РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «18» июля 2011г. Черемховский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего Е.А.Шапенковой при секретаре Н.К.Евдокимовой, с участием истца помощника г.Черемхово Шишкина Ф.А., представителя ответчика генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Ренталь» Пономарева А.А., рассмотрев открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению прокурора города Черемхово в интересах Российской Федерации, Иркутской области, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Ренталь» о возложении обязанности произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, УСТАНОВИЛ: Прокурор города Черемхово в интересах Российской Федерации, Иркутской области, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Ренталь» о возложении обязанности произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, указав, что прокуратурой города проведена проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды Обществом с ограниченной ответственностью «Ренталь». Проведенной проверкой установлено, что ООО «Ренталь» осуществляет деятельность по приему, хранению, складированию древесины на пункте приема и отгрузки древесины, расположенном по адресу: <адрес>, а также распиловку древесины с использованием ленточной пилорамы и ее последующую переработку в целях изготовления мебельной продукции. В процессе указанной деятельности образуются отходы лесопереработки в виде опилок, стружки, обрези. В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР РФ от 02.12.2002 № 786, отходы обработки и переработки древесины (горбыль, рейки, обрезь, опилки, стружки) относятся к 5 классу опасности. Кроме того, ООО «Ренталь» эксплуатирует стационарный источник выбросов в атмосферу - котельную, используемую для производственных нужд - сжигания отходов лесопереработки, а также отходов, образующихся в результате производства мебельной продукции. При этом, плату за негативное воздействие на окружающую среду ООО «Ренталь» не вносит, ее расчет не производит. Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления в соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды», относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду. Согласно п.1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. В силу ст. 23 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за размещение отходов с юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с Письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.02.2007 №04-09/170 плательщики по окончании каждого отчетного периода (квартала) обязаны представлять в территориальные органы Ростехнадзора расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме и в порядке, установленном действующим законодательством. Порядок определения платы за негативное воздействие и ее предельных размеров утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632. Из содержания Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 №204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» следует, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду. Плательщик производит исчисление и уплату платы отдельно по месту нахождения каждого стационарного объекта негативного воздействия, каждого объекта размещения отходов. В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 №557 «Об установлении платы за негативное воздействие на окружающую среду» срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода устанавливается не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым признается календарный квартал. В соответствии с письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.09.2007 №04-09/1239 «О расчете платы за размещение» плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется за весь объем фактически хранящихся на конец отчетного периода отходов, в том числе и за отходы, находящиеся на временном хранении, по которым не представлены документы, подтверждающие использование в течение трех лет, а также за количество отходов, захороненных на объекте размещения отходов в отчетном периоде. В настоящее время, в соответствии с Указом Президента РФ от 23.06.2010 № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» и постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», функции Ростехнадзора в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного воздействия, в том числе функции по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Из информации, представленной и.о. заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по Иркутской области, следует, что ООО «Ренталь» не осуществляет плату за негативное воздействие на окружающую среду. Согласно определению Конституционного суда РФ от 10.12.2002 № 284-О, платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, и представляют собой обязательные публично-правовые платежи за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние, в пределах установленных государством такого допустимого воздействия. В соответствии со ст.51, ст.57, ст.62 Бюджетного кодекса Российской Федерации плата за негативное воздействие подлежит зачислению в федеральный бюджет по нормативу 20 процентов; в бюджет Иркутской области по нормативу 40 процентов; в бюджет Черемховского районного муниципального образования по нормативу 40 процентов. Согласно п. 1 ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» земли, недра, почвы являются объектом охраны окружающей среды от загрязнения; истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. К основным принципам охраны окружающей среды, в соответствии со ст.З указанного Федерального закона, в частности, относятся: платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду. Поскольку плата за негативное воздействие на окружающую среду должна быть внесена после произведенного Обществом расчета такой платы и его представления в Управление Росприроднадзора по Иркутской области, своим бездействием, выразившимся в том, что ООО «Ренталь» не произвело расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, нарушены интересы Российской Федерации, Иркутской области, Черемховского районного муниципального образования, нарушение интересов которых заключается в том, что бюджеты Российской Федерации, Иркутской области и Черемховского районного муниципального образования недополучают суммы, являющиеся статьей формирования соответствующих бюджетов. В связи с чем, Российская Федерация, Иркутская область и Черемховское районное муниципальное образование не имеют возможности направлять данные денежные средства, носящие компенсационный характер, на восстановление окружающей среды, выполнение природоохранных мероприятий. Кроме того, бездействие по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и, как следствие, ее невнесение является, также, нарушением требований федерального законодательства, предписывающего обязательность внесения данной платы. В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 370, Росприроднадзор является уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного воздействия, соответственно, любые действия граждан, организаций по выполнению обязательных требований природоохранного законодательства в пользу Росприроднадзора, осуществляются в пользу государства. Исковое заявление подано, также, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, которые заключаются в следующем. В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Осуществляя размещение отходов, ООО «Ренталь» оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Не производя расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и не внося такую плату, ответчик препятствует реализации таких принципов охраны окружающей среды как обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, чем нарушает права граждан, предусмотренные ст.42 Конституции Российской Федерации, ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды». Факт осуществления ООО «Ренталь» деятельности по обращению с отходами, а также факт невнесения платы за негативное воздействие на окружающую среду подтверждается материалами проверки, а именно, постановлением прокурора города от хх.хх.хх. г. о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 8.41 КоАП РФ (невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду) в отношении директора ООО «Ренталь»; постановлением о назначении административного наказания от хх.хх.хх. г., вынесенным заместителем начальника отдела государственного экологического контроля Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области, письмом Росприроднадзора от хх.хх.хх. г.. Учитывая, что ООО «Ренталь» зарегистрировано хх.хх.хх. г., с этого момента осуществляет деятельность по эксплуатации пилорамы по настоящее время, расчет платы за НВОС должен быть произведен ежеквартально, начиная с хх.хх.хх. г. по хх.хх.хх. г. включительно. В связи с чем истец просил обязать общество с ограниченной ответственностью «Ренталь» произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов производства за период хх.хх.хх. г. по хх.хх.хх. г. включительно по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 №204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» и предоставить данный расчет в Управление Росприроднадзора по Иркутской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании истец помощник прокурора города Черемхово Шишкин Ф.А. заявленные требования поддержал. Представитель ответчика генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью «Ренталь» Пономарев А.А. исковые требования признал в полном объеме, о чем имеется подпись в протоколе судебного заседания. Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области Вотто И.Ю., действующий на основании доверенности от 17.05.2011г. за № 1/1-1847, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В силу ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Последствия признания иска ответчику разъяснены и понятны. Признание иска - безоговорочное согласие ответчика на удовлетворение требования истца, высказанное в суде. Суд принимает признание иска ответчиком, считая, что это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Кроме того, признание иска снимает с суда обязанность рассматривать дело по существу. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.173, 194-198 ГПК РФ РЕШИЛ: Исковые требования прокурора города Черемхово в интересах Российской Федерации, Иркутской области, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении обязанности произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду удовлетворить. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Ренталь» произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов производства за период хх.хх.хх. г. по хх.хх.хх. г. включительно по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 №204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» и предоставить данный расчет в Управление Росприроднадзора по Иркутской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда в течение 10 дней со дня его объявления через Черемховский городской суд. Судья