете Черемшанского муниципального района РТ не состояла. Зарегистрирована и проживает в индивидуальном жилом доме, 1954 года постройки, расположенным по адресу: <адрес>. и принадлежащим ей на праве собственности, с частичными коммунальными удобствами (канализация и водоснабжение отсутствует).
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Исполнительный комитет Черемшанского района РТ с заявлением о постановке ее на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий.
Согласно акту обследования и заключению межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом Рабиной А.И., расположенный по адресу: <адрес> признан пригодным для проживания, так как состояние стен удовлетворительное и работоспособные. Недопустимых дефектов, повреждений не обнаружено, состояние деревянных перекрытий по деревянным балкам удовлетворительное. Состояние конструкций фундаментов, кровли на момент обследования работоспособные. Физический износ дома составляет 47%. Решением жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в постановке на учет для улучшения жилищных условий.
Проведенной по делу строительно-технической экспертизой № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что физический износ жилого дома <адрес> принадлежащего Рабиной А.И. составляет 65%, техническое состояние строения оценивается как плохое, состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а не несущих – весьма ветхое. Процент физического износа фундамента и бревенчатых стен составляет 70%. Как видно из заключения эксперта фундамент и бревенчатые стены подлежат замене (л.д.58-68).
Согласно п.2.2 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05 ноября 1985 г. № 529 к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся – деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%.
В соответствии с п/п «д» п.2.3 этого Положения независимо от условий по п.2.2 к непригодным для постоянного проживания относятся жилые дома при возникновении угрозы аварии (обрушения) здания в результате достижения предельного физического износа несущих строительных конструкций (деформаций, повреждений, снижения прочности и несущей способности) или деформации основания здания.
Согласно п/п «д» п.2.4 этого же Положения к непригодным для постоянного проживания жилым помещениям следует относить жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в случае угрозы обрушения единичных строительных конструкций (плиты, балки, ригеля, колонны, простенки, панели и т.п.).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47
«Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» утверждены требования, которым должно отвечать жилое помещение. Так, в п.10 Постановления закреплено, что несущие и ограждающие конструкции жилого помещения должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.
Основания и несущие конструкции жилого дома не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплутационные свойства конструкций или жилого дома в целом.
В п.34 этого Постановления говорится, что жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания.
При таких обстоятельствах, суд считает, что дом, в котором проживает вдова участника Великой Отечественной войны Рабина А.И. является непригодным для проживания, так как физический износ жилого дома составляет 65% и техническое состояние строения оценивается как плохое, состояние несущих конструктивных элементов – аварийное, не несущих – весьма ветхое.
При таком положении, суд считает, что несущие конструкции дома исчерпали свою несущую способность и это грозит обрушением. Пребывание в доме не безопасно. Поэтому она имеет право на меры социальной поддержки, в том числе на улучшение жилищных условий на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в порядке предусмотренным ст.23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
В связи с этим решение жилищной комиссии Черемшанского муниципального района РТ № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Рабиной А.И. в постановке на учет по улучшению жилищных условий как вдове участника Великой Отечественной войны является незаконным и необоснованным.
Доводы представителя ответчика о том, что дом в котором проживает Рабина А.И. пригоден для проживания являются несостоятельными. Как видно из материалов дела и установлено в суде, состояние несущих конструктивных элементов дома аварийное, не несущих весьма ветхое.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Рабиной А.И. к Исполнительному комитету Черемшанского муниципального района Республики Татарстан о признании решения жилищной комиссии в отказе в постановке на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий незаконным и признании права на улучшение жилищных условий удовлетворить.
Решение жилищной комиссии Черемшанского муниципального района РТ № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Рабиной А.И. в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий признать незаконным.
Обязать Исполнительный комитет Черемшанского муниципального района Республики Татарстан поставить Рабину А.И. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета как члена семьи умершего ветерана Великой Отечественной войны.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 дней через районный суд.
Судья: В.И. Токтаров