об установлении права собственности на самовольно возведенный пристрой



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 октября 2011 года Черемховский городской суд Иркутской области

в составе: председательствующего судьи Шапенковой Е.А.

при секретаре Евдокимовой Н.К.,

с участием истца Перфильевой О.И.,

третьего лица Перфильевой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело г. по иску Перфильевой О.И. об установлении права собственности на самовольно возведенный пристрой,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование иска истец указала, что является супругой Б.Н. Николаевича, который умер хх.хх.хх г. После смерти мужа осталось домовладение, на которое она получила свидетельства о праве на наследство по закону за . В период проживания в домовладении были возведены постройки, которые не были узаконены. В настоящее время на основании документа из отдела архитектуры за от хх.хх.хх г. получено согласование на самовольные постройки: пристрой, сарай, навес. Для признания права собственности на все домовладение вместе с постройками ей необходимо суд судебное решение.

В связи с чем истец просила установить за ней право собственности на домовладение, расположенное по адресу: <адрес> с пристроем из шпал общей площадью 17,8 кв.м., сараем, навесом.

В судебном заседании истец Перфильева О.И. исковые требования поддержала и пояснила, что пристрой к дому возводил ее муж Б.Н., но при жизни не успел в установленном порядке оформить право этот пристрой, из-за которого площадь дома увеличилась. Она является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону от хх.хх.хх г., поэтому вправе ставить вопрос об узаконении самовольно возведенного пристроя к жилому дому.

Представитель ответчика - Комитета по управлению муниципальным имуществом МО «город Черемхово» в судебное заседание не явился. В письменном ходатайстве от хх.хх.хх г. за председатель КУМИ МО «город Черемхово» Дзадзаева А.Р. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, указав, что возражений по сути заявленных требований не имеет.

Третье лицо Перфильева Т.Б., привлеченная к участию в деле определением суда от хх.хх.хх г., в судебном заседании исковые требования Перфильевой О.И. поддержала.

Третье лицо Перфильев А.Б., привлеченный к участию в деле определением суда от хх.хх.хх г., в судебное заседание не явился. В письменном заявлении от хх.хх.хх г. просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что с исковыми требованиями согласен.

Заслушав пояснения истца Перфильевой О.И., третьего лица Перфильевой Т.Б., изучив материалы дела, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, всем исследованным в суде доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

     В соответствии со ст.218 ч.2 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

    Согласно справке от хх.хх.хх г., выданной ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» домовладение, расположенное по адресу: <адрес> принадлежит Перфильевой О.И. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от хх.хх.хх г. за р..

    В материалах дела имеется свидетельство <адрес> от хх.хх.хх г. о праве собственности на землю, находящуюся по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , выданное Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Управления федеральной регистрационной службы по Иркутской области на имя Перфильевой О.И..

Номер участка также подтвержден выпиской из кадастрового паспорта от хх.хх.хх г. на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.

Также в материалах дела имеется свидетельство о праве на наследство по закону, выданное хх.хх.хх г. нотариусом Черемховского нотариального округа Иркутской области, согласно которому наследником имущества в виде домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, оставшегося после смерти Б.Н., умершего хх.хх.хх г. является его супруга - Перфильева О.И..

Б.Н. умер хх.хх.хх г. в <адрес>, о чем составлена актовая запись от хх.хх.хх г. (свидетельство о смерти, выданное Отделом по Черемховскому району и г.Черемховво Управления службы ЗАГС Иркутской области хх.хх.хх г.)

    В материалах дела имеется копия свидетельства о заключении брака <данные изъяты> , согласно которому Б.Н. и Ф.О. хх.хх.хх г. заключили брак.

Из домовой книги на домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, усматривается, что Перфильева О.И. зарегистрирована по указанному адресу с хх.хх.хх г.

В соответствии с ч.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Перфильева О.И. на день смерти проживала совместно с Б.Н. и вступила во владение и пользование его имуществом, оформила свои права на жилой дом в нотариальном порядке.

Как следует из пояснений Перфильевой О.И., в настоящее время препятствием к оформлению ее наследственных прав (получении свидетельства о праве собственности на домовладение) является наличие расхождений в размерах жилой площади дома из-за самовольно возведенного пристроя..

Так, согласно свидетельству о праве на наследство по закону, выданному нотариусом Черемховского нотариального округа <адрес> хх.хх.хх г. наследнику Перфильевой О.И., общая площадь домовладения составляет 26,0 кв.м., жилая 16.2 кв.м.

Согласно справке Черемховского городского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от хх.хх.хх г., техническому паспорту на жилой дом, составленному по состоянию на хх.хх.хх г., общая площадь дома составляет 27,4 кв.м., жилая 27,4 кв.м, площадь пристроя 17.8 кв.м.

То есть, увеличение размера жилой площади дома явилось следствием возведения самовольного жилого пристроя к дому.

В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Пункт 2 ст. 222 ГК РФ предусматривает, что самовольная постройка подлежит сносу, кроме случаев, указанных в п. 3 этой статьи.

В соответствии с п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Таким образом, право собственности на самовольную постройку, осуществленную лицом на принадлежащем ему земельном участке, может быть признано судом в том случае, если лицо имеет право на земельный участок и им соблюдено целевое назначение этого земельного участка, если сохранение самовольной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также если лицом соблюдены установленные градостроительные, строительные, экологические, санитарно - гигиенические, противопожарные и иные правила и нормативы.

Пристрой из шпал самовольно возведен на земельном участке, принадлежащим истице на праве собственности, на основании договора купли-продажи земельного участка от хх.хх.хх г..

Отделом архитектуры и градостроительства муниципального образования «город Черемхово» от хх.хх.хх г. за согласован на усадьбе по <адрес>: А-жилой пристрой площадью - 45.2 кв.м. Хозяйственные постройки Г- гараж, Г2-летную кухню, Г3-сарай.

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что сохранение жилого пристроя к дому, расположенному по адресу: <адрес> не будет нарушать личных прав и законных интересов других лиц.

При возведении жилого пристроя были соблюдены установленные законодательством правила и нормативы, что подтверждено вышеуказанным сообщением отдела архитектуры и градостроительства муниципального образования «город Черемхово».

Что касается требований истицы об установлении права собственности на самовольно возведенные сарай и навес, эти требования удовлетворению не подлежат, поскольку вопросы о согласовании таких построек являются исключительной компетенцией отдела архитектуры и градостроительства МО «город Черемхово».

В данном случае признание права собственности на эти постройки в судебном порядке не требуется.

         Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

              Иск Перфильевой О.И. удовлетворить частично.

Признать за Перфильевой О.И. право собственности на самовольно возведенный пристрой из шпал площадью 17,8 кв.м., жилой площадью 17,8 кв.м. к жилому одноэтажному бревенчатому дому площадью 27,4 кв.м., жилой 27,4 кв.м., расположенному по адресу: <адрес>. Общую площадь дома с пристроем считать равной 45,2 кв.м., жилой площадью 45,2 кв.м.

В части установления права собственности за Перфильевой О.И. на сарай и навес к жилому дому, расположенному по адресу: <адрес> - отказать

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда в течение десяти дней со дня его объявления через Черемховский городской суд.

Судья