(2-772) о защите прав инвалидов



                                                               Р Е Ш Е Н И Е

                                                Именем Российской Федерации

03 ноября 2010 года. Черемховский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего Шапенковой Е.А.

при секретаре Евдокимовой Н.К.

с участием помощника прокурора г.Черемхово Шишкина Ф.А.,

ответчика - представителя Закрытого акционерного общества «Актех-Байкал» Максимовой О.В., действующей на основании доверенности от 19.10.2010г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-772-10 г. по иску Прокурора г. Черемхово в интересах неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу «Актех-Байкал» о защите прав инвалидов,

         

                                                             У С Т А Н О В И Л:

           Прокурор г. Черемхово в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Закрытому акционерному обществу «Актех-Байкал» о защите прав инвалидов, указав, что прокуратурой г.Черемхово проведена проверка исполнения Федерального закона «О социальной защите инвалидов» № 181-ФЗ от 24.01.1995 г., в ходе которой установлено, что ЗАО «Актех-Байкал» не выполняется квота для приема на работу инвалидов, установленная ст. 21 Федерального закона от 24.01.1995г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. 2 ст. 2 Закона Иркутской области № 27-оз от 29.05.2009г «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области»- в размере 3 процентов к среднесписочной численности работников. В соответствии с п.п.1 ст. 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, то есть такие рабочие места, которые требуют дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Трудоустройство граждан в счет установленной квоты для приема на работу инвалида производится работодателем самостоятельно с учетом предложений органов службы занятости населения, а также общественных организаций инвалидов. Согласно п.3 ст.25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), и выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Администрацией ЗАО «Актех-Байкал» в органы службы занятости не предоставляется информация о потребности в работниках на квотируемые места для инвалидов, характере и условиях работы, продолжительности рабочего времени, требуемой квалификации, опыте работы, дополнительных навыках, предоставлении социальных гарантий. В связи с тем, что от работодателя в органы службы занятости не поступает такая информация, то Центр занятости населения не может выдать инвалидам состоящим на учете в Центре занятости населения Черемхово направление на работу в соответствии с рекомендациями о противопоказанных и доступных условиях и видах труда, указанных в индивидуальной программе реабилитации инвалида, выдаваемой специалистами государственной службы медико-социальной экспертизы. В направляемой администрацией ЗАО «Актех-Байкал» в Центр занятости населения в форме № 1 о выполнении квоты для приема на работу инвалидов филиалом в 2010г. усматривается, что ответчиком указана среднесписочная численность работников в августе 2010г. более 100 человек (554 чел) и соответствующий размер установленной квоты - 16 человек, в графе, свидетельствующей о невыполнении квоты, количестве вакантных мест (должностей) для инвалидов в конец отчетного периода указано 14 человек, численность работающих инвалидов более 15 дней, принятых на квотируемые рабочие места инвалидов в отчетном периоде проставлено 2 инвалида.

Согласно ежемесячной предоставляемой информации в ОГУ «Центр занятости населения г. Черемхово» в ЗАО «Актех-Байкал» при установленной квоте 16 человек, работает 2 инвалида, невыполненная квота составляет 14 человек. Таким образом, ЗАО «Актех-Байкал» нарушает право неопределенного круга инвалидов на трудоустройство, гарантируемое ст. 37 Конституции РФ, ст.20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Прокурором города в адрес директора ЗАО «Актех-Байкал» 13.03.2009г. было внесено представление, однако до настоящего времени, требования, изложенные в представлении по созданию (выделению) рабочих мест для инвалидов в соответствии с установленной квотой работодателем не выполняется, до настоящего времени администрацией ЗАО «Актех-Байкал» не выполнена квота в количестве 14 человек, в связи с чем, в силу ст.45 ч.1 ГПК РФ прокурор города обращается в суд с настоящим иском. Ст.37 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе, установлением в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 г № 191-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов. В соответствии с ч.1 ст.22 настоящего Федерального закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов -рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Частью 1 ст. 21 названного Федерального закона предусмотрено, что организациями, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 1 и не более 3 процентов). В силу п.п. 2 п. 2 Закона Иркутской области № 27-оз от 29.05.2009г. «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» установлена квота для некоммерческих организаций в размере 3 процентов к среднесписочной численности работников. Согласно п.3 настоящего Закона среднесписочная численность работников определяется в соответствии с законодательством. В соответствии с п. 82 Приказа Федеральной службы госстатистики Министерства экономического развития РФ от 12.11.2008г № 278 «Об утверждении указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения: № п-1 « Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № п-2» сведения об инвестициях», № п-3 « Сведения о финансовом состоянии организации», № п-4» Сведения о численности, заработной плате и движении работников», № п-5(м) « Основные сведения о деятельности организации». Среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату, например, на последнее число отчетного периода.

Отсутствие в ЗАО «Актех-Байкал» специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 3 процентов к среднесписочной численности его работников нарушает прав неопределенного круга инвалидов на трудоустройство. Отсутствие у ответчика специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в установленном Законом количестве, является результатом бездействие ответчика по исполнению требования п. 1 ч.2 ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Согласно ст.ст. 22, 23, 24 Федерального закона « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрены основные характеристики рабочего места для трудоустройства инвалидов, условия труда, установлено их количество для каждого предприятия, учреждения, организации, права работодателя в данном вопросе, в том числе право работодателя по созданию либо выделению рабочих мест для инвалидов, то есть определены исходные условия исполнения обязанности работодателей по созданию рабочих мест для инвалидов, не ограничив их при этом в конкретных действиях по реализации названной обязанности. Исходя из смысла ст.ст. 23, 24 данного Федерального закона, при обращении инвалида к ответчику напрямую либо через орган занятости населения работодатель обязан располагать специальными рабочими местами для их трудоустройства, учтя в последующем условия труда конкретного работника-инвалида в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации. Согласно информации администрации ЗАО «Актех-Байкал» условия труда на предприятии противопоказаны для трудоустройства инвалидов на аккумуляторное производство с учетом вредных производственных факторов и тяжести трудового процесса. Просит обязать ЗАО «Актех-Байкал» создать или выделить рабочие места для инвалидов в соответствии с Законом Иркутской области от 29.05.2009г «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» в размере 3 процентов к среднесписочной численности работников ЗАО «Актех-Байкал».

           В судебном заседании помощник прокурора г.Черемхово Шишкин Ф.А. исковые требования поддержал.

           Ответчик - представитель ЗАО «Актех-Байкал» Максимова О.В., действующая на основании доверенности от 19.10.2010г., исковые требования не признала, пояснила, что в настоящее время в ЗАО «Актех-Байкал» введено внешнее управление, в связи с процедурой банкротства.

В письменных возражениях указано, что согласно Уставу ЗАО «Актех-Байкал» основным видом деятельности предприятия является производство свинцово-кислотных аккумуляторов. По результатам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда рабочие места на предприятии признаны вредными и опасными с классами условий труда 3.1,3.2,3.3,3.4. Концентрация свинца в рабочей зоне превышает норму в 1,5-2 раза. Все имеющиеся в настоящее время на ЗАО «Актех-Байкал» рабочие места по условиям труда противопоказаны для трудоустройства инвалидов. Для создания специальных рабочих мест для инвалидов, которые бы отвечали программе реабилитации и требованиям СП 2.2.92510-09 к организации производств для труда инвалидов необходимо финансирование. Вложение денежных средств в развитие нового производства в настоящий момент невозможно. ЗАО «Актех-Байкал» находится в стадии банкротства - долг перед кредиторами по денежным обязательствам составляет свыше 2-х млрд.рублей. в производстве Арбитражного суда Иркутской области находится дело по заявлению ЗАО «Актех-Байкал» о признании его несостоятельным (банкротом). Определением Арбитражного суда Иркутской области от хх.хх.хх г. по делу № уу в отношении ЗАО «Актех-Байкал» введена процедура внешнего управления сроком на 18 месяцев, до 11 мая 2011 года. С введением внешнего управления полномочия генерального директора прекращены. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель третьего лица ОГУ «Центр занятости населения г.Черемхово», будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд в известность не поставил, не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица, привлеченного определением суда от 07.10.20110г., отдел содействия трудоустройству г.Свирска, будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд в известность не поставил, не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, полагая, что это не отразится на полноте исследования обстоятельств и не повлечет за собой нарушения прав или охраняемых законом интересов сторон.

Заслушав пояснения явившихся участников процесса, изучив материалы дела, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, всем исследованным в суде доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.

           В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Согласно ст. 22 вышеназванного Федерального закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Как видно из представленных материалов, по информации ЗАО «Актех-Байкал» причины невыполнения квотирования рабочих мест для инвалидов заключаются в том, что рабочие места на ЗАО «Актех-Байкал» по результатом аттестации признаны вредными и опасными с классом условий труда 3.1,3.2,3.3,3.4. Такие условия труда противопоказанных для трудоустройства инвалидов на аккумуляторное производство.

В материалах дела имеется копия формы-1 «Информация о выполнении квоты для приема на работу инвалидов в 2010г.» (январь-декабрь 2010г.), заполненной ЗАО «Актех-Байкал».

По заключению № уу Государственной экспертизы условий труда от хх.хх.хх г. все рабочие места ЗАО «Актех-Байкал» признаны вредными и опасными с классами условий труда 3.1,3.2,3.3,3.4.

Кроме того, определением Арбитражного суда Иркутской области от хх.хх.хх г. в отношении ЗАО «Актех-Байкал» введено внешнее управление сроком на 18 месяцев, до 11 мая 2011г.

           Согласно ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: 1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; 2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; 3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

            Следовательно действующим законодательством РФ предусмотрено обязательное квотирование рабочих мест для инвалидов.

Поэтому доводы представителя ответчика о том, что все рабочие места на предприятии признаны вредными и опасными с классами условий труда 3.1,3.2,3.3,3.4 несостоятельны.

Согласно ст. 2 Закона Иркутской области № 27-ОЗ от 29.05.2009 г. «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» квота устанавливается для приема на работу инвалидов, признанных таковыми в порядке, установленном законодательством. Квота устанавливается для организаций, осуществляющих деятельность на территории области и имеющих численность работников более 100 человек, в размере: для коммерческих организаций - 3 % к среднесписочной численности работников.

Из материалов дела усматривается, что ЗАО «Актех-Байкал» имеет численность 554 чел.(среднесписочная численность работников в августе 2010г.), является коммерческим предприятием, для которых установлена квота в размере 3% к среднесписочной численности работников.

Ссылки представителя ответчика на нахождение предприятия в стадии банкротства и введение процедуру внешнего управления до 11 мая 2011 года, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку это обстоятельство не является основанием для освобождения ЗАО «Актех-Байкал» от обязанности по соблюдению законодательства РФ о социальной защите инвалидов.

           С учетом изложенного, требования заявленные прокурором г.Черемхово подлежат удовлетворению.

            На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                              Р Е Ш И Л:

            Исковые требования Прокурора г. Черемхово в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Закрытое акционерное общество «Актех-Байкал» создать или выделить рабочие места для инвалидов в соответствии с Законом Иркутской области от 29.05.2009 г. «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» в размере 3 процентов к среднесписочной численности работников учреждения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда в течение 10 (десяти) дней со дня изготовления мотивированного текста решения через Черемховский городской суд.

Судья.