Именем Российской Федерации 31 августа 2011 года г. Черемхово Черемховский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Никитина Ю.И., единолично, при секретаре Цуленковой Е.В., с участием помощника прокурора г. Черемхово Семеновой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора <адрес> в интересах Куксенковой ( Сидоровой ) О.А. к администрации муниципального образования «город Черемхово» о возложении обязанности принять на учет для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма У С Т А Н О В И Л: Прокурор <адрес> в интересах Сидоровой О.А. обратился в Черемховский городской суд <адрес> с иском к администрации муниципального образования «город Черемхово» о возложении обязанности принять на учет для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма. В обоснование иска указано, что в прокуратуру <адрес> поступило обращение Сидоровой О.А. о защите жилищных прав. Указанное обращение направлено в прокуратуру <адрес> по территориальности. В ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что постановлением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении в детский дом» за Сидоровой О.А. , ДД.ММ.ГГГГг.р., закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес>. Согласно справке администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанное жилое помещение снесено и списано в ДД.ММ.ГГГГ. Из справки Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что закрепленное за Сидоровой О.А. жилое помещение не сохранено. В соответствии со ст. ст. 1, 8 ФЗ № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в возрасте с 18 до 23 лет, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-оэ в редакции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-оз «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма», для принятия на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, имеющих в соответствии с Федеральным законом № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, заявление подается в орган, осуществляющий ведение учета, по месту их жительства, а в случае отсутствия у них места жительства, помещения их под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - по месту их выявления и первичного учета в качестве детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно справке Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Сидорова О.А. была первично выявлена в городе Черемхово в 1995 году; документом, подтверждающим регистрацию выявленного ребенка, оставшегося без попечения родителей, является журнал первичного учета несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, Отдела образования мэрии <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ., регистрационный номер № Обращения Сидоровой О.А., ходатайства Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> и <адрес> в адрес администрации муниципального образования «город Черемхово» результата не дали. Согласно ответа заместителя мэра <адрес> С.Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ №, Сидорова О.А. не может быть поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении в администрации МО «город Черемхово», так как зарегистрирована и проживает в <адрес>, «следовательно, для постановки на учет, нуждающейся в жилом помещении по категории ребенок-сирота Сидоровой О.А. следует обратиться по месту регистрации - в <адрес>». Указанный отказ в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является незаконным. Администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (ответ начальника отдела учета и предоставления жилья Департамента правовой и кадровой работы администрации <адрес> №/г) правомерно отказано Сидоровой О.А. в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, ввиду того, что местом выявления, как ребенка оставшегося без попечения родителей Сидоровой О.А. является <адрес>. Как установлено в ходе проверки причиной нарушения жилищных прав Сидоровой О.А. явилось ненадлежащее исполнение органами местного самоуправления <адрес> обязанностей по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выразившееся в отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях Сидоровой О.А. Согласно требованиям ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. В соответствии с ч.4 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ» в случае нарушения прав, свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших. Просит суд обязать администрацию муниципального образования «город Черемхово» принять на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, Сидорову О.А. . В судебном заседании помощник прокурора Семенова С.В. настаивала на удовлетворении своих исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил суд обязать администрацию муниципального образования «город Черемхово» принять на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма Куксенкову ( Сидорову ) О.А. . Представитель ответчика - администрации МО «город Черемхово» Труфанова А.С. , действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании возражала против удовлетворения требований прокурора <адрес> в интересах Куксенковой (Сидоровой ) О.А. к администрации муниципального образования «город Черемхово» о возложении обязанности принять на учет для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма. Суду представила письменные возражения по исковым требованиям, в которых указано, что Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действующим законодательством четко определено понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа указанных категорий. Согласно Федеральному закону № 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Сидорова О.А., рожденная ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время утратила свое право на дополнительные социальные гарантии по обеспечению жилой площадью, так как ей уже исполнилось 23 года, и в связи с этим она не может быть поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Более того, в декабре 2010 года Сидорова О.А. обращалась в администрацию <адрес> с заявлением о постановке на учет, однако ею не был представлен полный пакет документов, перечень которых определен <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-оз «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> учета граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма» (далее - <адрес> №-оз), в связи с чем Сидоровой О.А. было отказано в постановке на учет и разъяснено, что она может обратиться с подобным заявлением в органы местного самоуправления <адрес>. Для принятия на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, имеющих в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, заявление подается в орган, осуществляющий ведение учета, по месту их жительства, а в случае отсутствия у них места жительства, помещения их под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - по месту их выявления и первичного учета в качестве детей, оставшихся без попечения родителей (ст. <адрес> №-оз). Законом определено, что постановка на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, преимущественно проводится по месту их жительства, а уже затем (при отсутствии места жительства) - по месту их первичного выявления. Сидорова О.А. на момент обращения в администрацию <адрес> не только имела место жительства в <адрес>, но и была там зарегистрирована. Таким образом, отказ администрации <адрес> Сидоровой О. А. в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях не может быть признан незаконным, как указывает в своем заявлении прокурор <адрес>. Суд, как и органы местного самоуправления, не вправе увеличивать, выходя за пределы своих полномочий, установленный ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ возраст постановки на учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - от 18 до 23 лет. Соответственно, невозможно обязать администрацию <адрес> принять Сидорову О.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. На основании вышеизложенного, администрация МО «город Черемхово» просила суд в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> отказать в полном объеме. Суд, выслушав помощника прокурора <адрес> Семенову С.В., Куксенкову (Сидорову ) О.А., представителя ответчика Труфанову А.С., исследовав письменные материалы, находит иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего. В соответствии со ст. 27, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении возложенных на него функций прокурор в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. В соответствии со ст. 8, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 188-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Право на жилое помещение, занимаемое гражданами по договору социального найма, сохраняется за детьми в течение всего времени их пребывания у опекунов (попечителей) (ст. 71 ЖК РФ). Статьей 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с письмом Минобразования России от ДД.ММ.ГГГГ N 244/26-5 "О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних" рассмотрение всех вопросов, связанных с отчуждением жилой площади, заключением, а также изменением всевозможных договоров, косвенно или напрямую затрагивающих законные права и интересы несовершеннолетних, проживающих в семье либо лишенных родительского попечения и помещенных в государственные учреждения любых форм собственности на полное государственное обеспечение, а также выпускников данных учреждений, следует проводить коллегиально с учетом мнения: законных представителей; самих несовершеннолетних на заседаниях комиссий (советов) по охране прав детей; других органов, на которые органами местного самоуправления возложены функции по опеке, попечительству в отношении несовершеннолетних. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ (ст. 8, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"). В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-оз в редакции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-оз «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма», для принятия на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, имеющих в соответствии с Федеральным законом № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, заявление подается в орган, осуществляющий ведение учета, по месту их жительства, а в случае отсутствия у них места жительства, помещения их под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - по месту их выявления и первичного учета в качестве детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении в детский дом» за Сидоровой О.А. , ДД.ММ.ГГГГг.р., закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Согласно справке администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанное жилое помещение снесено и списано в ДД.ММ.ГГГГ. Справкой Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, подтверждено, что закрепленное за Сидоровой О.А. жилое помещение не сохранено. Из справки Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Сидорова О.А. была первично выявлена в городе Черемхово в 1995 году; документом, подтверждающим регистрацию выявленного ребенка, оставшегося без попечения родителей, является журнал первичного учета несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, Отдела образования мэрии <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ рег. №. Согласно ответа заместителя мэра <адрес> С.Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ №, Сидорова О.А. обращалась в администрацию МО «город Черемхово» с заявлением о постановке на учет нуждающейся в жилом помещении по категории ребенок-сирота. Указано, что Сидорова О.А. не может быть поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении в администрации МО «город Черемхово», так как зарегистрирована и проживает в <адрес>, «следовательно, для постановки на учет, нуждающейся в жилом помещении по категории ребенок-сирота. .. следует обратиться по месту регистрации - в <адрес>». Ответом начальника отдела учета и предоставления жилья Департамента правовой и кадровой работы администрации <адрес> №/г. подтверждено, что администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ отказано Сидоровой О.А. в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, ввиду того, что местом выявления Сидоровой О.А., как ребенка оставшегося без попечения родителей является <адрес>, где за последней было закреплено жилое помещение. Согласно информации администрации МО «город Черемхово» № от ДД.ММ.ГГГГ, Сидорова О.А. не состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях на внеочередное получение по категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с заявлением о постановке на вышеуказанный учет не обращалась. Из информации Черемховского отделения Иркутского филиала Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за Сидоровой О.А. , ДД.ММ.ГГГГ., не числится частного домовладения и приватизированной квартиры в <адрес>. Изменение фамилии Сидоровой О.А. на Куксенкову О.А. подтверждено представленным суду паспортом серии №, выданным Отделом УФМС России по <адрес> в правобережном округе <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с регистрацией брака ДД.ММ.ГГГГ. Суд установил, что отказ администрации МО «город Черемхово» в постановке Сидоровой О.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нельзя признать законным и обоснованным, поскольку Сидорова О.А. была первично выявлена в городе Черемхово в ДД.ММ.ГГГГ году; согласно журнала первичного учета несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, Отдела образования мэрии <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ., рег. №. За Сидоровой О.А. , ДД.ММ.ГГГГг.р., закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, пер. Пригородный, <адрес>. Однако согласно справке администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанное жилое помещение снесено и списано в ДД.ММ.ГГГГ году. В связи с указанными сведениями суд делает вывод о том, что Сидорова О.А. подлежала постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей администрацией <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ года, без предоставления последней дополнительных заявлений и сведений в связи со сносом закрепленного за ней жилого помещения. Данная обязанность администрацией муниципального образования «город Черемхово» не выполнена. На основании вышеизложенного, суд делает вывод о том, что согласно ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отказ в постановке Сидоровой О.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в администрации МО «город Черемхово» - органе исполнительной власти по месту жительства, вне очереди, по обеспечению жилой площадью не ниже установленных социальных норм, приводит к нарушению прав Куксенковой ( Сидоровой) О.А. в части предоставления права пользования жилым помещением, поскольку указанная категория лиц находится под особой защитой государства и общества. Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства, суд находит их отвечающими требованиям относимости, допустимости, достаточными для разрешения данного гражданского дела. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора <адрес> в интересах Куксенковой ( Сидоровой) О.А. к администрации муниципального образования «город Черемхово» о возложении обязанности принять на учет для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма. На основании изложенного и руководствуясь ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 33 Гражданского кодекса, ст.ст. 50, 57, 71 Жилищного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 188-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-оз, ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора <адрес> в интересах Куксенковой (Сидоровой) О.А. к администрации муниципального образования «город Черемхово» о возложении обязанности принять на учет для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «город Черемхово» принять на учет для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма Куксенкову (Сидорову) О.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда через Черемховский городской суд в течение 10 дней со дня составления полного текста решения. Полный текст решения составлен ДД.ММ.ГГГГ Председательствующий судья Ю.И.Никитин