РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 мая 2011 года Черемховский городской суд иркутской области в составе: председательствующего судьи Шапенковой Е.А., при секретаре Евдокимовой Н.К., с участием заявителя Федоровой Л.И., представителей заинтересованных лиц Труфановой А.С., Петрусевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № уу по заявлению Федоровой Л.И. о признании незаконными действий администрации муниципального образования «город Черемхово», УСТАНОВИЛ: Федорова Л.И. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации муниципального образования «город Черемхово». В обоснование заявленных требований указала, что квартира № уу, расположенная в доме № уу по ул. <адрес> была предоставлена ее матери П.Е. от предприятия в котором она работала - Черемховский «<данные изъяты>» Иркутской области. В это время она также проживала в данной квартире и согласно домовой книге для прописки граждан с хх.хх.хх по настоящее время имеет регистрацию в указанной квартире. После смерти матери она жила до 2005 года в квартире со своей семьей. В связи с тем, что в доме невозможно и опасно было проживать, поскольку дом был аварийным, ей пришлось переехать и проживать с дочерью. Летом 2010 года она обращалась в службу государственного жилищного контроля и строительного надзора с вопросом проведения обследованиям жилья. Согласно акту обследования технического состояния от хх.хх.хх квартира №<адрес> находится в аварийном состоянии, в ней невозможно проживать. Правоустанавливающих документов на дом она не имеет, и поэтому не имеет возможности обратиться в администрацию г.Черемхово, чтобы получить другое жилье в рамках муниципальной целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилого фонда г.Черемхово». Ранее данный жилой дом входил в состав ведомственного жилищного фонда предприятия Черемховский «<данные изъяты>» Иркутской области, которое признано несостоятельным (банкротом), конкурсное производство завешено хх.хх.хх году и исключено из реестра юридических лиц. Арбитражным управляющим ведомственный жилой фонд в муниципальную собственность не передавался. По информации комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Черемхово жилой дом по <адрес> в реестре муниципального имущества не значится. Данный жилой дом в течение длительного времени не ремонтируется, техническое обслуживание, и содержание дома никем не осуществляется. Полагает, что дом по ул. <адрес> не имеет собственника и является бесхозяйным. Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Для решения вопроса о принятии жилого дома в муниципальную собственности она письменно обращалась в прокуратуру города. На ее обращение было дано разъяснение о том, что по данному вопросу ей необходимо обратиться в администрацию г.Черемхово. Администрацией г.Черемхово на ее обращение было сообщено, что у муниципального образования нет правовых оснований в одностороннем порядке принять в собственность жилой дом. Считает, что поскольку жилой дома по ул. <адрес> расположен на территории муниципального образования «город Черемхово», и не имеет собственника, то администрация г.Черемхово должна решить вопрос о постановке дома на учет в качестве бесхозяйного. Действия администрации г.Черемхово в части отказе в постановке на учет в качестве бесхозяйного дома <адрес> нарушают ее жилищные права, и лишают возможности получить другое жилье в рамках муниципальной целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилого фонда г.Черемхово». В связи с чем, заявитель просила суд признать действия администрации муниципального образования «город Черемхово» в части отказа в подаче заявления о постановке дома по ул. <адрес> на учет в качестве бесхозяйного, незаконными и обязать администрацию муниципального образования «город Черемхово» подать заявление о постановке дома по ул. <адрес>, на учет в качестве бесхозяйного. В судебном заседании Федорова Л.И. заявленные требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении, суду пояснила, что правоустанавливающих документов на квартиру № уу, расположенную в доме № уу по ул. <адрес>, она не имеет. В данной квартире проживает с детства, зарегистрирована в ней до настоящего времени. В письменных возражениях за № уу от хх.хх.хх заинтересованное лицо мэр МО «город Черемхово» Семенов В.А. возражал против удовлетворения заявленных требований, указал, что в подтверждение своего права на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, Федорова Л.И. не представила правоустанавливающих документов. Домовая книга подтверждает только факт регистрации по месту жительства, но не право владения или распоряжения жилым помещением. Юридически же Федорова Л.И. не является ни нанимателем, ни членом семьи нанимателя, ни собственником жилого помещения. Соответственно, законные права и интересы Федоровой Л.И. относительно спорного жилого помещения нарушены не были и, соответственно, она не имеет права предъявления требований в отношении спорного жилого помещения. Представитель заинтересованного лица - администрации муниципального образования «город Черемхово» Труфанова А.С., действующая на основании доверенности № уу от хх.хх.хх, доводы изложенные в письменных возражениях поддержала. Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению муниципальным имуществом МО «город Черемхово», привлеченного к участию в деле определением суда от хх.хх.хх, Петрусева А.В., действующая на основании доверенности № уу от хх.хх.хх, просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку Федорова Л.И. не имеет права собственности на квартиру № уу, расположенную в доме № уу по ул. <адрес>. Заслушав заявителя Федорову Л.И., представителя администрации МО «город Черемхово» Труфанову А.С., представителя КУМИ МО «город Черемхово» Петрусеву А.В., изучив материалы дела, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, всем исследованным в суде доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Как предусмотрено ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления. Должностных лиц государственных и муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся комиссионные и единоличные решения и действия (бездействия) в результате которых: -нарушены права и свободы граждан; - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; -на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Как следует из заявления Федоровой Л.И., незаконными действиями администрации МО «город Черемхово» она считает бездействия администрации, отказавшейся подать заявление по постановке на учет дома № уу по <адрес>, в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, как бесхозяйного. Суд не может с этим согласиться. Под бездействиями понимается несовершение действий, выполнение которых относится к функциям государственного органа или органа местного самоуправления или к должностным обязанностям государственного, муниципального служащего, должностного лица. Орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйные недвижимые вещи, подает заявление о принятии их на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Согласно ч.1 ст.225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. В данном случае собственником дома № уу расположенного по адресу: <адрес>, согласно информации Черемховского отделения ФГУП «Ростеинвентаризация» Иркутский филиал Федеральное БТИ, является <данные изъяты> г.Черемхово. В реестре муниципальной собственности МО «город Черемхово» данное жилое помещение не значится. Следовательно вышеуказанный дом не может быть признан бесхозяйным, так как имеет собственника. Сведений о том, что Черемховский <данные изъяты> Иркутской области отказался от права собственности на дом № уу по <адрес> не имеется. То обстоятельство, что Черемховкий <данные изъяты> Иркутской области признан банкротом не может свидетельствовать о том, что жилой дом, принадлежащий этой организации с момента принятии Арбитражным судом Иркутской области решения о признании Черемховский <данные изъяты> Иркутской области банкротом стал бесхозяйным. Следовательно, своими действиями администрация МО «город Черемхово» не допустила нарушений прав и свобод заявителя и оснований для признания их незаконными не имеется. Отсутствие правоустанавливающих документов о праве собственности или праве владения на квартиру, расположенную в доме№ уу по <адрес>, подтверждает и факт отсутствия у Федоровой Л.И. права на подачу заявления в суд. В материалах дела имеется домовая книга о прописке граждан в доме № уу по ул. <адрес>. С хх.хх.хх зарегистрированной в квартире № уу дома № уу по ул. <адрес> значится Федорова Л.И. Однако, данный документ подтверждает лишь факт регистрации Федоровой Л.И. по месту жительства, но не ее право владения или распоряжения жилым помещением. Следует отметить, что требование заявителя относительно возложения на администрацию МО «город Черемхово» обязанности подать заявление о постановке на учет в качестве бесхозяйного выходят за пределы полномочий суда. В соответствии с положениями главы 8 Конституции РФ, Федеральным законом от 05.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельны в решении вопросов местного значения. Ни Конституцией РФ, ни федеральным законодательством не предусмотрено право органов государственной власти, в том числе судебных, по возложению на органы местного самоуправления обязанности подавать заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию о постановке на учет бесхозяйных вещей. При таких обстоятельствах заявление Федоровой Л.И. удовлетворению не подлежит. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 258, 194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Федоровой Л.И. о признании незаконными действий администрации муниципального образования «город Черемхово» об отказе в постановке жилого дома на учет в качестве бесхозяйного и возложении обязанности на администрацию муниципального образования «город Черемхово» подать заявление о постановке жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в качестве бесхозяйного - отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через Черемховский городской суд. Судья