(гражданское дело по иску Управления Министрества юстиции РФ по ИО к Первичной профсоюзной организации АО `Востсибэлемент` Общественного объединения Всероссийского `Электропрофсоюза` о признании прекратившей деятельность в качестве юридического лица)



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    23 ноября 2011г. Черемховский городской суд Иркутской области

в составе председательствующего судьи Шапенковой Е.А.,

при секретаре Евдокимовой Н.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело г. по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области к Первичной профсоюзной организации Открытое акционерное общество «Востсибэлемент» Общественного объединения Всероссийского «Электропрофсоюза» о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

       Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области обратилось в суд к Первичной профсоюзной организации Открытое акционерное общество «Востсибэлемент» Общественного объединения Всероссийского «Электропрофсоюза» о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование иска истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением юстиции администрации Иркутской области зарегистрирована Первичная профсоюзная организация Акционерного общества «Востсибэлемент» Общественного объединения Всероссийского «Электропрофсоюза».

Сведения об организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Иркутской области и Усть-ордынскому Бурятскому автономному округу за основным государственным регистрационным номером -

Место нахождения постоянно действующего руководящего органа организации: <адрес> что подтверждается свидетельством о регистрации общественного объединения от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной налоговой службы по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу ДД.ММ.ГГГГ внесена запись за государственным регистрационным номером о внесении сведений о решении о ликвидации. Однако процедура ликвидации, установленная ст.ст. 61-63 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 18, 19 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст.ст. 20, 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», до настоящего времени не завершена. Ликвидатором организации является Пузова Г.И., что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированная по месту жительства: <адрес> что подтверждается справкой отдела адресно-справочной работы УФМС России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области в ходе изучения материалов учетного дела организации установлено, что в нарушение абз.4 ч.1 ст.29 Федерального закона «Об общественных объединениях» организация с момента государственной регистрации ежегодно не информировала Управление о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителе в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.

В нарушение абз.8 ч.1 ст. 29 «Об общественных объединениях» организация не представила в Управление информацию об объеме получаемых организацией от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании за 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 годы по форме № ОН0003, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций».

Организацией допущены нарушения законодательства, выразившиеся в неоднократном непредставлении в Управление ежегодной, информации, предусмотренной абз.4, 8 ч.1 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», что в соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» является основанием для обращения Управления в суд с заявлением о признании организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц.

Управление является государственным органом, действующим в целях защиты государственных интересов, уполномоченным в соответствии с ч.2 ст.38 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», п.п.39, п.п.81 п.6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 № 147, осуществлять контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации и обращаться в суд с заявлениями о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

Истец просил признать Первичную профсоюзную организацию Открытое акционерное общество «Востсибэлемент» Общественного объединения Всероссийского «Электропрофсоюза» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

     В судебное заседание представитель истца Управления Министерства юстиции РФ по Иркутской области, не явился, просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие.

     Представитель ответчика Первичной профсоюзной организации Открытое акционерное общество «Востсибэлемент» Общественного объединения Всероссийского «Электропрофсоюза» будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд в известность не поставил, не просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражений по сути иска не предоставил, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

В письменных возражениях на исковое заявление, поступивших в суд по средством факсимильной связи ДД.ММ.ГГГГ, представитель Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области Маковеева А.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ , указала, что согласно статье 8 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественным объединением (организацией) является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности дал защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом. Согласно п. 1 ст. 117 Гражданского кодекса Российской Федерации п. 1 ст. 6 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» одной из форм некоммерческих организаций являются общественные организации (объединения), которыми признаются добровольные объединения граждан, б установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Первичная профсоюзная организация Акционерного общества «Востсибэлемент» Общественного      объединения Всероссийского «Электропрофсоюза» является некоммерческом организацией, в этой связи порядок ликвидации данной некоммерческой организации регламентируется статьями 61-65 Гражданского кодекса РФ, статьями 18-21 Федерального закона от 21.01.1996 № 7-Ф.З «О некоммерческих организациях». В соответствии со ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей а порядке правопреемства к другим лицам. В силу п.2 ст.119 ГК РФ, п.2 ст.18 ФЗ «О некоммерческих организациях» решение о ликвидации некоммерческой организации может принять только суд. Общественная организация может быть ликвидирована в случае, если имущества организации недостаточно для осуществлении ее целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна.

В случае принятия судом решения о ликвидации некоммерческой организации такое решение является основанием для внесения и Единый государственный реестр юридических лиц записи о принятии решения о дик кидании некоммерческой организации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами возлагаются обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Данная позиция отражена в Постановлении Пленума ВАС № 8 от 01.07,1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ».

Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация прекратившей существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Вместе с тем, следует учитывать наличие у недействующего юридического задолженности по обязательным платежам в бюджеты РФ.

Исходя из справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (форма №39-1) за данной организацией числится задолженность по обязательным платежам в бюджеты РФ.

Учитывая наличие задолженности по налогам и сборам за данным учреждением, процедура ликвидации такового затрагивает права и законные интересы государства, которое лишается возможности реализации права на изыскание неуплаченной задолженности.

Поэтому, Управление ФНС России по Иркутской области возражает относительно прекращения деятельности Первичной профсоюзной организации Акционерного общества «Востсибэлемент» Общественного объединения Всероссийского «Электропрофсоюза» в качестве юридического дина и исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц.

В возражениях на отзыв Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области Управление министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ за указало, что считает представленные доводы необоснованными и не соответствующими действующему законодательству.

Несоответствующим обстоятельствам дела является заявление Управления ФНС, что признание общественного объединения прекратившим свою деятельность регулируется статьями 62-65, пунктом 2 статьи 119 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 18, статьями 19-21 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в соответствии с которыми ликвидация юридического лица осуществляется по решению учредителей (участников) или органа, принявшего решение о ликвидации юридического лица, с назначением ликвидационной комиссии (ликвидатора) и устанавливающего порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами, а также устанавливающими порядок ликвидации фонда. Управлением ФНС не принято во внимание, что иск Управлением заявлен о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность, а не ликвидации фонда, а также то, что в соответствии с частью 4, 5 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность и об исключении его из ЕГРЮЛ. При этом, решение учредителей (участников) или органа о ликвидации юридического лица с назначением ликвидационной комиссии (ликвидатора) в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» не требуется.

Федеральным законом «Об общественных объединениях» какие-либо ограничения или условия как для обращения в суд уполномоченного органа или его территориального органа, так и для принятия судебного решения о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность и об исключении общественного объединения из ЕГРЮЛ не установлены. Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Ссылка Управления ФНС на пункт 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации не может быть принята во внимание, поскольку в данной ситуации применяется способ принудительной ликвидации юридического лица. Данная позиция отражена в информационном письме Президиума ВАС РФ от 05.12.1997 № 23 «О применении пунктов 2 и 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации», согласно которому «...Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, может быть предъявлено в суд государственным органом, которому предоставлено законом право на предъявление такого требования». Президиумом ВАС РФ разъяснено, что «...При рассмотрении указанных исков и оценке обоснованности заявленных требований необходимо выявлять наличие оснований для ликвидации соответствующего юридического лица, на которые ссылается истец. Исследования вопроса о финансовом положении ответчика по такого рода делам не требуется». В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, признаются безнадежными к взысканию.

После поступления указанных возражений представитель Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области Габова Т.Н., действующая на основании доверенности, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, указав, что в связи с отсутствием задолженности у Первичной профсоюзной организации Открытое акционерное общество «Востсибэлемент» Общественного объединения Всероссийского «Электропрофсоюза» по уплате налогов, сборов, а так же штрафных санкций не возражает против признания ее прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из ЕГРЮЛ.

     Суд, исследовав письменные материалы дела, давая оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

     Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ Первичная профсоюзная организация Открытое акционерное общество «Востсибэлемент» Общественного объединения Всероссийского «Электропрофсоюза» зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером . Место расположение юридического лица - <адрес>.

             В настоящее время общественная организация прекратила свою деятельность. В Едином государственном реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ внесена запись за государственным регистрационным номером о решении о ликвидации Первичной профсоюзной организации Открытое акционерное общество «Востсибэлемент» Общественного объединения Всероссийского «Электропрофсоюза», однако процедура ликвидации не завершена.

Из материалов дела следует, что данная профсоюзная организация ежегодно не информировала Управление Министерства юстиции Российской Федерации о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителе в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц, чем были нарушены требования ч.1 ст.29 Федерального закона «Об общественных объединениях».

Согласно ч.1 ст.29 Федерального закона «Об общественных объединениях» Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении.

В нарушение указанной нормы закона Первичная профсоюзная организация Открытое акционерное общество «Востсибэлемент» Общественного объединения Всероссийского «Электропрофсоюза» не предоставила информацию об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования.

      Данное обстоятельство представителем ответчика не отрицалось.

    Доказательств того, что представитель ответчика по своей инициативе подавал заявление о прекращении деятельности профсоюзной организации, не имеется.

     При таких обстоятельствах, требования истца о ликвидации ответчика и исключении его из государственного реестра юридических лиц суд находит подлежащими удовлетворению.

     В соответствии с п.1 ст.61 ГК РФ решение суда о ликвидации юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства другим лицам.

     На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

        Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области удовлетворить.

       Признать Первичную профсоюзную организацию Открытое акционерное общество «Востсибэлемент» Общественного объединения Всероссийского «Электропрофсоюза» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

        Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда в течение 10 дней со дня его объявления через Черемховский городской суд.

Судья