Именем Российской Федерации 04 октября 2011 года г. Черемхово Черемховский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Никитина Ю.И., единолично, при секретаре Цуленковой Е.В., с участием помощника прокурора г. Черемхово Шишкина Ф.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Областному государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальному (коррекционному) детскому дому для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья о возложении обязанности по устранению нарушений санитарного законодательства У С Т А Н О В И Л: Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в Черемховский городской суд <адрес> с иском к Областному государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальному (коррекционному) детскому дому для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья о возложении обязанности по устранению нарушений санитарного законодательства, указав, что прокуратурой <адрес> в ходе осуществления надзора за исполнением санитарно-эпидемиологического законодательства было установлено, что Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ г. проведена проверка соблюдения требований санитарного законодательства в деятельности ОГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья. Проведенной проверкой были выявлены нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СП ДД.ММ.ГГГГ-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах интернатах для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее СП ДД.ММ.ГГГГ-00), СанПин ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № г. (далее СП 2.3.2.1078-01), СанПин 2.2.1\2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее СП 2.2.1/2.1.1.1278-03), приложение № СанПина 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима в дошкольных организациях» (далее 2.4.1.2660-10). Так, в нарушение п.п. 2.3. СП ДД.ММ.ГГГГ-00, п.5.1 СанПин 2.4.1.2660-10 стены в игровых комнатах и спальных учреждения покрыты обоями, что не допускает проведение полноценной уборки влажным способом и дезинфекции; в нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ СП ДД.ММ.ГГГГ-00, СанПин 2.21/2.1.1.1278-03 уровень искусственной освещенности не соответствует гигиеническим требованиям; в группах размещены аквариумы, что является нарушением п.6.13 СанПин 2.4.1.2660-10; в нарушение п.2.12.7 СП ДД.ММ.ГГГГ-00 отсутствует комната для сортировки и разбора грязного белья; буфетные в группах не оборудованы гибкими шлангами для ополаскивания столовой посуды, что является нарушением п.2.11.22 СП ДД.ММ.ГГГГ-00, п.п. 14.6, 14.14 СанПин 2.4.1.2660-10; в нарушение п.2.2.2.6 СП ДД.ММ.ГГГГ-00, п.п. 6.18, 6.18.2, 6.18.3 СанПин 2.4.1.2660-10 отсутствует отдельная раковина для персонала, в старшей и подготовительной группах в санузлах отсутствуют закрывающиеся без запоров дверцы; высота нижней полки стеллажа для хранения кухонного инвентаря составляет 10 см, что не соответствует п. 14.10 СанПина 2.4.1.2660-10; в нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ СП ДД.ММ.ГГГГ-00 холодильное оборудование не снабжено термометрами для контроля за условиями хранения скоропортящихся продуктов; в нарушение п.21.1 СанПин 2.4.1.2660-10 не разработана программа производственного контроля, договор на проведение производственного лабораторного контроля с аккредитованной организацией не заключен. Как установлено ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. Статьей 15 Конституции Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. Таким образом, администрацией ОГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья не выполняются в полном объеме полномочия по обеспечению санитарного законодательства на территории, в зданиях и сооружениях ОГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, в связи с чем, велика вероятность возникновения эпидемий, а также их распространение. Согласно ст. 8, Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания. В ОГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья проживают социально незащищенные дети, которые нуждаются в особой защите, круг которых является неопределенным. В результате бездействия администрации ОГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия нарушаются права несовершеннолетних, создается угроза жизни и здоровья неопределенного круга лиц. В соответствие со ст. 12 ГК РФ способом зашиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Гражданским законодательством установлено, что одним из способов защиты, в том числе, является пресечение действий, нарушающих право и создающих угрозу для его нарушения (ст. 12 ГК РФ). В соответствии со ст. 1065 ГК РФ деятельность, которая угрожает причинением вреда (создает угрозу) подлежит приостановлению в судебном порядке. В соответствии с ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу требований п.4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если это требует защита прав граждан и охраняемых интересов общества и государства. Просит суд обязать ОГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения санитарного законодательства, а именно: удалить со стен игровых комнат и спальни учреждения обои, произвести окраску стен, обеспечить надлежащий уровень искусственной освещенности в учреждении; убрать с групп аквариумы; обеспечить в учреждении комнату для сортировки и разбора грязного белья; буфетные в группах оборудовать гибкими шлангами для ополаскивания столовой посуды; установить отдельную раковину для персонала, в старшей и подготовительной группах в санузлах установить закрывающиеся без запоров дверцы; установить нижние полки стеллажа для хранения кухонного инвентаря на нужную высоту; холодильное оборудование обеспечить термометрами для контроля за условиями хранения скоропортящихся продуктов; разработать программу производственного контроля, заключить договор на проведение производственного лабораторного контроля с аккредитованной организацией. В судебном заседании помощник прокурора Шишкин Ф.А. настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил суд обязать Областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья устранить допущенные нарушения устранить нарушения санитарного законодательства, а именно: удалить со стен игровых комнат и спальни учреждения обои, произвести окраску стен в срок до ДД.ММ.ГГГГ, обеспечить надлежащий уровень искусственной освещенности в учреждении; убрать с групп аквариумы; обеспечить в учреждении комнату для сортировки и разбора грязного белья; буфетные в группах оборудовать гибкими шлангами для ополаскивания столовой посуды; установить отдельную раковину для персонала, в старшей и подготовительной группах в санузлах установить закрывающиеся без запоров дверцы; установить нижние полки стеллажа для хранения кухонного инвентаря на нужную высоту; холодильное оборудование обеспечить термометрами для контроля за условиями хранения скоропортящихся продуктов; разработать программу производственного контроля, заключить договор на проведение производственного лабораторного контроля с аккредитованной организацией в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Представитель ответчика - директор ОГОУ для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Коломоец Т.В., действуя на основании приказа №-л.с. от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований. Суд, выслушав помощника прокурора <адрес> Шишкина Ф.А., представителя ответчика Коломоец Т.В., исследовав письменные материалы, находит иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего. Статей 2 Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека являются обязанностью государства. В соответствии со ст. ст. 20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь и на охрану здоровья. В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Государственная защита прав и свобод человека гарантируется в соответствии со ст. 45 Конституции РФ. Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ, защита нарушенных гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существующего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии с Конституцией РФ, жизнь и здоровье человека являются высшей ценностью государства, в связи с чем санитарная безопасность учащихся (и иных лиц) во время нахождения в помещении школы должна быть гарантирована, нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СП ДД.ММ.ГГГГ-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах интернатах для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ от ДД.ММ.ГГГГ, СанПин ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № г., СанПин 2.2.1\2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, приложение № СанПина 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима в дошкольных организациях», должны быть устранены. Согласно ст. 12 ГК РФ способом зашиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Гражданским законодательством установлено, что одним из способов защиты, в том числе, является пресечение действий, нарушающих право и создающих угрозу для его нарушения В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания. В соответствии с ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу требований п.4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если это требует защита прав граждан и охраняемых интересов общества и государства Согласно Устава, с последующими изменениями, копия которого имеется в материалах дела, ОГОУ для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья <адрес> является юридическим лицом (п. 1.5 Устава), имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в Главном финансовом управлении <адрес>. Регистрация ОГОУ для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья <адрес> в государственном реестре юридических лиц подтверждена представленным свидетельством о внесении записи от ДД.ММ.ГГГГ МИФНС № по <адрес> и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу. Согласно предписания № Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ при проведении проверки соблюдения требований санитарного законодательства в деятельности ОГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья были выявлены нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СП ДД.ММ.ГГГГ-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах интернатах для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее СП ДД.ММ.ГГГГ-00), СанПин ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № г. (далее СП 2.3.2.1078-01), СанПин 2.2.1\2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее СП 2.2.1/2.1.1.1278-03), приложение № СанПина 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима в дошкольных организациях» (далее 2.4.1.2660-10). В нарушение п.п. 2.3. СП ДД.ММ.ГГГГ-00, п.5.1 СанПин 2.4.1.2660-10 стены в игровых комнатах и спальных учреждения покрыты обоями, что не допускает проведение полноценной уборки влажным способом и дезинфекции; в нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ СП ДД.ММ.ГГГГ-00, СанПин 2.21/2.1.1.1278-03 уровень искусственной освещенности не соответствует гигиеническим требованиям; в группах размещены аквариумы, что является нарушением п.6.13 СанПин 2.4.1.2660-10; в нарушение п.2.12.7 СП ДД.ММ.ГГГГ-00 отсутствует комната для сортировки и разбора грязного белья; буфетные в группах не оборудованы гибкими шлангами для ополаскивания столовой посуды, что является нарушением п.2.11.22 СП ДД.ММ.ГГГГ-00, п.п. 14.6, 14.14 СанПин 2.4.1.2660-10; в нарушение п.2.2.2.6 СП ДД.ММ.ГГГГ-00, п.п. 6.18, 6.18.2, 6.18.3 СанПин 2.4.1.2660-10 отсутствует отдельная раковина для персонала, в старшей и подготовительной группах в санузлах отсутствуют закрывающиеся без запоров дверцы; высота нижней полки стеллажа для хранения кухонного инвентаря составляет 10 см, что не соответствует п. 14.10 СанПина 2.4.1.2660-10; в нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ СП ДД.ММ.ГГГГ-00 холодильное оборудование не снабжено термометрами для контроля за условиями хранения скоропортящихся продуктов; в нарушение п.21.1 СанПин 2.4.1.2660-10 не разработана программа производственного контроля, договор на проведение производственного лабораторного контроля с аккредитованной организацией не заключен. Актом проверки Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ соблюдения требований санитарного законодательства в деятельности ОГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья по адресу: <адрес> подтверждено, что мероприятия, указанные в требованиях искового заявления, на дату составления акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, имеющему в материалах дела, в ОГОУ для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья <адрес> выполнены не были. Статья 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; государственного санитарно-эпидемиологического нормирования; федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора; сертификации продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека; лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека; государственной регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию Российской Федерации отдельных видов продукции; проведения социально-гигиенического мониторинга; научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; формирования и ведения открытых и общедоступных федеральных информационных ресурсов, направленных на своевременное информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях; мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Согласно ст. 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: - выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; - обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению. Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства, суд находит их отвечающими требованиям относимости, допустимости, достаточными для разрешения данного гражданского дела. Суд приходит к выводу о том, что поскольку на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, то соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. Судом установлено, что Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> в деятельности ОГОУ для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья ДД.ММ.ГГГГ проверялось соблюдения требований санитарного законодательства. По результатам проверки было выявлено более 10 нарушений требований санитарного законодательства о пожарной безопасности, что подтверждено представленным предписанием об устранении выявленных нарушений в указанные сроки. Предписанием № Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а также актом проверки Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждены 10 нарушений соблюдения требований санитарного законодательства, которые не были устранены в установленный предписанием срок. Так в нарушение в нарушение п.п. 2.3. СП ДД.ММ.ГГГГ-00, п.5.1 СанПин 2.4.1.2660-10 стены в игровых комнатах и спальных учреждения покрыты обоями, что не допускает проведение полноценной уборки влажным способом и дезинфекции; в нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ СП ДД.ММ.ГГГГ-00, СанПин 2.21/2.1.1.1278-03 уровень искусственной освещенности не соответствует гигиеническим требованиям; в группах размещены аквариумы, что является нарушением п.6.13 СанПин 2.4.1.2660-10; в нарушение п.2.12.7 СП ДД.ММ.ГГГГ-00 отсутствует комната для сортировки и разбора грязного белья; буфетные в группах не оборудованы гибкими шлангами для ополаскивания столовой посуды, что является нарушением п.2.11.22 СП ДД.ММ.ГГГГ-00, п.п. 14.6, 14.14 СанПин 2.4.1.2660-10; в нарушение п.2.2.2.6 СП ДД.ММ.ГГГГ-00, п.п. 6.18, 6.18.2, 6.18.3 СанПин 2.4.1.2660-10 отсутствует отдельная раковина для персонала, в старшей и подготовительной группах в санузлах отсутствуют закрывающиеся без запоров дверцы; высота нижней полки стеллажа для хранения кухонного инвентаря составляет 10 см, что не соответствует п. 14.10 СанПина 2.4.1.2660-10; в нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ СП ДД.ММ.ГГГГ-00 холодильное оборудование не снабжено термометрами для контроля за условиями хранения скоропортящихся продуктов; в нарушение п.21.1 СанПин 2.4.1.2660-10 не разработана программа производственного контроля, договор на проведение производственного лабораторного контроля с аккредитованной организацией не заключен. Областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья <адрес> является социальным и образовательным учреждением, в котором проживают большое количество детей, которые нуждаются в особой защите, является местом их массового пребывания. Также в данном учреждении находится обслуживающий персонал. Неисполнение требований санитарной и эпидемиологической безопасности нарушает их права на безопасность, жизнь и здоровье во время нахождения в учреждении. Права детей относятся к основным правам и свободам человека, которые принадлежат, в соответствии с Конституцией РФ, каждому от рождения и находятся под защитой государства, которая обеспечивается правосудием. Суд считает, что администрацией ОГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья не выполняются в полном объеме полномочия по обеспечению санитарного законодательства на территории, в зданиях и сооружениях ОГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, в связи с чем, велика вероятность возникновения эпидемий, а также их распространение. При таких обстоятельствах, учитывая положения преамбулы Федерального закона N 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которому санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является одним из условий реализации конституционного права гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Областному государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальному (коррекционному) детскому дому для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья о возложении обязанности по устранению нарушения требований санитарного законодательства. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст 2, 17, 41, 45 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 12 ГК РФ, п.4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», ст. 2, 8, 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СП ДД.ММ.ГГГГ-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах интернатах для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», СанПин ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов», СанПин 2.2.1\2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», приложением № СанПина 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима в дошкольных организациях», ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Областному государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальному (коррекционному) детскому дому для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья о возложении обязанности по устранению нарушений санитарного законодательства удовлетворить. Обязать Областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья устранить допущенные нарушения прав неопределенного круга лиц: - удалить со стен игровых комнат и спальни учреждения обои, произвести окраску стен в срок до ДД.ММ.ГГГГ, - обеспечить надлежащий уровень искусственной освещенности в учреждении; убрать с групп аквариумы; обеспечить в учреждении комнату для сортировки и разбора грязного белья; буфетные в группах оборудовать гибкими шлангами для ополаскивания столовой посуды; установить отдельную раковину для персонала, в старшей и подготовительной группах в санузлах установить закрывающиеся без запоров дверцы; установить нижние полки стеллажа для хранения кухонного инвентаря на нужную высоту; холодильное оборудование обеспечить термометрами для контроля за условиями хранения скоропортящихся продуктов; разработать программу производственного контроля, заключить договор на проведение производственного лабораторного контроля с аккредитованной организацией в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда через Черемховский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения. Председательствующий судья Ю.И.Никитин