(1-233/11) обвинительный приговор по ст.111ч.1 УК РФ



                                                П Р И Г О В О Р

                                          ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Черемхово                                                                                              01 июля 2011 года

Судья Черемховского городского суда Иркутской области Кирпиченко И.М.,

с участием государственного обвинителя помощника прокурора г.Черемхово Семеновой С.В. подсудимой Курышевой А.А.,защитника подсудимой адвоката Черемховского филиала Иркутской областной коллегии адвокатов Шленской Н.А., представившей удостоверение , ордер , потерпевшего САМ,

при секретаре Гаузяк Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении

Курышевой А.А., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, <данные изъяты> не военнообязанной, имеющей средне-специальное образование, не работающей, не замужней, иждивенцев не имеющей, проживающей по адресу: <адрес>, ранее не судимой, находящейся на подписке о невыезде и надлежащем поведении,

обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ст.111 ч.1 УК РФ,

                                                           У С Т А Н О В И Л:

                Курышева А.А. умышленно причинила тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека при следующих обстоятельствах:

19 марта 2011 года в период времени с 11 часов до 12 часов Курышева А.А. будучи в состоянии алкогольного опьянения, находилась у себя дома по адресу: <адрес>, где совместно с САМ распивали спиртные напитки в комнате указанного дома. В ходе распития спиртного между Курышевой А.А. и САМ произошла словесная ссора, в ходе которой последние оскорбляли друг друга нецензурной бранью, и у Курышевой А.А. на почве личных неприязненных отношений, возник умысел на причинение тяжкого вреда здоровью САМ Курышева А.А. держа в руке нож, хозяйственно-бытового назначения, не относящегося к гражданскому холодному оружию, подошла к САМ и, реализуя свой преступный умысел, направленный на причинение тяжкого вреда здоровья человека, умышленно данным ножом нанесла два удара в спину САМ, причинив телесные повреждения: в виде резаной раны в области задней поверхности левого плечевого сустава, расценивающееся как причинившее легкий вред здоровью по признаку кратковременности расстройства здоровья сроком менее трех недель; в виде колото-резаной раны грудной клетки слева по задней подмышечной линии, проникающее в плевральную полость, сопровождавшееся скоплением крови в плевральной полости, расценивающееся как причинившее тяжкий вред здоровью человека по признаку опасности для жизни. Когда САМ повернулся к ней, Курышева А.А., продолжая свои преступные действия, с целью причинения тяжкого вреда здоровью САМ, умышленно нанесла два удара указанным ножом в живот САМ, чем причинила ему телесные повреждения: в виде колото-резаной раны передней брюшной стенки, ниже мечевидного отростка, проникающей в брюшную полость с повреждением корня брызжейки толстой кишки, тонкой кишки, сопровождавшейся скоплением крови в брюшной полости, расценивающееся как причинившая тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни; колото-резаной раны левой боковой поверхности живота, проникающей в брюшную полость, расценивающаяся как причинившая тяжкий вред здоровью человека по признаку опасности для жизни.

В судебном заседании подсудимая Курышева А.А. вину в предъявленном ей обвинении признала, суду пояснила, что 19 марта 2011 года у себя дома она распивала спиртные напитки со своими знакомыми : ЗЕВ, ПРС, СВН и бывшим сожителем- САМ Затем ЗЕВ ушла к себе домой, ПРС и СВН ушли в магазин за спиртным, а она и САМ остались дома вдвоем в комнате. САМ был пьян, стал выражаться в ее адрес нецензурными словами, оскорблять ее и между ею и САМ произошла словесная ссора, после которой она ушла в кухню, где стала чистить рыбу. В руках у нее находился нож. В это время САМ зашел в кухню, в руках у него был топор и он замахнулся на нее топором. Она, чтобы выбить топор из рук САМ, замахнулась на него ножом, хотела ударить его по руке, в которой находился топор, но промахнулась и 2 ударила ножом САМ в спину, топор выпал из рук САМ на пол, она пошла в комнату, а САМ пошел снова за ней и тогда она еще 2 раза ударила его ножом в живот. САМ схватился за живот и сел на стул В это время вернулись ПРС и СВН, которым она рассказала, что причинила телесные повреждения САМ ножом. После чего ПРС вызвал «Скорую помощь» и САМ увезли в больницу. По просьбе САМ они все договорились рассказать работникам «Скорой помощи», что САМ порезали на улице неизвестные лица.

Кроме собственного признания вины подсудимой в причинении тяжкого вреда здоровью САМ, вина подсудимой Курышевой А.А. подтверждается исследованными судом доказательствами:

- показаниями потерпевшего САМ, который в судебном заседании пояснил, что действительно 19 марта 2011года он находился в квартире у Курышевой А.А., где в компании со знакомыми распивал спиртные напитки. Так как был в сильной степени опьянения, то не помнит, при каких обстоятельствах Курышева А.А. нанесла ему повреждения, с которыми он был доставлен в больницу из квартиры Курышевой А.А. Он допускает, что мог выражаться в адрес Курышевой А.А. нецензурными словами, поссориться с Курышевой А.А., но чтобы замахиваться на нее топором, он такого сделать не мог. В настоящее время он чувствует себя нормально, претензий к Курышевой А.А. он не имеет.

- показаниями свидетеля СНМ, на следствии, оглашенных судом в порядке ст. 281 УПК РФ, из которых следует, что 19 марта 2011 года ей на телефон позвонил сын -САМ и сообщил, что он находится в ГБ-2 г.Черемхово в хирургическом отделении с ножевыми ранениями. От сотрудников милиции ей стало известно, что данные телесные повреждения САМ причинила Курышева А.А. в <адрес> по <адрес>. ( л.д. 31-32)

- показаниями свидетеля СВН, который в судебном заседании пояснил, что проживает с сожительницей Курышева А.А. по адресу: <адрес>. 19 марта 2011 года у себя в квартире он с Курышевой А.А., ЗЕВ и ПРС распивали спиртные напитки, затем к ним пришел САМ, который находился в состоянии алкогольного опьянения и так же стал распивать с ними спиртное. В ходе распития спиртного между Курышевой А.А. и САМ возникла словесная ссора, после вмешательства ЗЕВ и ПРС ссора прекратилась. Затем ЗЕВ ушла домой, он и ПРС пошли в магазин за спиртным, а САМ и Курышева А.А. остались в квартире. Когда он и ПРС вернулись из магазина, Курышева А.А. пояснила, что между ею и САМ снова возникла ссора, в ходе которой САМ кинулся на нее с топором, а Курышева А.А. ткнула его ножом, которым чистила рыбу.

             Однако, будучи допрошенным в ходе следствия свидетель СВН(л.д. 76-77), показания которого были исследованы судом в порядке ст. 281 УПК РФ, не пояснял чтобы Курышева А.А. ему рассказывала о том, что САМ набрасывался на нее с топором.

- показаниями свидетеля ЗЕВ, которая в судебном заседании пояснила, что 19
марта 2011 года около 09 часов она пришла с ПРС в гости к Курышевой А.А. и СВП, с которыми они стали распивать спиртное. Немного позднее к ним пришел САМ, который находился в состоянии алкогольного опьянения и так же стал распивать с ними спиртное. Немного посидев, она ушла домой, так как находилась в состоянии сильного алкогольного опьянения. А когда снова днем пришла к Курышевой А.А., то Курышева А.А. ей рассказала, что между ею и САМ произошла ссора, САМ набросился на нее с топором и Курышева А.А. ударила его ножом.

             Будучи допрошенной в ходе следствия свидетель ЗЕВ(л.д. 78-79), показания которой были исследованы судом в порядке ст. 281 УПК РФ, не поясняла чтобы Курышева А.А. ей рассказывала о том, что САМ набрасывался на Курышеву А.А. с топором.

               Суд критически оценивает показания в суде свидетелей СВН и ЗЕВв данной части, так как ни СВН, ни ЗЕВ при допросе их на следствии не говорили о том, чтобы им было известно, что САМ набрасывался на Курышеву А.А. с топором и расценивает их показания, как желание помочь подсудимой Курышевой А.А.смягчить наказание за содеянное.

показаниями свидетеля ПРС, на следствии, которые были оглашены в судебном заседании в порядке ст. 281 УПК РФ, из которых следует, что
19 марта 2011 года утром он с ЗЕВ пришли в гости к Курышевой А.А. и СВН, которые проживают по адресу: <адрес> с которыми они стали распивать спиртное. Затем пришел САМ, который находился в состоянии алкогольного опьянения и присоединился к ним. Затем ЗЕВ ушла домой, а он и СВН пошли в магазин за спиртным. САМ и Курышева А.А. остались в квартире. Когда он и СВН вернулись из магазина, Курышева А.А. пояснила, что между ею и САМ произошла ссора, в ходе которой она САМ причинила телесные повреждения ножом, которым чистила рыбу. Он подошел к САМ поднял его одежду и увидел на спине и на животе ранения, после чего вызвал «Скорую помощь». По просьбе САМ все договорились никому о случившемся не рассказывать, а сказать, что САМ порезали на улице. Курышева А.А. ему показывала нож, которым порезала САМ, это был кухонный нож, с черной пластмассовой ручкой. ( л.д. 111-112).

- показаниями свидетеля РАЛ, на следствии, которые были оглашены судом в порядке ст. 281 УПК РФ, из которых следует, что 18 марта 2011 года у него в гостях находился САМ, они выпивали, затем САМ ушел от него. От сотрудников милиции ему стало известно, что САМ порезала ножом Курышева А.А. После выздоровления САМ сам рассказал ему, что 19 марта 2011 года он находился у Курышевой А.А., которая порезала его ножом( л.д. 113-114).

Вина подсудимой Курышевой А.А. объективно подтверждается письменными доказательствами:

- сообщением из ГБ в ОМ-1 ОВД по <адрес> о том, что на стационарное лечение поступил САМ с диагнозом: «колото-резаные ранения грудной клетки» (л.д.5).

-      протоколом выемки, согласно которой у Курышевой А.А. был изъят нож, которым она причинила телесные повреждения САМ (л.д. 50-51)

- протоколом осмотра ножа, изъятого у Курышевой А.А.. постановлением о приобщении ножа к уголовному делу в качестве вещественного доказательства (л.д. 52-54).

- заключением экспертизы от
14.04.2011г., согласно которого нож представленный на исследование по факту нанесения тяжких телесных повреждений САМ 19 марта 2011 года по адресу: <адрес> <адрес>, изготовлен заводским способом, является ножом хозяйственно-бытового назначения и не относится к холодному оружию. (л.д.65).

            протоколом изъятия вещей потерпевшего САМ - куртки, кофты(пуловер) и футболки(фуфайки), протоколом их осмотра, из которого следует, что куртка повреждений не имеет, на пуловере и фуфайке имеются линейные сквозные повреждения и пятна бурого цвета, похожие на кровь, постановлением о приобщении вещей к уголовному делу в качестве вещественных доказательств ( л.д. 36-38). -заключением трасологической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого на пуловере на переде на расстоянии 23 см. от левого бокового шва и 17 см. от низа, на спинке на расстоянии и 23 см. от правого втачного шва и 39 см. от низа на расстоянии 14 см. от левого втачного шва и 37 см от низа, на расстоянии 13 см от левого левого втачного шва и 4 см. от левого плечевого шва имеется по одному сквозному повреждению линейной формы. На фуфайке на переде на расстоянии 19 см. от левого бокового шва и 22 см. от низа, на спинке на расстоянии 21 см. от правого стачного шва и 47 см. от низа на расстоянии 9 см. от левого втачного шва и 44 см. от низа, на расстоянии 5 см. от левого втачного шва и 3 см от левого шва имеется по одному сквозному повреждению линейной формы длиной 20мм., 11 мм, 16 мм., 12 мм. Данные повреждения являются колото-резанными и могли быть образованы клинком ножа, представленным на исследование (л.д.68-69).

- протоколом выемки медицинской карты стационарного больного
на имя САМ, которая была осмотрена и приобщена в качестве вещественных доказательств (л.д.89; 90-92, 93).

- заключением СМЭ от 19 апреля 2011г., согласно которого у САМ обнаружены повреждения в виде: колото-резаной раны передней брюшной стенки, ниже мечевидного отростка, проникающая в брюшную полость, с повреждением
корня брыжейки толстой кишки, тонкой кишки, сопровождавшаяся скоплением
крови в брюшной полости, расценивающаяся как причинившее тяжкий вред
здоровью человека по признаку опасности для жизни; колото-резаной раны левой боковой поверхности живота, проникающая в брюшную полость, расценивающаяся как причинившее тяжкий вред здоровью человека по признаку опасности для жизни; колото-резаная рана грудной клетки слева по задней подмышечной линии, проникающая в плевральную полость, сопровождавшаяся скоплением крови в плевральной полости, расценивающаяся как причинившее тяжкий вред здоровью человека по признаку опасности для жизни. Данные телесные повреждения могли быть причинены ножом, представленным на исследование (л.д.97-98).

- заключением дополнительной СМЭ от 16.05.2011 г. согласно которого у САМ имелось повреждения в виде рубца на задней поверхности левого плечевого сустава, который возник на месте раны, причиненной от однократного воздействия режущего предмета, мог быть причинен в срок, указанный в постановлении, расценивается как причинивший легкий вред здоровью по признаку кратковременности расстройства здоровья сроком менее 3-х недель (л.д.128).

            Анализируя приведенных выше доказательств и оценивая их в совокупности с исследованными в судебном заседании материалами уголовного дела, суд приводит к убеждению, что виновность подсудимой в совершении преступления при тех обстоятельствах, как они указаны в описательно мотивировочной части приговора, подтверждается всеми доказательствами, которые являются относимыми, достоверными, допустимыми, а в своей совокупности - достаточными, поэтому суд кладет их в основу приговора.

Действия подсудимой Курышевой А.А. суд квалифицирует по ст. 111 ч.1 УК РФ - как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека.

Суд считает доказанным наличие у Курышевой А.А. умысла на причинение САМ тяжкого вреда здоровью, поскольку на это указывает способ причинения телесных повреждений( 4 ножевых ранения, 3 из которых - проникающие ранения в брюшную и плевральную полости), нанесение повреждений в жизненно важные органы- грудную клетку и живот потерпевшего, избранное ею орудие преступления - нож, обладающий поражающим свойством. При этом Курышева А.А. осознавала общественную опасность своих действий и предвидела возможность наступления общественно-опасных последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшего и желала его наступления, то есть совершила преступление умышленно.

Судом установлено, что мотивом преступных действий подсудимой Курышевой А.А. явились личные неприязненные отношения, возникшие на почве ссоры с потерпевшим.

В момент нанесения ударов ножом по туловищу потерпевшего, подсудимая Курышева А.А. не находилась в состоянии аффекта, о чем свидетельствуют ее осознанные и целенаправленные действия, нахождение в состоянии алкогольного опьянения, что исключает возможность возникновения аффекта.

В действиях подсудимой Курышевой А.А. не усматривается и необходимой обороны либо превышения пределов необходимой обороны, поскольку общественно-опасного посягательства со стороны САМ, которое бы ставило ее жизнь и здоровье в опасное положение, ни ходе предварительного следствия, ни в судебном заседании установлено не было, как и не было добыто доказательств показаниям подсудимой Курышевой А.А. о том, что потерпевший САМ замахивался на нее топором.

Так потерпевший САМ, допуская, что мог выражаться нецензурными словами в адрес подсудимой, отрицает тот факт, что брал в руки топор и замахивался топором на подсудимую.

Подсудимая Курышева А.А. сразу после нанесения ударов ножом по туловищу САМ свидетелям СВН, ЗЕВ и ПРС не говорила о том, чтобы САМ набрасывался на нее с топором, о чем данные свидетели пояснили в ходе следствия, и их показания полностью соответствуют показаниям друг друга.

Таким образом, доводы подсудимой Курышевой А.А. о том, что она нанесла ножевые ранения потерпевшему СМ, обороняясь от его противоправных действий, суд находит несостоятельными, опровергнутыми всей совокупностью исследованных доказательств, поэтому оснований для переквалификации действий подсудимой Курышевой А.А. на ст. 114 ч.1 УК РФ, как о том ходатайствует сторона защиты, не имеется.

Материалы уголовного дела свидетельствуют о том, что подсудимая Курышева А.А. как до, так и после совершенного преступления признаков расстройства душевной деятельности не проявляла, на учете у нарколога и психиатра не состоит (л.д. 146), в суде ведет себя адекватно, следовательно, подсудимую Курышеву А.А. следует признать вменяемой в отношении инкриминируемого ей деяния, могущей нести уголовную ответственность за содеянное.

В соответствии со ст.60 УК РФ, при назначении наказания подсудимой Курышевой А.А., суд учитывает обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности совершенного преступления, относящегося согласно ст.15 УК РФ к категории тяжких преступлений, личность подсудимой, смягчающие ответственность обстоятельства, влияние назначенного наказания на исправление подсудимой.

В качестве обстоятельств, смягчающих наказание, согласно ст. 61 УК РФ, суд учитывает признание подсудимой Курышевой А.А. своей вины, а обстоятельств, отягчающих наказание, Курышевой А.А, судом не установлено.

Курышева А.А. ранее не судима, впервые привлечена к уголовной ответственности, в быту характеризуется посредственно.

При таких обстоятельствах и в их совокупности при назначении Курышевой А.А. вида и размера наказания, с учетом тяжести содеянного суд приходит к выводу о необходимости назначения подсудимой Курышевой А.А. наказания в виде лишения свободы, однако, учитывая положительные данные о личности подсудимой, значительно снижающих степень общественной опасности Курышевой А.А., мнение потерпевшего САМ, который просил ее строго не наказывать, суд приходит к выводу о том, что исправление Курышевой А.М. может быть достигнуто в условиях, не связанных с изоляцией от общества, поэтому полагает возможным назначить наказание подсудимой Курышевой А.А. с применением ст. 73 УК РФ, то есть условно с возложением на нее обязанностей -1 раз в месяц являться на регистрацию в уголовно-исполнительную инспекцию в установленные дни, не менять постоянного места жительства без ее уведомления.

Гражданский иск по делу не заявлен.

               На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 296, 299, 307-309 УПК РФ, суд,

                                                                ПР И Г О В О Р И Л :

Курышеву А.А. признать виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч. 1 УК РФ и назначить ей наказание в редакции ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ в виде лишения свободы сроком на 3 (три)      года.

           В силу ст. 73 УК РФ назначенное наказание считать условным с испытательным сроком 2(два) года

В соответствии ч. 5 ст. 73 УК РФ возложить на условно осужденную Курышеву А.А. исполнение следующих обязанностей: 1 раз в месяц являться на регистрацию в установленные дни в уголовно-исполнительную инспекцию, не менять постоянного места жительства без ее уведомления.

Контроль за поведением Курышевой А.А. возложить на уголовно-исполнительную инспекцию.

Меру пресечения Курышевой А.А. - подписку о невыезде и надлежащем поведении - отменить.

Вещественные доказательства по делу: историю болезни на имя САМ, которая хранится в МЛУ «Больница »; карту вызова скорой маедицинской помощи, которая хранится в МУ «станция скорой медицинской помощи г.Черемзхово», оставить в данных учреждениях; куртку, пуловер, фуфайку, которые хранятся у потерпевшего САМ, вернуть законному владельцу САМ; нож, который хранится в камере хранения ОВД г.Черемхово- уничтожить.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Черемховский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения. В случае подачи кассационной жалобы осужденная вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции.

Судья                       Копия верна