(2-583) о защите прав инвалидов



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 августа 2010 года. Черемховский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего Шершневой Г.Н.

при секретаре Гладниковой К.Е.

с участием прокурора Артемьевой Т.И.,

ответчика - представителя Областного государственного специализированного (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната 1 и 11 видов г. Черемхово Абрамчук М.Н., действующей на основании приказа № 159 от 15.06.2010 г. л.д. 31),

3 лица - представителя ОГУ «Центр занятости населения» г. Черемхово Степановой Т.В., действующей на основании доверенности № 1 от 28.01.2010 г. л.д. 41),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-583-10 г.

по иску Прокурора г. Черемхово в интересах неопределенного круга лиц к Областному государственному специализированному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 и 11 видов г. Черемхово о защите прав инвалидов,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Черемхово в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Областному государственному специализированному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 и 11 видов г. Черемхово о защите прав инвалидов, указав, что прокуратурой г. Черемхово проведена проверка исполнения Федерального закона «О социальной защите инвалидов» № 181-ФЗ от 24.01.1995 г., в ходе которой установлено, что Областным государственным специализированным (коррекционным) образовательным учреждением для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии специальной (коррекционной) общеобразовательной школой-интернатом 1 и 11 видов г. Черемхово не выполняется квота для приема на работу инвалидов, установленная ст. 21 Федерального закона от 24.01.1995г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. 2 ст. 2 Закона Иркутской области № 27-ОЗ от 29.05.2009 г. «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» - в размере 2 процентов к среднесписочной численности работников. В соответствии с п.п. 1 ст. 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, то есть такие рабочие места, которые требуют дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Согласно ежемесячно предоставляемой информации в ОГУ «Центр занятости населения г. Черемхово» в Областном государственном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии, специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате 1 и 11 видов г. Черемхово инвалиды в качестве работников не состоят. Таким образом, ОГСКОУ «Школа-интернат 1 и 11 видов г. Черемхово» нарушает право неопределенного круга инвалидов на трудоустройство, гарантируемое ст. 37 Конституции РФ, ст. 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Прокурором города в адрес директора ОГСКОУ «Школа-интернат 1 и 11 видов г. Черемхово» Бонах С.А 26.05.2010 г. исх. № 2799 было внесено представление, однако до настоящего времени требования, изложенные в представлении по созданию (выделению) рабочих мест для инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема инвалидов в количестве 2 рабочих мест не выполнены работодателем. Статья 37 Конституции РФ провозглашает право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе установлением в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 191-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов. В соответствии с ч. 1 ст. 22 настоящего Федерального закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Частью 1 ст. 21 названного Федерального закона предусмотрено, что организациями, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 1 и не более 3 процентов). В силу п.п. 2 п. 2 Закона Иркутской области № 27-ОЗ от 29.05.2009 г. «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» установлена квота для некоммерческих организаций в размере 2 процентов к среднесписочной численности работников. Согласно п. 3 настоящего Закона среднесписочная численность работников определяется в соответствии с законодательством. В соответствии с п. 82 Приказа Федеральной службы госстатистики Министерства экономического развития РФ от 12.11.2008 г. № 278 «Об утверждении указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения: № п-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № п-2 «Сведения об инвестициях», № п-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № п-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», № п-5(м) «Основные сведения о деятельности организации». Среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату, например, на последнее число отчетного периода. На основании свидетельства о государственной регистрации серии 38-АГ № 429207 Устава Областного государственного специализированного (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 и 11 видов г. Черемхово установлено, что указанное учреждение является юридическим лицом, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ. Основной деятельностью ОГСКОУ «Школа-интернат 1 и 11 видов г. Черемхово» является обучение и воспитание детей с нарушениями слуха, коррекция недостатков психофизического и речевого развития воспитанников, социально-психологическая реабилитация для последующей интеграции в обществе. Основными задачами деятельности ОГСКОУ «Школа-интернат 1 и 11 видов г. Черемхово» является создание наиболее эффективных условий для развития и коррекции личности воспитанников и удовлетворения образовательных возможностей, создание слухоречевой среды на базе развития и использования остаточной слуховой функции не слышащих детей для формирования коммуникативной стороны речи, для получения трудовой и социальной подготовки учащихся к самостоятельной жизни. Отсутствие в Областном государственном специализированном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, специальной (коррекционной) образовательной школе-интернате 1 и 11 видов г. Черемхово специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2 процентов к среднесписочной численности его работников нарушает права неопределенного круга инвалидов на трудоустройство. Отсутствие у ответчика специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в установленном Законом количестве является результатом бездействия ответчика по исполнению требования п. 1 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Согласно ст.ст. 22, 23, 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрены основные характеристики рабочего места для трудоустройства инвалидов, условия труда, установлено их количество для каждого предприятия, учреждения, организации, права работодателя в данном вопросе, в том числе право работодателя по созданию либо выделению рабочих мест для инвалидов, то есть определены исходные условия исполнения обязанности работодателей по созданию рабочих мест для инвалидов, не ограничив их при этом в конкретных действиях по реализации названной обязанности. Исходя из смысла ст.ст. 23, 24 данного Федерального закона при обращении инвалида к ответчику напрямую либо через орган занятости населения работодатель обязан располагать специальными рабочими местами для их трудоустройства, учтя в последующем условия труда конкретного работника-инвалида в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации. Из информации по форме № 1 о выполнении квоты для приема на работу инвалидов в 2010 г. в Центр занятости населения г. Черемхово усматривается, что ответчиком указана среднесписочная численность работников с января по май 2010 г. и соответствующий размер установленной квоты. Информация по численности работающих инвалидов более 15 дней в отчетном периоде, по принятым на квотируемые рабочие места в отчетном периоде, по количеству вакантных рабочих мест (должностей) для инвалидов на конец отчетного месяца отсутствует. Из информации и.о директора ОГСКОУ «Школа-интернат 1 и 11 видов г. Черемхово» Абрамчук М.Н следует, в течение 2009-2010 г. не было ни одного случая обращения инвалидов по поводу устройства на работу за счет квоты, в учреждении отсутствуют рабочие места где могут работать инвалиды. Довод ответчика об отсутствии рабочих мест и невозможности трудоустройства инвалидов в ОГСКОУ «Школа-интернат г. Черемхово» нельзя признать законным и обоснованным, поскольку пункт 1 ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает обязанность работодателя по выделению либо по созданию рабочих мест для инвалидов. Просит обязать Областное государственное специализированное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат 1 и 11 видов г. Черемхово создать или выделить рабочие места для инвалидов в соответствии с Законом Иркутской области от 29.05.2009 г. «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» в размере 2 процентов к среднесписочной численности работников Областного государственного специализированного (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, специальной (коррекционной) общеобразовательной школы- интернате 1 и 11 видов г. Черемхово.

В судебном заседании прокурор Артемьева Т.И. исковые требования поддержала.

Ответчик - представитель Областного государственного специализированного (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната 1 и 11 видов г. Черемхово Абрамчук М.Н., действующая на основании приказа № 159 от 15.06.2010 г. л.д. 31), исковые требования признала, пояснила, что о предоставлении информации о специально созданных рабочих местах для инвалидов не знала.

В письменном отзыве на исковое заявление ответчик указал, что в учреждении в 2003 году были созданы два рабочих места в соответствии с п.п. 1 ст. 24 Федерального закона «О Социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В 2004 году на одно их мест была принята учителем швейного дела инвалид III группы Барбина О.В., которая работала в учреждении до 01.09.2009 г. С 01.09.2009 г. Барбина О.В. была уволена по собственному желанию в связи с переходом на работу в Черемховское отделение областного общества глухих. Второе место согласно штатному расписанию - место вахтера, но до настоящего времени обращений по поводу устройства не поступило. Поэтому нарушений ст. 37 Конституции РФ о праве каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду не совершалось. Обращений инвалидов через орган занятости населения по поводу трудоустройства не поступало. Информация по форме № 1 о выполнении квоты для приема на работу инвалидов в «Центр занятости населения г. Черемхово» подается своевременно л.д. 32-33).

Третье лицо - представитель ОГУ «Центр занятости населения г. Черемхово» Степанова Т.В., действующая на основании доверенности № 1 от 28.01.2010 г., пояснила, что сведения о рабочих местах для инвалидов ответчик предоставляет в ЦЗН, но не предоставляет сведения о вакансиях для инвалидов - должны предоставляться два вида сведений по рабочим местам для инвалидов, а специальная (коррекционная) школа-интернат подает лишь один вид сведений.

По штатному расписанию в Областном государственном специализированном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате 1 и 11 видов г. Черемхово значатся 118,9 штатных единиц л.д. 23). Значит, рабочих мест для инвалидов должно быть не менее 2.

Ответчиком представлена суду копия информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов в 2010 г. л.д. 22), в 2009 г. л.д. 42), направляемой в Центр занятости населения г. Черемхово.

Выслушав прокурора Артемьеву Т.И., представителя ответчика Абрамчук М.Н., представителя 3 лица Степанову Т.В., исследовав материалы дела, в соответствии со ст. 39 ГПК РФ принимая во внимание признание иска ответчиком, суд находит исковые требования прокурора г. Черемхово обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Согласно ст. 22 вышеназванного Федерального закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Согласно ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: 1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; 2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; 3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Таким образом, законодательством РФ предусмотрено обязательное квотирование рабочих мест для инвалидов.

Согласно п. 1 п. 2 ст. 2 Закона Иркутской области № 27-ОЗ от 29.05.2009 г. «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» квота устанавливается для приема на работу инвалидов, признанных таковыми, в порядке, установленном законодательством. Квота устанавливается для организаций, осуществляющих деятельность на территории области и имеющих численность работников более 100 человек, в размере: для некоммерческих организаций - 2 % к среднесписочной численности работников.

Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 и 11 видов г. Черемхово имеет численность работников более 100 человек, является некоммерческой организацией, поэтому обязано создать или выделить рабочие места для инвалидов в размере 2 % к среднесписочной численности работников, подав в Центр занятости населения г. Черемхово сведения о вакансиях для инвалидов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора г. Черемхово в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать Областное государственное специализированное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат 1 и 11 видов г. Черемхово создать или выделить рабочие места для инвалидов в соответствии с Законом Иркутской области от 29.05.2009 г. «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» в размере 2 процентов к среднесписочной численности работников учреждения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Черемховский городской суд в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья:

Полный текст решения изготовлен 16.08.2010 г.