(гражданское дело по иску Савчук Л.В. к УПФ РФ о признании незаконным отказа ПФ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости)



                                   РЕШЕНИЕ

                          Именем Российской Федерации

              29 августа 2011 года. Черемховский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего Шершневой Г.Н.

при секретаре Петешевой К.Е.

с участием истца Савчук Л.В.,

ответчика - представителя Управления Пенсионного фонда РФ в г. Черемхово и Черемховском районе Иркутской области Садыкова Д.В., действующего на основании доверенности -Д от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 49),

3 лица - представителя Муниципального учреждения «Станция скорой медицинской помощи» г. Черемхово Брацук Н.Ю. (л.д. 54), действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 54),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело г.

по иску Савчук Л.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Черемхово и Черемховском районе Иркутской области о признании решения Управления Пенсионного фонда об отказе в назначении пенсии незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, и о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с даты первоначального обращения,

                                 УСТАНОВИЛ:

Савчук Л.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Черемхово и Черемховском районе Иркутской области о признании незаконным отказа Пенсионного фонда в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве фельдшера Станции скорой медицинской помощи в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, и назначении трудовой пенсии по старости досрочно с момента первоначального обращения ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя тем, что она работает в медицинской службе с 1981 г. Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за медицинским работникам дано право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Для назначения данной пенсии она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Черемхово и Черемховском районе, где ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием тридцатилетнего медицинского стажа. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера Станции скорой медицинской помощи не включен в специальный стаж в связи с тем, что Станция скорой медицинской помощи вышла из состава ЦРБ и стала структурным подразделением Горздравотдела (распоряжение мэра от ДД.ММ.ГГГГ), являлось государственным медицинским учреждением, не являясь юридическим лицом, однако также осуществляло лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, как и тогда, когда находилось в подчинении ЦРБ г. Черемхово. Ничего в деятельности Станции скорой медицинской помощи не менялось. Главный врач Станции скорой медицинской помощи г. Черемхово пользовался правом приема и увольнения медицинского персонала. В разделе «Наименование учреждения» Списка от 29.10.2002 г. № 781 Горздравотдел не предусмотрен, стаж составил 1 год 11 месяцев. Период работы с 02.01.1999 г. по 19.05.2002 г. не включен в специальный стаж в связи с реорганизацией системы здравоохранения, у Станции скорой медицинской помощи г. Черемхово и Кожновенерологической больницы был расчетный счет в банке, который был открыт на Кожновенерологическую больницу, поскольку она раньше, чем Станция скорой медицинской помощи зарегистрировала свой Устав в установленном законом порядке и стала юридическим лицом. Станция скорой медицинской помощи г. Черемхово до 20.05.2002 г., т.е. до регистрации своего Устава и образования юридического лица, существовала на территории г. Черемхово, являясь государственным учреждением. Стаж составил 3 года 4 месяца 17 дней. Таким образом, стаж на соответствующих видах работ составил 24 года 9 месяцев 1 день при требуемом стаже 30 лет. Считает данный отказ незаконным, поскольку она имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

       В судебном заседании истец Савчук Л.В. исковые требования поддержала, пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в должности фельдшера Станции скорой медицинской помощи г. Черемхово, её функциональные и должностные обязанности все эти годы не менялись, она занималась лечебной деятельностью.                                                                                                                                  

       Ответчик - представитель Управления Пенсионного фонда РФ в г. Черемхово и Черемховском районе Садыков Д.В., действующий на основании надлежаще оформленной доверенности, иск не признал, пояснил, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Станция скорой медицинской помощи не являлась юридическим лицом, а Горздравотдел, куда она входила, в Список не включен.

В письменном отзыве на исковые требования ответчик указал, что Управление Пенсионного фонда РФ в г. Черемхово и Черемховском районе возражает против удовлетворения исковых требований Савчук Л.В. по следующим причинам. Савчук Л.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ. В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ досрочная трудовая пенсия по старости устанавливается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах независимо от возраста. В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, Правила исчисления периодов работы и назначения пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которыми руководствуются органы, осуществляющие пенсионное обеспечение при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости вышеуказанным лицам, Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. за № 2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических и медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные акты, регулирующие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правого регулирования, т.е. действовавшие на 31.12.2001 г. К таким нормативным актам, в частности, относились постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (в редакции постановления Правительства РФ от 19.02.2001 г. № 130), регулировавшие пенсионное обеспечение медицинских работников за периоды работы до 01.11.1999 г. и после указанной даты соответственно. Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, составлены по принципу исчерпывающего перечня должностей и учреждений здравоохранения, работа в которых дает право на досрочную пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения и исключает их расширенное толкование, в том числе основываясь на оценке характера и условий труда в соответствующих учреждениях здравоохранения. Таким образом, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено не всем медицинским работникам, осуществляющим лечебную деятельность, а только работающим в строго определенных должностях и учреждениях. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и в соответствии с пунктом 4 раздела I постановления Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми работодателем. Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Савчук Л.В. зарегистрирована в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ. Савчук Л.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ 04.07.2011 г. за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ и представила документы: трудовую книжку - дата заполнения ДД.ММ.ГГГГ; справку от ДД.ММ.ГГГГ , уточняющую особый характер работы; справку, уточняющую особый характер работы, от ДД.ММ.ГГГГ ; справку, уточняющую особый характер работы, от ДД.ММ.ГГГГ ; справку от ДД.ММ.ГГГГ № б/н; копию приказа от ДД.ММ.ГГГГ . Согласно представленным документам Савчук Л.В. работала: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве фельдшера Станции скорой медицинской помощи Горздравотдела, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве фельдшера Станции скорой медицинской помощи Горздравотдела. Данные периоды работы Савчук Л.В. не засчитаны в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионирование т.к. не представлены документы, подтверждающие, что Станция скорой медицинской помощи являлась учреждением. Решением Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес> об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Савчук Л.В. отказано. Стаж на соответствующих видах работ составил 24 года 9 месяцев 1 день при требуемых не менее 30 лет. Согласно разделу «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, наименование учреждения «Горздравотдел» не предусмотрено. Согласно разделу «Наименование учреждений» Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного постановлением Правительства РФ 22.09.1991 г. № 1066, наименование учреждения «Горздравотдел»х не предусмотрено. Необходимо отметить что, согласно пункту 6 Правил в медицинский стаж засчитывается работа в определенных медицинских учреждениях, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций. Пункт 6 Правил от 29.10.2002 г. содержит перечень таких структурных подразделений, работа в которых засчитывается в медицинский стаж для назначения пенсий, независимо от того, что эти подразделения не обладают статусом юридического лица. Однако Станции скорой медицинской помощи как структурные подразделения в данном перечне п. 6 Правил отсутствуют. С 01.02.1997 г. Станция скорой медицинской помощи вышла из состава Центральной районной больницы г. Черемхово на основании распоряжения мэра г. Черемхово № 22 от 31.01.1997 г. и с этой даты стало являться структурным подразделением Горздравотдела. По периоду работы Савчук Л.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ индивидуальные сведения на работников Станции скорой медицинской помощи были сданы МЛПУ Кожвендиспансер на общих основаниях (без льготной кодировки). В период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Станция скорой медицинской помощи не являлась учреждением здравоохранения. В Правилах и Списке от ДД.ММ.ГГГГ идет речь об учреждениях здравоохранения. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» все учреждения, созданные после ДД.ММ.ГГГГ, должны иметь статус юридического лица, и к ним при оценке пенсионных прав застрахованных лиц должно предъявляться требование об их регистрации. Понятие «учреждение здравоохранения» содержится в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан от ДД.ММ.ГГГГ с последующими изменениями. В соответствии со ст.ст. 12, 13 вышеуказанных Основ к государственной и муниципальной системе здравоохранения относятся также лечебно-профилактические учреждения, которые независимо от их ведомственной подчиненности являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с вышеуказанными Основами и другими законодательными актами РФ. Таким образом, в Правилах и Списке предусмотрены только учреждения здравоохранения. Документов, подтверждающих, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Станция скорой медицинской помощи являлась учреждением, представлено не было. Необходимо отметить, что в решении причиной, по которой указанные периоды не включены в медицинский стаж, дающий право на досрочное пенсионирование, является отсутствие льготной кодировки в стаже (по сведениям персонифицированного учета) и. отсутствие документов, подтверждающих статус Станции скорой медицинской помощи как учреждения. Вместе с тем, имеются документы, подтверждающие, что Станция скорой медицинской помощи являлась структурным подразделением горздравотдела (распоряжение мэра от ДД.ММ.ГГГГ , приказ по ЦРБ от ДД.ММ.ГГГГ и акт от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче трудовых книжек, личных дел, карточек Т-2 работников Станции скорой медицинской помощи»). Горздравотдел в разделе «Наименование учреждений» Списка отсутствует, следовательно, правовых оснований для включения периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ является правильным, обоснованным. Управление Пенсионного фонда РФ для определения права на досрочную трудовую пенсию по старости руководствуется только законодательными актами. Исходя из всего вышесказанного, периоды работы Савчук Л.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве фельдшера Станции скорой медицинской помощи засчитать в стаж на соответствующих видах работ на момент обращения ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным, т.к. Станция скорой медицинской помощи до ДД.ММ.ГГГГ не являлась учреждением здравоохранения, Горздравотдел не поименован в разделе «Наименование учреждений», дающих право на досрочную пенсию по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. Савчук Л.В. составил 24 года 9 месяцев 1 день при требуемом 30 лет. Решением Управления Пенсионного фонда РФ в г. Черемхово и Черемховском районе от ДД.ММ.ГГГГ Савчук Л.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ на момент обращения за назначением пенсии. Отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Савчук Л.В. принят законно и обоснованно, в соответствии с действующим законодательством. В связи с тем, что в досудебном порядке установить право истца на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным (отсутствуют правовые основания), соответственно нет основания для удовлетворения требования истца в части сроков назначения пенсии (с даты первоначального обращения). Также истцом не представлены правовые основания его исковых требований, доводы, согласно которым усматривается, что ответчиком нарушены какие-либо положения закона и иных правовых актов при вынесении решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, соответственно требования истца об отмене данного решения и обязывании ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, с ДД.ММ.ГГГГ не содержат правовых оснований, т.е. неправомерны. Таким образом, на момент обращения ДД.ММ.ГГГГ у Савчук Л.В. отсутствовало право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Следовательно, правовых оснований для назначения досрочной трудовой пенсии по старости у Савчук Л.В.с 04.07.2011 г. не имеется (л.д. 44-48).

       Третье лицо - представитель Муниципального учреждения «Станция скорой медицинской помощи» г. Черемхово Брацук Н.Ю., действующая на основании надлежаще оформленной доверенности, исковые требования Савчук Л.В. поддержала, пояснила, что стаж работы у Савчук Л.В. выработан, она все годы работала на одном месте, в одной должности, заработала льготную пенсию.

Свидетель ФИО7 пояснила, что знает Савчук Л.В. с 1983 г. по работе на Станции скорой медицинской помощи, Савчук Л.В. работала и работает фельдшером, её функциональные и должностные обязанности все эти годы не менялись.

       В подтверждение доводов о совместной работе с Савчук Л.В. свидетель ФИО7 представила свою трудовую книжку (л.д. 56-58).

Аналогичные показания дала свидетель ФИО8, пояснив, что знает Савчук Л.В. с 1983 года по работе на Станции скорой медицинской помощи. Савчук Л.В. работает фельдшером. Её функциональные и должностные обязанности не менялись, она занимается лечебной деятельностью, оказывает экстренную медицинскую помощь.

       В подтверждение доводов о совместной работе с Савчук Л.В. свидетель ФИО8 представила суду свою трудовую книжку (л.д. 59-61).

      У суда нет оснований ставить под сомнение истинность фактов, сообщенных свидетелями ФИО7, ФИО8 Данных о какой-либо заинтересованности свидетелей в исходе дела нет, их показания соответствуют и не противоречат обстоятельствам, сведения о которых содержатся в других собранных по делу доказательствах.

      Решением Управления Пенсионного фонда РФ в г. Черемхово и Черемховском районе № 23 от 07.07.2011 г. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Савчук Л.В. отказано, т.к. не выработан требуемый стаж. В стаж на соответствующих видах работ включены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 20 дней) - период засчитан календарно; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (13 лет 6 месяцев 27 дней) - засчитано календарно; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (9 лет 1 месяц 14 дней) -засчитано календарно, итого 24 года 9 месяцев 1 день. В стаж на соответствующих видах работ не включены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 11 месяцев 1 день) на основании того, что учреждение «Горздравотдел» не предусмотрено Списками от ДД.ММ.ГГГГ , Списками от ДД.ММ.ГГГГ , Списками от ДД.ММ.ГГГГ ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 4 месяца 17 дней), т.к. учреждение «Горздравотдел» не предусмотрено Списками от ДД.ММ.ГГГГ , Списками от ДД.ММ.ГГГГ , Списками от ДД.ММ.ГГГГ . Страховой стаж составил 30 лет 19 дней, стаж на соответствующих видах работ составил 24 года 9 месяцев 1 день при требуемых 30 годах осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (л.д. 7-11).

Как видно из трудовой книжки на имя Савчук Л.В., ДД.ММ.ГГГГ она принята на должность зав. Усть-Малойским ФАП, ДД.ММ.ГГГГ переведена в отделение Балаганской больницы, ДД.ММ.ГГГГ уволена как самовольно оставившая рабочее место; ДД.ММ.ГГГГ принята в Центральную районную больницу г. Черемхово на должность фельдшера линейной бригады Станции скорой помощи, ДД.ММ.ГГГГ в связи с введением единой тарифной сетки по оплате труда присвоен 6 разряд, ДД.ММ.ГГГГ на основании решения аттестационной комиссии присвоен 9 разряд, ДД.ММ.ГГГГ Станция скорой медицинской помощи выделена из состава Центральной районной больницы в самостоятельное учреждение, ДД.ММ.ГГГГ на основании решения аттестационной комиссии присвоен 10 разряд фельдшера, ДД.ММ.ГГГГ в связи с не подтверждением присвоен 8 разряд фельдшера, ДД.ММ.ГГГГ на основании решения аттестационной комиссии присвоена высшая квалификационная категория и 11 разряд фельдшера. Работает по настоящее время (л.д. 11-13, 14-16).

Параграфом 10 приказа от ДД.ММ.ГГГГ подтвержден прием Савчук (Путник) Л.В. на работу на Станцию скорой медицинской помощи на должность фельдшера (л.д. 36-37).

Согласно справке Отдела здравоохранения МУ «Станция скорой медицинской помощи» г. Черемхово от ДД.ММ.ГГГГ Савчук Л.В. работает на «Станции скорой медицинской помощи» г. Черемхово с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности фельдшера. «Станция скорой медицинской помощи» до ДД.ММ.ГГГГ являлась структурным подразделением Центральной районный больницы г. Черемхово. На основании распоряжения мэра г. Черемхово от ДД.ММ.ГГГГ «Станция скорой медицинской помощи» была подчинена отделу здравоохранения Черемховского городского муниципального образования. Главный врач «Станции скорой медицинской помощи» был наделен правом издавать приказы по основной деятельности учреждения, приема и увольнения работников. Финансовая деятельность осуществлялась через бухгалтерию отдела здравоохранения г. Черемхово. С ДД.ММ.ГГГГ «Станция скорой медицинской помощи» имела единую бухгалтерию с кожно-венерологическим диспансером г. Черемхово, являющимся юридическим лицом. С ДД.ММ.ГГГГ «Станция скорой медицинской помощи» имеет статус
юридического лица (л.д. 20).

Согласно распоряжению мэра г. Черемхово от ДД.ММ.ГГГГ Станция «Скорая помощь» выделена из состава Центральной районной больницы с ДД.ММ.ГГГГ, передана в подчинение непосредственно отделу здравоохранения (л.д. 21).

ДД.ММ.ГГГГ было принято постановление мэра Черемховского городского муниципального образования «О регистрации муниципального лечебно-профилактического учреждения «Кожно-венерологический диспансер г. Черемхово», учредителем является Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии Черемховского городского муниципального образования (л.д. 22-23). С этого времени МЛПУ «Кожно-венерологический диспансер г. Черемхово» являлся юридическим лицом (л.д. 24-28).

    Муниципальное учреждение «Станция скорой медицинской помощи» г. Черемхово стала юридическим лицом на основании постановления мэра МО «город Черемхово» от 01.01.2006 г. и решения Думы от 24.12.2005 г. № 4/3 «Об утверждении Положения об отделе здравоохранения администрации города Черемхово в соответствии с Гражданским кодексом РФ» ( л.д. 29-35).

    Из должностных обязанностей врача (фельдшера) выездной бригады Станции скорой медицинской помощи г. Черемхово усматривается, что врач (фельдшер) обязан: оказывать медицинскую помощь больным и пострадавшим на месте происшествия и во время транспортировки на уровне современных достижений медицинской науки и практики; решать вопросы лечения и госпитализации больных в соответствии с их состоянием; владеть методами диагностики, лечения неотложных состояний взрослых и детей, знать и уметь пользоваться имеющейся аппаратурой; своевременно получать и сдавать наркотические средства, отвечать за правильность их хранения, контролировать получение медикаментов, медицинской аппаратуры и другого необходимого бригаде имущества; при поступлении очередного вызова немедленно выезжать для его выполнения, в любое время, оставшееся до конца дежурства, в любом, даже неполном составе бригады; в случае аварии или неисправности санитарной машины в пути следования на вызов или с больным, немедленно информировать диспетчера станции; по первому требованию граждан, работников милиции и общественности остановитьсядля оказания медицинской помощи, независимо от места нахождения больного или пострадавшего (на улице, в общественном месте или квартире); при оказании медицинской помощи действовать быстро и решительно, проявляя внимание не только к больному, но и к окружающим его лицам. О всех конфликтах на вызовах информировать администрацию станции; в случае категорического отказа больного от госпитализации - поставить в известность старшего врача станции; по пути, во время следования находиться в салоне санитарной автомашины рядом с больным; по жизненным показаниям госпитализировать больного в ближайшую больницу с учетом ее профильности и возможности оказания там экстренной медицинской помощи; о всех случаях внезапной смерти немедленно докладывать старшему врачу смены; в случае необходимости транспортировки больных, находящихся в бессознательном состоянии или опьянении, трупов погибших или умерших, осмотреть их на месте на предмет обнаружения у них документов, денег, ценностей. При проведении осмотра должны быть привлечены сотрудники милиции, представители администрации, общественности или другие лица, с обязательным указанием в карте вызова и сопроводительном листе паспортных сведений свидетелей; на каждого госпитализируемого больного четко заполнить все графы сопроводительного листа (подпись врача должна быть разборчивой). О бессознательном состоянии или опьянении больного или пострадавшего, а также сведения об имеющихся при нем документах, деньгах, ценностях указать в сопроводительном листе и сдать документы, деньги, ценности ответственному лицу приемного отделения, указав в сопроводительном листе и карте вызова фамилию принявшего. Работник приемного отделения, морга, вытрезвителя обязан расписаться за прием ценностей и документов, которые в ней перечислены; оставляя больного на месте происшествия или на дому, при отсутствии показаний для госпитализации, оказать ему всю необходимую медицинскую помощь и дать соответствующие рекомендации; по первому требованию больного, родственников или окружающих его лиц назвать номер вызова скорой помощи, свою фамилию; при оказании медицинской помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, быть предельно внимательным, производить тщательное обследование больного; при оказании медицинской помощи по поводу криминальных случаев, покушений на самоубийство, независимо от состояния их здоровья и согласия родственников, госпитализировать в специализированные стационары, прибегая, в случае отказа, к помощи органов внутренних дел; при прибытии бригады на место аварии первыми отвечать за организацию оказания квалифицированной медицинской помощи пострадавшим. В этом случае прибывшие на место происшествия бригады поступают в его распоряжение; при выявлении у больного (умершего) заболевания, подозрительного на карантинную инфекцию, оказать больному необходимую медицинскую помощь и информировать старшего врача о клинико-эпидемиологических и паспортных данных больного. Всей бригаде провести меры экстренной личной профилактики по предупреждению возможного заражения. В дальнейшем действовать в соответствии с полученными указаниями; руководителем бригады является врач (фельдшер), который может требовать от водителя остановки и пути, более медленной или более быстрой езды, с учетом состояния здоровья больного. Заезд куда-либо на санитарном автомобиле или остановка машины для личных целей, а также подвоз посторонних лиц хотя бы по пути, запрещается; информировать оперативный отдел обо всех перемещениях бригады по рации (телефону); в свободное от вызова время находиться в помещении станции, оказывать медицинскую помощь больным, обратившимся на станцию, с последующим оформлением записи в журнале; следить за своевременным пополнением медицинского ящика; принимать участие в работе медицинских конференций, посещать лекции, семинары, планерные совещания, знать и всегда выполнять приказы и распоряжения по станции скорой медицинской помощи, постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и деловую квалификацию (л.д. 38-40).

    Выслушав пояснения истца Савчук Л.В., представителя ответчика Садыкова Д.В., представителя третьего лица Брацук Н.Ю., свидетелей ФИО9, ФИО8, исследовав представленные документы, давая анализ доказательствам по делу в их совокупности, суд находит исковые требования Савчук Л.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

       В соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.

      В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона № 173 от 17.12.2011 г. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, Правила исчисления периодов работы и назначения пенсии утверждаются Правительством РФ.

      С 14.11.2002 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Указанным постановлением, наряду с решением других вопросов пенсионного обеспечения различным категориям граждан утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев.

            В ст. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии со ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указано, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. При этом наличие в наименовании указанных в Списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

            Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических и медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные акты, регулирующие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования, т.е. действовавшие на 31.12.2001 г. К таким нормативным актам, в частности, относились постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (в редакции постановления Правительства РФ от 19.02.2001 г. № 130), регулировавшие пенсионное обеспечение медицинских работников за периоды работы с 01.11.1999 г. и после указанной даты соответственно.

В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и вышеуказанными нормативно-правовыми актами для досрочного назначения пенсии по старости необходимы два условия: осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения (в должностях, предусмотренных Списком), и

осуществление такой деятельности в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (перечень учреждений в соответствии со Списком).

            В пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка указана должность «фельдшер», в пункте 16 раздела «Наименование учреждений» Списка указано «Станции скорой медицинской помощи».

В указанных выше нормативных актах нет ссылок на то, что медицинские учреждения должны иметь статус юридического лица. Пункт 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ за № 781, содержит перечень структурных подразделений (лечебно-профилактических), медицинских, образовательных и научных учреждений и организаций, а также других государственных и муниципальных организаций, работа в которых засчитывается в медицинский стаж для назначения пенсий, независимо от того, что эти подразделения не обладают статусом юридического лица. Кроме того, в Правилах не оговорено, что в медицинский стаж работы засчитывается работа в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений, хотя в самом Списке таких объединений нет. Поскольку федеральным законодательством не установлены ограничительные условия на социальное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, отказ Управления Пенсионного фонда о включении в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, периодов работы в учреждении, наименование которого не соответствует Списку, является незаконным. В силу действующего законодательства пенсия за выслугу лет медицинским работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях.

       Из анализа исследованных судом документов видно, что Савчук Л.В. работала в государственном, а затем муниципальном учреждении здравоохранения, деятельность которого направлена на охрану здоровья населения. Суд не может согласиться с решением Управления Пенсионного фонда РФ в г. Черемхово и Черемховском районе об отказе в назначении пенсии Савчук Л.В. Поскольку федеральным законодательством не установлены ограничительные условия на социальное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, отказ Управления Пенсионного фонда не может быть признан законным, т.к. приводит к несоразмерному ограничению конституционного права Савчук Л.В. на пенсионное обеспечение, противоречит требованиям ст.ст. 19, 39, 55 Конституции РФ.

       Судом установлено, что на момент обращения в Управления Пенсионного фонда РФ в г. Черемхово и Черемховском районе Савчук Л.В. имела необходимый стаж для назначения трудовой пенсии по старости досрочно, а указанные ею в исковом заявлении периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера Станции скорой медицинской помощи г. Черемхово должны засчитываться в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. С учетом этого периода (5 лет 3 месяца 18 дней) стаж на соответствующих видах работ на 04.07.2011 г. у Савчук Л.В. составляет 30 лет 19 дней (из них 24 года 09 месяцев 1 день, не оспариваемые Управлением Пенсионного фонда).

Статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19, 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Оценив пенсионные права Савчук Л.В., суд находит незаконным отказ ответчика в назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости, признает за Савчук Л.В. право на пенсию, обязав Управление Пенсионного фонда РФ в г. Черемхово и Черемховском районе назначить ее с ДД.ММ.ГГГГ

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права Савчук Л.В. на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

       В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 от 17.12.2001 г. трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Поскольку на день обращения Савчук Л.В. за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ (заявление на л.д. 50-53) у нее имелся необходимый стаж, то именно с этой даты она имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

       На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                 РЕШИЛ:

                Исковые требования Савчук Л.В. удовлетворить.

Признать решение Управления Пенсионного фонда РФ в г. Черемхово и Черемховском районе Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии Савчук Л.В. незаконным.

Признать за Савчук Л.В. право на досрочную трудовую пенсию по старости и обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Черемхово и Черемховском районе Иркутской области включить периоды работы Савчук Л.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве фельдшера Станции скорой медицинской помощи в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, и назначить Савчук Л.В. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Черемховский городской суд в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья:

Полный тест решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ