о признании незаконными бездействия должностных лиц муниципального образовани `город Свирск` по неисполнению законодательства о безопасности дорожного движения в части создания проекта организации дорожного движения



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«01» июля 2011г. Черемховский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего Шапенковой Е.А.

при секретаре Евдокимовой Н.К.

с участием помощника прокурора г.Черемхово Шишкина Ф.А.,

представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования «город Свирск» Страховой С.А., действующей на основании доверенности от хх.хх.хх г.,

рассмотрев открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Черемхово в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании незаконными бездействия должностных лиц муниципального образования «город Свирск» по неисполнению законодательства о безопасности дорожного движения в части создания проекта организации дорожного движения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Черемхово в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконными бездействия должностных лиц муниципального образования «город Черемхово» по неисполнению законодательства о безопасности дорожного движения в части создания проекта организации дорожного движения, указав, что в соответствии со ст.12 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров, либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. Согласно ст. 21 Федерального закона от 1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» разработка и проведение мероприятий по организации дорожного движения, в целях повышения безопасности и пропускной способности дорог, осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Российской Федерации на основе проектах, схем и иной документации, утвержденных в установленном порядке. Проект Организации Дорожного движения для муниципального образования обязателен, является основополагающим для проведения мероприятий, направленных на снижение количества ДТП, ликвидацию очагов аварийности, совершенствование дорожного движения, однако в администрации муниципального образования « город Свирск» его нет.

В Проекте Организации Дорожного Движения заложена не только основная часть благоустройства населенного пункта по линии дорожного движения, но и перспективная часть, направленная на возможности муниципальной улично-дорожной сети беспрепятственно и безопасно принимать увеличивающиеся транспортные и пешеходные потоки, в том числе это и дислокация технических средств регулирования дорожного движения, это и маршрутное ориентирование грузового транспорта, автобусного движения, это и организация дорожного движения на отдельных участках, отражается расположение всех коммуникаций вблизи дорог и улиц. ОВД по г.Черемхово, Черемховскому району, г.Свирску направлялись письма в муниципальное образование « город Черемхово» с предложением о создании Проекта Организации Дорожного Движения (исх. от хх.хх.хх г.), однако положительного решения по существу до настоящего времени не принято. Из информации мэра муниципального образования «город Свирск» Орноева В.С. следует, что решением Думы города от 15.12,2009г. № 68/3-ДГ был разработан и утвержден генеральный план городского округа, который предусматривает раздел «Развитие транспортной инфраструктуры». В соответствии с генеральным планом запланированы и осуществлены работы по разработке правил землепользования и застройки в завершении этого планируется по окончании этих работ будет запланирована разработка проекта организации дорожного движения.

В соответствии с п. 1, 5 и п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы по формированию/, утверждению, исполнению бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета:, содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа., создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа. Конституцией РФ закреплены основные правовые гарантии реализации прав граждан Российской Федерации, в том числе функционирование механизма судебной и внесудебной защиты их прав. В соответствие со ст. 78 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» действия (бездействие) органов местного самоуправления и их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.

В связи с чем, просил признать незаконными бездействие администрации муниципального образования «город Свирск» по не исполнению законодательства о безопасности дорожного движения, установить разумный срок для устранения выявленных нарушений и включения в бюджет 2011 года денежных средств для финансирования расходов на разработку проекта организации дорожного движения, обязать администрацию муниципального образования «город Свирск» устранить нарушения законодательства, путем разработки проекта организации дорожного движения.

В судебном заседании помощник прокурора г.Черемхово Шишкин Ф.А. заявленные требования поддержал.

В отзыве на заявление представитель администрации МО «город Черемхово» Страхова С.А. указала, что с требованиями прокуратуры города Черемхово в интересах неопределенного круга лиц о понуждении администрации муниципального образования «город Свирск» о признании бездействие администрации по неисполнению законодательства о безопасности дорожного движения администрация не согласна и по существу предъявленных требований пояснила следующее.

Основной целью администрации по содержанию автомобильных дорог города Свирска является обеспечение круглогодичного безопасного и бесперебойного движения автомобильных транспортных средств. В целях выполнения основной задачи содержания автомобильных дорог в муниципальном образовании «город Свирск» является поддержание и непрерывное совершенствование технического уровня и эксплуатационного состояния автомобильных дорог, способствующее повышению безопасности дорожного движения и эффективности работы автомобильного транспорта. Выполнение этой задачи обеспечивается комплексными мероприятиями при организации работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного; значения, к которым относятся: технический учет автомобильных дорог, (постановление от от хх.хх.хх г.),
который проводится в отношении каждой автомобильной дороги отдельно; разрабатываются сметные расчеты стоимости работ по содержанию автомобильных дорог - заключение для проведение работ по содержанию автомобильных дорог муниципальных контрактов; систематический контроль хода и качества выполнения работ по содержанию автомобильных дорог.

По результатам оценки технического состояния автомобильных дорог проводится работа по формированию проектам организации дорожного движения. Проект организации дорожного движения находится в стадии завершения. В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» планирование дорожной деятельности осуществляется органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с ГК РФ, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ. Разработка с 01.01.2012 г. закона Иркутской области, предусматривающий создание дорожного фонда позволит создать Муниципальный дорожный фонд. В целях формирования муниципального дорожного фонда принято постановление администрации от 16.06.2011г. № 331.

В связи с чем, просила в удовлетворении заявленных требований прокурора города Черемхово отказать в полном объеме.

В судебном заседании представитель администрации МО «город Свирск» Страхова С.А., действующая на основании доверенности № 216 от 01.02.2011г., возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержав доводы изложенные в отзыве на заявление.

          Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, всем исследованным в суде доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

По делам, вытекающим из публично- правовых отношений, ГПК РФ предусматривает возможность прокурора обратиться в суд с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов в соответствии со ст. ст. 245, 251,252 ГПК РФ, которые не содержат обязанности для прокурора об указании в заявлении сведений о нарушении чьих-либо прав и законных интересов.

В соответствии с ч 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие ) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Как предусмотрено ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действием ( бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых:

-нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу действующего законодательства под бездействием понимается несовершение действий, выполнение которых относится к функциям государственного органа или органа местного самоуправления или к должностным обязанностям государственного, муниципального служащего, должностного лица.

В обоснование своих требований в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц прокурор города Черемхово указала на бездействие администрации муниципального образования «город Свирск» по неисполнению законодательства о безопасности дорожного движения, а именно: ст.21 Федерального закона от 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

В соответствии со ст.21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (в ред. от Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ) «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

Данная статья устанавливает правовую норму по порядку организации дорожного движения в стране. Под организацией дорожного движения в данном случае понимается развитие дорожного хозяйства страны. В рассматриваемой статье говорится именно о пропускной способности дорог.

Единственным федеральным органом исполнительной власти, который наделен полномочиями по дорожному планированию (контролирует пропускную способность дорог РФ), является Федеральное дорожное агентство при Министерстве транспорта РФ. Оно действует на федеральном уровне. Уже на уровне субъектов РФ и местного самоуправления создаются свои органы, которые следят за развитием дорожного хозяйства страны. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 было утверждено Положение о Федеральном дорожном агентстве.

В данном Положении есть отдельные полномочия Федерального дорожного агентства, которые как раз организуют дорожное движение страны:

1) организует работу по изъятию, в том числе путем выкупа, закреплению и резервированию земельных участков для государственных нужд в целях развития сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения, а также по регистрации соответствующих прав на них;

2) осуществляет учет показателей состояния безопасности дорожного движения по протяженности, техническому состоянию автомобильных дорог и наличию на них объектов дорожного сервиса;

3) контролирует информирование участников дорожного движения о наличии объектов сервиса и безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог, а также издание совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации атласа автомобильно-дорожной сети Российской Федерации;

4) занимается согласованием решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков в пределах придорожных полос автомобильных дорог общего пользования федерального значения или земельных участков, находящихся вне этих полос, но требующих специального доступа к ним, а также земельных участков под стоянки и остановки;

5) занимается определением маршрутов движения по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств с крупногабаритными и тяжеловесными грузами, в том числе осуществляющих международные перевозки в соответствии со специальными разрешениями;

6) принимает меры по обустройству автомобильных дорог общего пользования федерального значения объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организации их работы;

7) проводит введение периодов временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения с целью обеспечения безопасности дорожного движения;

8) определяет протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения;

9) осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса;

10) осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере деятельности агентства.

Как видно из полномочий Федерального дорожного агентства, оно занимается проектированием развития дорожного хозяйства, а также изъятием земельных участков для нужд дорожного строительства. Однако Федеральное агентство занимается всеми данными действиями только в отношении дорог федерального значения.

В отношении дорог местного значения все указанные полномочия может осуществлять свой дорожный комитет или иной орган местного самоуправления, на который возложена обязанность по поддержанию дорог в надлежащем состоянии и развитию дорожного хозяйства.

Полномочия в сфере дорожного хозяйства муниципальных образований составляют расходную часть бюджета соответствующего муниципального образования. Соответственно, при проектировании и строительстве дорог все расходы ложатся на бюджет того уровня, в чьей собственности будет затем данная дорога.

Указанная правовая норма посвященная мероприятиям по организации дорожного движения, определяет цели осуществления таких мероприятий (п. 1), перечисляет субъектов, на которых возлагается осуществление таких мероприятий (п. 1), а также указывает документы, в соответствии с которыми осуществляются разработка и проведение указанных мероприятий (п. 2).

В этом отношении следует отметить, что в соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с ГсК РФ, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.

Назначение территориального планирования и виды документов территориального планирования определены в ст. 9 ГсК РФ:

территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, России, субъектов РФ, муниципальных образований (ч. 1);

документы территориального планирования подразделяются на: 1) документы территориального планирования РФ; 2) документы территориального планирования субъектов РФ; 3) документы территориального планирования муниципальных образований (ч. 2);

документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации (ч. 3).

Статья ст. 22 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (в ред. Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ) «О безопасности дорожного движения» аналогичная правовой норме, закрепленной в ст.21 Закона.

Если в статье 21 указанного Закона в основном говорится об организации дорожного движения с позиции организации и состояния дорог РФ, то в ст.22 речь идет об организации движения (его планирование) в самом прямом смысле, то есть говорится об организации движения автотранспорта на дорогах и правилах такого движения.

Анализируя вышеназванные нормы закона «О безопасности дорожного движения», суд приходит к выводу, что на органы местного самоуправления возлагается обязанность по содержанию автомобильных дорог города, обеспечения безопасного и бесперебойного движения автомобильных транспортных средств.

На законодательном уровне отсутствуют нормативно-правовые акты, устанавливающие процедуру создания проекта организации дорожного движения.

Статья 21 Федерального закона № 196-ФЗ содержит указание на то, что мероприятия, проводимые органами местного самоуправления в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог, разрабатываются и осуществляются на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. Данная статья не содержит императивных норм и является отсылочной к нормативным правовым актам Российской Федерации и нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Однако в настоящее время, такие нормативные правовые акты отсутствуют.

Следует отметить, что отсутствие проекта организации дорожного движения не является препятствием к осуществлению администрацией МО «город Свирск» полномочий по осуществлению дорожной деятельности.

Исполнение законодательства о безопасности движения в городе Свирске обеспечивается комплексными мероприятиями при организации работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в соответствии с утвержденными планами ремонта автомобильных дорог, установок бордюрных камней, ограждений, парковочных мест, устройства переходных дорожек, освещения улиц города.

Постановлением администрации МО «город Свирск» № 246 от 10 мая 2011 года утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «город Свирск».

Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «город Свирск» хх.хх.хх г. был заключен договор об оказании услуг по технической инвентаризации и сопровождению постановки на кадастровый учет с ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Свирским отделением в соответствии с Перечнем объектов, указанным в Приложении № 1 к данному договору.

В Приложении № 1 в перечне объектов капитального строительства под номером 1 указаны автодороги в г.Свирске, их адреса и протяженность.

На основании постановления администрации МО «город Свирск» № 284 от 26.05.2011 года «О создании комиссии для комплексной проверки» создана комиссия в целях ежегодного проведения обследования эксплуатационного состояния улиц, дорог и автобусных маршрутов в городе Свирске в соответствии со ст.13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Комиссией 2 июня 2011 года была проведена комплексная проверка автодорог города Свирск, по результатам которой составлен акт.

Суд исследовал акт комплексной проверки автодорог в г.Свирске.

В акте перечислены наименования улиц, на которых выявлены недостатки (выбоины, отсутствие тротуаров, дорожных знаков, бордюрных камней, сужение проездной части, разрушения проезжей части, полосы грунта, просадка и т.д.), указаны должностные лица, предприятия, ответственные за устранение недостатков.

Администрацией МО «город Свирск» 16 июня 2011 года принято постановление № 331 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования местного значения муниципального образования «город Свирск».

Как пояснила в судебном заседании представитель администрации МО «город Свирск» Страхова С.А., данные мероприятия повышают уровень безопасности дорожного движения в г.Свирске. Администрацией Иркутской области разрабатывается Закон Иркутской области предусматривающий создание дорожного фонда, после чего будет возможно создать муниципальный дорожный фонд на содержание автомобильных дорог.

Местный бюджет, утвержденный решением Думы № 5/30-ДТ от 28.12.2010 года не предусматривает расходы на мероприятия по организации дорожного движения.

Анализируя исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что администрацией МО «город Свирск» предпринимались и в настоящее время предпринимаются все меры по исполнению законодательства о безопасности дорожного движения.

Поэтому суд не может согласиться с доводами прокурора о бездействии администрации МО «город Свирск» по вопросу проведения мероприятий в целях повышения безопасности дорожного движения.

Согласно ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствует закону, а также то, что права, либо свободы заявителя не были нарушены оспариваемые действием (бездействием).

Поскольку оснований для признания незаконными бездействия администрации МО «город Свирск» по неисполнению законодательства о безопасности дорожного движения не имеется, требования прокурора о возложении обязанности разработать проект организации дорожного движения, установления разумного срока для включения в бюджет 2011 года денежных средств для финансирования расходов на разработку проекта организации дорожного движения удовлетворению не подлежат.

Включение в бюджет 2011 года денежных средств для финансирования расходов на разработку проекта организации дорожного движения является прерогативой Думы города Свирска в соответствии с бюджетным законодательством и Уставом муниципального образования «город Свирск».

Администрация МО «город Свирск» не обладает полномочиями по включению в бюджет 2011 года новых видов расходных обязательств, которые устанавливаются решением Думы.

Следовательно, к администрации МО «город Свирск» не может быть предъявлено такое требование.

Заявленные прокурором требования касаются исполнения бюджета.

Между тем, в соответствии с бюджетным законодательством, прокурор не имеет правовых возможностей воздействия в отношении лиц и органов, ответственных за исполнение бюджета.

Кроме того, требование прокурора относительно возложения на администрацию МО «город Свирск» по включению в бюджет 2011 года денежных средств для финансирования расходов на разработку проекта организации дорожного движения, а также возложения обязанности разработать проект организации дорожного движения выходит за пределы компетенции суда.

В соответствии с положениями главы 8 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления самостоятельны в решении вопросов местного значения.

При таких обстоятельствах заявления прокурора удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 258, 194-198 ГПК РФ

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления прокурора города Черемхово в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании незаконными бездействия администрации муниципального образования «город Свирск» по неисполнению законодательства о безопасности дорожного движения, установления разумного срока для финансирования расходов на разработку проекта организации дорожного движения, возложении обязанности на администрацию муниципального образования «город Свирск» устранить нарушения законодательства, путем разработки проекта организации дорожного движения - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда через Черемховский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения.

Судья