(по иску прокурора г. Черемхов в интересах неопредленного круга лиц к админитсрации МО `город Свирск` о возложении обязанности по финанисрованию мероприятий, обеспечивающих лицензирование муниципальных образовательных учреждений)



З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 октября 2011 года                                                                                     г. Черемхово

Черемховский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Никитина Ю.И., единолично,

при секретаре Цуленковой Е.В.,

с участием помощника прокурора г. Черемхово Данилиной Ж..В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «город Свирск», Отделу образования муниципального образования «город Свирск» о возложении обязанности по финансированию мероприятий, обеспечивающих лицензирование муниципальных образовательных учреждений

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в Черемховский городской суд <адрес> с иском к администрации муниципального образования «город Свирск» о возложении обязанности по финансированию мероприятий, обеспечивающих лицензирование муниципальных образовательных учреждений, указав, что прокуратурой города проведена проверка исполнения органами местного самоуправления <адрес> законодательства об образовании. В соответствии с п. 2 ст. 33.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об образовании» лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам. Согласно п. 1 ст. 33.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании» лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время. Пункт 1 части 1 статьи 31 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Исходя из смысла указанных норм закона следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать предоставление соответствующего уровня образования в соответствии с требованиями закона. Действующим законодательством об образовании (п.2 ст. 33.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании») предусмотрено обязательное лицензирование образовательной деятельности. Проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что на территории <адрес> осуществляют образовательную деятельность в отсутствие лицензии 7 учреждений: МДОУ «Детский сад компенсирующего вида », МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида », МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад компенсирующего вида », МОУ ДОД «Дом детского творчества <адрес>», МОУ ДОД «Станция юных техников <адрес>», МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа». В целях устранений нарушений законодательства о лицензировании образовательной деятельности прокуратурой <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году были подготовлены и направлены в суд <данные изъяты> исковых заявлений по всем вышеперечисленным учреждениям образования о возложении на должностных лиц образовательных учреждений обязанности устранить нарушения Закона РФ «Об образовании» и получить лицензию на право ведения образовательной деятельности. Заявления судом были удовлетворены. Исполнительные листы направлены для исполнения в Черемховский отдел службы судебных приставов-исполнителей. Однако до настоящего времени решения суда не исполнены ввиду отсутствия финансирования со стороны администрации муниципального образования «город Свирск». Причиной отсутствия лицензий у вышеперечисленных учреждений образования <адрес> является отсутствие заключения Госпожнадзора, которое необходимо для получения лицензии на осуществление образовательной деятельности. Такое бездействие администрации приводит к нарушению интересов муниципального образования, так как на территории поселения не реализуется один из вопросов местного значения, обязанность по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, в соответствии с установленными требования законодательства о лицензировании, реализация которого напрямую возложена на органы местного самоуправления федеральным законодательством. Таким образом, бездействие администрации муниципального образования «город Свирск» в части неисполнения требований законодательства о лицензировании образовательной деятельности является незаконным. В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей в натуре. Согласно ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Статьей 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» предусмотрено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан или охраняемых законом интересов общества или государства. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, бездействие органа местного самоуправления, должностного лица могут быть оспорены в судебном порядке. Просит суд: обязать администрацию муниципального образования «город Свирск» в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести финансирование мероприятий, обеспечивающих лицензирование следующих муниципальных образовательных учреждений <адрес>: МДОУ «Детский сад компенсирующего вида », МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида », МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад компенсирующего вида », МОУ ДОД «Дом детского творчества <адрес>», МОУ ДОД «Станция юных техников <адрес>», МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа».

Определением Черемховского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика по данному гражданскому делу привлечен Отдел образования муниципального образования « <адрес>».

В судебном заседании помощник прокурора Данилина Ж.В. настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд обязать администрацию муниципального образования «город Свирск», Отдел образования муниципального образования «город Свирск» произвести финансирование мероприятий, обеспечивающих лицензирование следующих муниципальных образовательных учреждений <адрес>: МДОУ «Детский сад компенсирующего вида », МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида », МДОУ «Детский сад № 22 <адрес>», МДОУ «Детский сад компенсирующего вида », МОУ ДОД «Дом детского творчества <адрес>», МОУ ДОД «Станция юных техников <адрес>», МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа», в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования «город Свирск» Страхова С.А., действуя по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебное заседание не явилась, сведений об уважительности причин неявки суду не представила, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила. Суду представила отзыв на исковые требования прокурора к администрации муниципального образования «город Свирск», Отделу образования муниципального образования «город Свирск» о возложении обязанности по финансированию мероприятий, обеспечивающих лицензирование муниципальных образовательных учреждений, в которых указала, что расходование средств местного бюджета осуществляются в рамках бюджетного процесса, который представляет собой регламентированную законом деятельность органов местного самоуправления по составлению, рассмотрению и утверждению бюджетов. Бюджетный кодекс РФ определяет круг участвующих в этом процессе органов на уровне местного самоуправления и указывает их наиболее общие полномочия. МДОУ «Детский сад компенсирующего вида », МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида », МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад компенсирующего вида », МОУ ДОД «Дом детского творчества <адрес>», МОУ ДОД «Станция юных техников <адрес>», МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» имеют статус юридического лица, являются получателями бюджетных средств, соответственно определяются как участники бюджетного процесса. При составлении бюджетной сметы получатели бюджетных средств, в целях выполнения своих функций, самостоятельно определяют объем расходных обязательств для своего учреждения. Включение в статью расходов денежных средств в целях выполнения мероприятий, обеспечивающих лицензирование муниципальных образовательных учреждений, является обязанностью учреждения. Утвержденная главным распорядителем бюджетных средств бюджетная смета для подведомственных бюджетных учреждений выносится на рассмотрения в Думу города. Представительным органом местного самоуправления утверждаются предельные объемы денежных средств, необходимых в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. Главным распорядителем бюджетных средств в отношении бюджетных учреждений в соответствии с Решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ДГ «О местном бюджете на 2011г.» является Отдел образования муниципального образования «город Свирск». Главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными получателями бюджетных средств. Однако пунктом 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете. Этим же пунктом установлено, что в случае принятия закона(решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. Таким образом, администрация не является главным распорядителем бюджетных ассигнований в отношении бюджетных учреждений, соответственно не может утверждать им бюджетную смету, распределять бюджетные ассигнования порядке установленные БК РФ. На основании вышеизложенного просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика Отдела образования муниципального образования «город Свисрк» в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленным о дате, месте и времени рассмотрения дела, не уведомив суд о причинах своей неявки и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Согласно ст.233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

С учетом мнения помощника прокурора Данилиной Ж.В., не возражавшей против рассмотрения исковых требований в отсутствие представителей ответчиков, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, судом принято решение о рассмотрении иска по существу в отсутствие представителейадминистрации муниципального образования «город Свирск», Отдела образования муниципального образования «город Свирск» с вынесением заочного решения в порядке ст.233 ГПК РФ.

Суд, выслушав помощника прокурора г. Черемхово Данилину Ж.В., исследовав письменные материалы, находит иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Статьей 17 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам, и нормам международного права и в соответствии с Конституцией: Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии с п. 2 ст. 33.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об образовании» лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.

Согласно п. 1 ст. 33.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании» лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии п.11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Пункт 1 части 1 статьи 31 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

Исходя из смысла указанных норм закона следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать предоставление соответствующего уровня образования в соответствии с требованиями закона. Действующим законодательством об образовании (п.2 ст. 33.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании») предусмотрено обязательное лицензирование образовательной деятельности.

В соответствии со ст. 45 ГК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно представленной информации Отдела образования муниципального образования «город Свирск» от ДД.ММ.ГГГГ, на территории <адрес> осуществляют образовательную деятельность в отсутствие лицензии <данные изъяты> учреждений: МДОУ «Детский сад компенсирующего вида », МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида », МДОУ «Детский сад № <данные изъяты> Свирска», МДОУ «Детский сад компенсирующего вида », МОУ ДОД «Дом детского творчества <адрес>», МОУ ДОД «Станция юных техников <адрес>», МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа».

В целях устранений нарушений законодательства о лицензировании образовательной деятельности, судом были вынесены решения по всем вышеперечисленным учреждениям образования о возложении на должностных лиц образовательных учреждений обязанности устранить нарушения Закона РФ «Об образовании» и получить лицензию на право ведения образовательной деятельности.

Исполнительные листы направлены для исполнения в Черемховский отдел службы судебных приставов-исполнителей, что подтверждено информацией Управления ФССП по <адрес> отдела судебных приставов от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой оп состоянию в указанных учреждениях образования настоящего времени решения суда не исполнены ввиду отсутствия финансирования. Причиной отсутствия лицензий у вышеперечисленных учреждений образования <адрес> является отсутствие заключения Госпожнадзора, которое необходимо для получения лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Указанные сведения подтверждены паспортом муниципальной целевой программы «Безопасность образовательных учреждений на 2009-2010 годы», согласно которого финансирование мероприятий указанной программы по оснащению образовательных учреждений противопожарным оборудованием, средствами защиты составляет в 2009 году <данные изъяты>.

Из решения Думы муниципального образования «город Свирск» от ДД.ММ.ГГГГ -ДГ следует, что главным распорядителем средств бюджета <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ по коду «<данные изъяты> является Отдел образования <адрес>.

В распределении бюджетных ассигнований на 2011 год по классификации расходов по коду «906» подтверждено, что к нему относится общее образование, в том числе школы - детские сады, школы начальные, неполные и средние школы, а также учреждения по внешкольной работе с детьми и обеспечение деятельности подведомственных учреждений.

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства, суд находит их отвечающими требованиям относимости, допустимости, достаточными для разрешения данного гражданского дела.

Суд приходит к выводу о том, что нарушение требований по лицензированию образовательных учреждений, в том числе по финансированию противопожарных мероприятий в связи с получение заключения государственного пожарного надзора, приводит к нарушению интересов муниципального образования, так как на территории поселения не реализуется один из вопросов местного значения, обязанность по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, в соответствии с установленными требования законодательства о лицензировании, реализация которого напрямую возложена на органы местного самоуправления федеральным законодательством

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Отделу образования муниципального образования «город Свирск» о возложении обязанности по финансированию мероприятий, обеспечивающих лицензирование муниципальных образовательных учреждений, поскольку главным распорядителем бюджетных средств в отношении бюджетных учреждений в соответствии с Решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ДГ «О местном бюджете на 2011г.» является Отдел образования муниципального образования «город Свирск». Главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными получателями бюджетных средств.

В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «город Свирск», о возложении обязанности по финансированию мероприятий, обеспечивающих лицензирование муниципальных образовательных учреждений суд считает необходимым отказать, поскольку в соответствии с Решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ДГ «О местном бюджете на 2011г.» администрация муниципального образования «город Свирск» не имеет источников финансирования указанных мероприятий, а также на нее не возложены обязанности и право по распределению бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств между подведомственными получателями бюджетных средств: МДОУ «Детский сад компенсирующего вида », МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида », МДОУ «Детский сад № <адрес>», МДОУ «Детский сад компенсирующего вида », МОУ ДОД «Дом детского творчества <адрес>», МОУ ДОД «Станция юных техников <адрес>», МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа», имеющими статус юридического лица.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 17 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 12, 45 ГК РФ, ст. 33.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании», ст.ст. 15, 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст.194-198 ГПК РФ, ст.233 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Отделу образования муниципального образования «город Свирск» о возложении обязанности по финансированию мероприятий, обеспечивающих лицензирование муниципальных образовательных учреждений, удовлетворить.

Обязать Отдел образования муниципального образования «город Свирск» произвести финансирование мероприятий, обеспечивающих лицензирование следующих муниципальных образовательных учреждений <адрес>: МДОУ «Детский сад компенсирующего вида », МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида », МДОУ «Детский сад <адрес>», МДОУ «Детский сад компенсирующего вида », МОУ ДОД «Дом детского творчества <адрес>», МОУ ДОД «Станция юных техников <адрес>», МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «город Свирск» о возложении обязанности по финансированию мероприятий, обеспечивающих лицензирование муниципальных образовательных учреждений, отказать.

Ответчик вправе подать в Черемховский городской суд заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда через Черемховский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий судья                                                                  Ю.И.Никитин