(гражданское дело по иску Прокурора г. Черемхово в интересах необпределенного круга лиц, РФ к ИП Рыжковой М.В. об устранении нарушений земельного законодательства)



                                                                 Р Е Ш Е Н И Е        

                                                  Именем Российской Федерации

1 сентября 2011 года. Черемховский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего Шершневой Г.Н.

при секретаре Петешевой К.Е.

с участием прокурора Шишкина Ф.А.,

третьего лица - представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Бадардиновой Т.З., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41);

рассмотрев в закрытом судебном заседании гражданское дело г.

по заявлению Прокурора г. Черемхово в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к ИП Рыжковой М.В. об устранении нарушений земельного законодательства,

                                                             У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Черемхово в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился в суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Рыжковой М.В. об устранении нарушений земельного законодательства, указав, что прокуратурой города совместно с Черемховским отделом Управления Росреестра по Иркутской области 28.07.2011 г. проведена проверка по вопросу соблюдения земельного законодательства ИП К(Ф)Х Рыжковой М.В., которая осуществляет деятельность по выращиванию овощей открытого и закрытого грунта на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> проверкой установлено, что на указанном земельном участке находится деревянное здание бывшей <данные изъяты>, принадлежащие Рыжковой М.В. на праве собственности на основании договора купли-продажи от 23.03.2011 г., теплицы пленочные размером 8 м х 50 м, занятые под выращивание огурцов и помидор, и огород, где посажены овощи открытого грунта. На данном участке беспорядок, между теплицами и по периметру с запада, юга и востока земельного участка, внутри и за забором, а также межтепличные пространства, перед входом в теплицы и по периметру участка, вокруг зданий СТФ заросли сорной растительностью (чертополох, конопля, лебеда, полынь, крапива), по участку разбросаны дрова, битая тара, мусор. Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> общей площадью 7,2 га используется ИП К(Ф)Х Рыжковой М.В. на праве аренды сроком 11 месяцев, в соответствии с постановлением администрации Черемховского районного образования от ДД.ММ.ГГГГ, а также договором аренды ДД.ММ.ГГГГ В ходе проверки выявлены нарушения требований земельного законодательства РФ, допущенные ИП К(Ф)Х Рыжковой М.В. В соответствии со ст. 42 главы VI Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенными использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий. В нарушении ст. 42 ЗК РФ <данные изъяты>. допущено захламление земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> данный участок приведен в состояние, непригодное для использования по целевому назначению. Согласно постановлению администрации ЧРМО от ДД.ММ.ГГГГ, а также договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ категория земель, из которых земельный участок предоставлен в аренду Рыжковой М. В., - земли сельскохозяйственного назначения. Статьями 77, 78 Земельного кодекса РФ определены цели использования земель сельскохозяйственного назначения - для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей. Одним из основных принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения в соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ является сохранение целевого использования земельных участков. Согласно ст. 8 Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16.07.1998 г. № 101-ФЗ собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В силу ст. 12 Земельного кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной
деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся
деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным
(вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. Согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями; по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель. В результате неправомерных действий Рыжковой М.В., выразившихся в захламлении земельного участка, приведении его в состояние, непригодное для использования по целевому назначению, нарушены интересы Российской Федерации, поскольку ответчиком не соблюдается один из основных принципов земельного законодательства, действующих на территории Российской Федерации, а именно - приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде (ст. 1 ЗК РФ). Кроме того, нарушение интересов Российской Федерации заключается в том, что ответчиком нарушаются требования нормативных правовых актов Российской Федерации (Земельного кодекса РФ, Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федерального закона «Об охране окружающей среды»), регламентирующие правоотношения в сфере использования земель сельхозназначения, охраны и защиты земель. Требования федерального законодательства по данному вопросу носят императивный характер, обязательны для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами. Исковое заявление подано также в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, которые заключаются в следующем. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» земли, недра, почвы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Допуская загрязнение, захламление земельного участка сельскохозяйственного назначения, ИП Рыжкова М.В. оказывает негативное воздействие на окружающую среду, препятствует реализации таких принципов охраны окружающей среды как обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, чем нарушает права граждан, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды». За допущенные нарушения ИП К(Ф)Х Рыжкова М.В. по постановлению прокурора Черемховским отделом Росреестра привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ. Вместе с тем, согласно статье 74 Земельного кодекса РФ привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред. Согласно ст. 76 ЗК РФ приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет. В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей в натуре. Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст. 22 ГПК РФ исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из земельных, экологических правонарушений подведомственны судам общей юрисдикции. Просит обязать ИП К(Ф)Х Рыжкову М.В. устранить допущенные нарушения земельного законодательства, а именно - произвести мероприятия по приведению в порядок земельного участка, установить контейнер для сбора мусора, произвести скашивание сорной растительности на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании прокурор Шишкин Ф.А. заявленные требования поддержал.

Ответчик Рыжкова М.В. в судебное заседание не явилась, хотя о слушании дела извещена надлежащим образом (л.д. 43).

            Третье лицо - представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Бадардинова Т.З., действующая на основании надлежаще оформленной доверенности, требования прокурора поддержала, пояснила, что ИП Рыжкова М.В. произвела частичное скашивание сорной растительности, тару не прибрала, контейнеры не установила.

В письменном отзыве представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Бадардинова Т.З. указала, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» регулируются отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Проверка по вопросу соблюдения требований земельного законодательства осуществлялась 28.07.2011 г. прокуратурой г. Черемхово совместно с Черемховским отделом Управления Росреестра по Иркутской области в отношении ИП К(Ф)Х Рыжковой М.В. в соответствии с п. 1 постановления координационного совещания руководителей правоохранительных органов г. Черемхово от 20.07.2011 г. «Об организации совместных проверочных мероприятий на объектах сельского хозяйства с целью недопущения незаконного использования иностранной рабочей силы, применения препаратов иностранного производства и нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде». При проведении проверки результаты проверки и действия органа прокуратуры и Черемховского отдела Управления индивидуальным предпринимателем - главой крестьянского (фермерского) хозяйства Рыжковой М.В. не оспаривались. Руководствуясь ст.ст. 22, 25 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и в соответствии со ст. ст. 28.1, 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исполняющим обязанности прокурора г. Черемхово по результатам проверки было вынесено постановление от 29.07.2011 г. о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Рыжковой М.В., материалы направлены для рассмотрения дела об административном правонарушении согласно ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ. Органом, осуществляющим данные функции на территории г. Черемхово и Черемховского района Иркутской области, является Черемховский отдел Управления. Согласно ч. 1 ст. 23.21 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.1, частью 1 статьи 7.2, статьей 7.10 (в части самовольной уступки права пользования землей и самовольной мены земельного участка), статьей 8.8 настоящего Кодекса. Производство по делу об административном правонарушении начинается с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Согласно ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным, в том числе, с момента вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. При вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении присутствовала индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Рыжкова М.В. Соответственно ИП К(Ф)Х Рыжкова М.В. знала о том, что в отношении неё возбуждено дело, могла ознакомиться с результатами проверки. Более того, по факту невыполнения или несвоевременного выполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, предпринимателю-арендатору земельного участка по адресу: <адрес> были даны пояснения, согласно которым предприниматель подтверждает факт беспорядка между теплицами и по периметру с запада, юга и востока земельного участка, внутри и за забором, а также межтепличные пространства, перед входом в теплицы и вокруг зданий СТФ заросли сорной растительностью (чертополох, конопля, лебеда, полынь, крапива), дрова, битая тара, мусор. В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть рассмотрено в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. В данном случае ИП К(Ф)К Рыжкова М.В. была уведомлена о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении в надлежащем порядке (предпринимателю было выдано определение от 03.08 2011 г. по делу , которое ею получено ДД.ММ.ГГГГ, о чем в определении сделана отметка). Таким образом, ИП К(Ф)Х Рыжкова М.В. была надлежаще уведомлена о рассмотрении дела и участвовала сама непосредственно при рассмотрении административного правонарушения. Тем самым предпринимателю была предоставлена возможность воспользоваться своими процессуальными правами. Черемховским отделом Управления была полностью соблюдена процедура рассмотрения дела об административном правонарушении. В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении было установлено, что 28.07.2011 г. прокуратурой г. Черемхово была проведена совместная проверка с Черемховским отделом Управления Росреестра по Иркутской области. По результатам проверки выявлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, находится деревянное здание бывшей <данные изъяты>», принадлежащее на праве собственности Рыжковой М.В., что удостоверено наличием правоудостоверяющего документа (свидетельство о государственной регистрации права серии , о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 12.04.2011 г. сделана запись регистрации , выданное на основании договора купли-продажи от 23.03.2011 г., на части его площадью до 10800 кв.м), имеется беспорядок между теплицами и по периметру с запада, юга и востока земельного участка, внутри и за забором, а также межтепличные пространства, перед входом в теплицы и вокруг зданий СТФ заросли сорной растительностью (чертополох, конопля, лебеда, полынь, крапива), дрова, битая тара, мусор. Указанный земельный участок предпринимателю в установленном законом порядке предоставлен по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 11 месяцев (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) общей площадью 72000 кв.м. По результатам проверки и.о. прокурора г. Черемхово вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.07.2011 г. в отношении ИП К(Ф)Х Рыжковой М.В. по ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. В свою очередь ИП К(Ф)Х Рыжковой М.В. было дано письменное объяснение 29.07.2011 г. по факту невыполнения или несвоевременного выполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, согласно которому предприниматель подтверждает факт нерационального использования сельскохозяйственных земель, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, а также то, что она его активно эксплуатирует и получает с помощью него материальную выгоду. Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 28.07.2011 г., постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.07.2011 г., письменными объяснениями предпринимателя от 29.07.2011 г. В соответствии с ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, влечет за собой наложение административного штрафа. Размер данного штрафа для должностного лица составляет от 4000 до 5000 руб. Частями 1 и 2 ст. 2.1 КоАП установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Должностное лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Из материалов административного дела усматривается, что занимаемый предпринимателем земельный участок имеет свой адрес, площадь, дано описание объектов, расположенных на его территории. Предприниматель факт невыполнения или несвоевременного выполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, подтверждает. В соответствии с положениями ст. 12 Земельного Кодекса РФ земля в Российской федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности. Согласно ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель. В соответствии со ст. 42 главы VI Земельного Кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами. У предпринимателя имелась возможность избежать захламления, засорения и приведения земельного участка в состояние, непригодное для использования по целевому назначению, однако ИП главой К(Ф)Х Рыжковой М.В. не были приняты все зависящие от неё меры по соблюдению требований ст.ст. 12,13, 42 Земельного кодекса РФ. Таким образом, индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Рыжкова М.В. была привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ обоснованно, с соблюдением всех норм действующего законодательства. Постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ по делу заместителем главного государственного инспектора г. Черемхово и Черемховского района Дворак Т.Д. на ИП К(Ф)Х Рыжкову М.В. наложен штраф в размере <данные изъяты>., постановление предпринимателем не обжаловано, добровольно оплачен административный штраф в сумме <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ по чек-ордеру, сертификат чека 20562017, операция: 1044791420. В силу п. 9 Положения о государственном земельном контроле должностные лица указанных органов вправе давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий. По результатам рассмотрения данного административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ, руководствуясь ст. 71 Земельного Кодекса РФ, госземинспектором специалистом-экспертом Черемховского отдела Управления Росреестра по Иркутской области выдано предписание об устранении нарушения земельного законодательства от 05.08.2011 г., которым ИП К(Ф)Х Рыжкова М.В. обязана в силу ст.ст. 12, 13 и 42 ЗК РФ устранить допущенное нарушение, а именно произвести мероприятия по приведению в порядок земельного участка, установить контейнер для сбора мусора, произвести скашивание сорной растительности на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, в срок до 05.09.2011 г. (л.д. 35-40).

Выслушав прокурора Шишкина Ф.А, представителя 3 лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Бадардинову Т.З., исследовав материалы дела, давая анализ доказательствам по делу в их совокупности, суд находит заявление Прокурора г. Черемхово обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Рыжковой М.В. на условиях аренды на срок 11 месяцев с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ передан земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 72000 кв.м (л.д. 29-31, акт приема-передачи земельного участка на л.д. 31). Данное обстоятельство закреплено постановлением мэра района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28).

ДД.ММ.ГГГГ Рыжковой М.В. выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на здание свинарника, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 32).

Согласно акту проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя установлены нарушения требований земельного законодательства РФ на участке <адрес> <адрес> у индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Рыжковой М.В. (л.д. 9-12). К акту приобщены фототаблица (л.д. 13-15) и схема земельного участка (л.д. 16).

По результатам проверки и.о. прокурора г. Черемхово ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Рыжковой М.В. об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ (л.д. 17-19).

05.08.2011 г. заместителем Главного государственного инспектора по г. Черемхово и Черемховскому району вынесено постановление о назначении административного наказания индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Рыжковой М.В., которая признана виновной в совершении административного правонарушения, за которое предусмотрена ответственность по ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ, Рыжковой М.В. назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб. (л.д. 20-22). Штраф Рыжкова М.В. уплатила 11.08.2011 г. (квитанция на л.д. 42).

05.08.2011 г. индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Рыжковой М.В. государственным земельным контролем выдано предписание об устранении допущенных нарушений, а именно: произвести мероприятия по приведению в порядок земельного участка, установить контейнер для сбора мусора, скашивание сорной растительности (л.д. 23-24).

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» земли, недра, почвы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии со ст. 42 главы VI Земельного Кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В соответствии со ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей; гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов. Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий. Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель допускается для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ одним из основных принципов оборота земель является сохранение целевого использования земельных участков.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16.07.1998 г. № 101-ФЗ собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий     хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным
(вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями; по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

Согласно ст. 74 Земельного Кодекса РФ привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Согласно ст. 76 Земельного кодекса РФ приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей в натуре.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                                 Р Е Ш И Л:

            Заявление прокурора г. Черемхово в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации удовлетворить. Обязать индивидуального предпринимателя - главу крестьянского (фермерского) хозяйства Рыжкову М.В. устранить допущенные нарушения земельного законодательства, а именно: произвести мероприятия по приведению в порядок земельного участка, установить контейнер для собора мусора, произвести скашивание сорной растительности на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Черемховский городской суд в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья:

Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ