Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Чердынь ДД.ММ.ГГГГ Чердынский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Петровой Л.А., с участием старшего помощника прокурора Чердынского района Пауль Е.А., представителя администрации Чердынского городского поселения Захаровой Е.П., представителя заинтересованного лица ООО «Монолит» Макарова Н.А., при секретаре Поповой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Чердынского района о признании бездействия администрации Чердынского городского поселения незаконным и возложении обязанности по приведению участка автодороги по <адрес>, начиная от перекрестка <адрес> до перекрестка улиц <адрес>, в соответствие с требованиями действующего законодательства, У с т а н о в и л: Прокурор Чердынского района Пермского края обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации Чердынского городского поселения незаконным и возложении обязанности по приведению участка автодороги по <адрес>, начиная от перекрестка <адрес> до перекрестка улиц <адрес>, в соответствие с требованиями действующего законодательства, указав, что прокуратурой Чердынского района по обращению гражданки ФИО4 проведена проверка по факту соответствия дорожного покрытия на участке дороги по <адрес>, начиная с перекрестка улиц <адрес> до перекрестка улиц <адрес> требованиям ГОСТА по безопасности дорожного движения. ДД.ММ.ГГГГ от жителей <адрес>, проживающих на <адрес> в администрацию Чердынского муниципального района поступило ходатайство о проведении ремонтных работ проезжей части дороги, проходящей по <адрес>). ДД.ММ.ГГГГ администрацией Чердынского городского поселения был заключен договор № с ФИО12 в соответствии с которым подрядчиком были выполнены работы по засыпке выбоин и ям на проезжей части дороги, проходящей по <адрес>) <адрес>. Согласно акта № от ДД.ММ.ГГГГ заказчиком - Чердынской городской Управой работы по засыпке проезжей части дороги на <адрес> <адрес>, были приняты в полном объеме. ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района от граждан ФИО4, ФИО5, проживающих на <адрес>, поступило письменное обращение по факту того, что дорога, начиная от перекрестка улиц <адрес> смещена к четной стороне улицы <адрес> По результатам прокурорской проверки на имя городского управляющего Чердынской городской Управы ФИО8 было внесено предостережение о недопустимости нарушения закона. В связи с зимним периодом времени комиссией по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству было принято решение проверить состояние дороги по <адрес> в конце ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ по требованию прокурора от ДД.ММ.ГГГГ №, начальником АУ «Городского жилищно-коммунального хозяйства» ФИО7 совместно с инспектором дорожного движения ГИБДД старшим лейтенантом ФИО13. было проведено внеплановое обследование участка дороги по <адрес> <адрес>), начиная от перекрестка улиц <адрес> до перекрестка улиц <адрес>. В ходе обследования был составлен акт и схема участка дороги. По результатам обследования было установлено, что участок дороги, отсыпанный камнем, смещен к четной стороне домов. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района на имя городского Управляющего Чердынской городской Управы ФИО8 было внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере содержания дорог местного значения в границах поселений с требованием о приведении участка дороги по <адрес> <адрес>), начиная с перекрестка улиц <адрес> до перекрестка улиц <адрес>, в соответствие с действующим законодательством. Однако данное представление оставлено без внимания. Засыпка камнем данного участка дороги была произведена в нарушение Генерального плана <адрес>, то есть не по месту прохождения дорожного полотна, а рядом с основной дорогой, ближе к четной стороне домов <адрес>. В результате не выполнения требований надзорных органов, со стороны должностных лиц администрации Чердынского городского поселения, участок дороги по <адрес>) <адрес>, начиная с перекрестка улиц <адрес> до перекрестка улиц <адрес>, не соответствует требованиям строительных правил и норм, градостроительного законодательства, что в свою очередь создает угрозу для жизни и здоровья участников дорожного движения, то есть неопределенного круга лица. В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал и дополнительно пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ на спорном участке дороги были произведены ремонтные работы <данные изъяты> которые были приняты в полном объеме, соответственно ответственность лежит на администрации городского поселения. Также согласно ФЗ № 131-ФЗ «О местном самоуправлении…» ответственность и обязанность за содержание дорог лежит на администрации городского поселения. Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал и пояснил, что согласно депутатского запроса жители данной улицы попросили привести улицу в порядок, было решено сделать подсыпку дороги. На данном участке улицы дорога абсолютно не пригодна ни для проезда автотранспорта, ни для перехода жителей в осенне-весенний период. <данные изъяты> был сделан ямочный ремонт, подсыпка, так как действительно на этом участке было большое количество ям различной глубины, произвели засыпку по тому полотну, которое было ранее. Гражданка ФИО4 проживает у своего брата, в <адрес>. ФИО4 пояснила, что у нее возникли проблемы с уборкой снега, то есть у нее на 1 м увеличилось расстояние до дороги. Однако администрация поселения не прокладывала новую дорогу, не проводила ремонт, произвела только подсыпку камнем существующего полотна, потому что денежных средств у Чердынского городского поселения практически нет. Бюджет поселения утверждается Думой Чердынского городского поселения, денег на содержание дорог не хватает. У администрации поселения нет денег, чтобы выполнить твердое покрытие на этом участке дороги, поскольку нужно несколько миллионов для выполнения такой работы. В настоящее время данная задача не решаема. Представитель <данные изъяты> в судебном заседании пояснил, что с администрацией Чердынского городского поселения был заключен договор по засыпке участка дороги камнем, а не по ремонту. Свои обязательства <данные изъяты> выполнило в полном объеме. Свидетели ФИО6, ФИО7 пояснили, что проводили обследование спорного участка дороги после засыпки ям. Произвели замеры и установили, что дорожное полотно смещено к четной стороне домов, отсыпка произведена по тому направлению, где накатана дорога. Оценив пояснения сторон, заслушав показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. По распоряжению исполнительного комитета Пермского областного Совета народных депутатов №-р от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Генеральный план <адрес>, совмещенный с проектом детальной планировки, который является действующим и по настоящее время. В соответствии с п. 2 указанного распоряжения на Чердынский райисполком возложена обязанность размещать все виды строительства (в том числе и дорожного) и использовать земли в полном соответствии с утвержденным Генеральным планом. Постоянно работать над улучшением качества строительства. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.5 ч.1 ст.6 Устава Чердынского городского поселения к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.п. 1, 2, 6, 11, 12 ст. 13 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: - осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; - разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; - осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; - утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; - осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местной самоуправления. В соответствии с ч. 6 Генерального плана <адрес>) относиться к магистральной улице. В соответствии с поперечником № Приложения № генерального плана <адрес>, существующий профиль <адрес> <адрес>) выглядит следующим образом: ширина проезжей части дороги 7 м, расстояние от края проезжей части дороги до западной линии застройки 9 м, расстояние от края проезжей части дороги до восточной линии застройки 10 м. Согласно Генерального плана <адрес>, проектируемый профиль <адрес>) на расчетный срок, должен был быть приведен в соответствии с требованиями строительных правил и норм к следующим параметрам: ширина проезжей части дороги 9 м, расстояние от края проезжей части дороги до западной линии застройки 8,5 м, расстояние от края проезжей части дороги до восточной линии застройки 8,5 м. В соответствии с разделом 14.3 корректировки Генерального плана <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ улично-дорожная сеть <адрес> представляет собой прямоугольную схему магистралей, улиц и проездов. <адрес> <адрес>) является одной из основных магистральных улиц <адрес> общественного значения. Средняя ширина улицы составляет 25 м. Кроме того, согласно таблицы 14-4 данного раздела улица <адрес> по всей протяженности через город, согласно существующего положения, классифицируется, как с твердым покрытием. В соответствии с п. 6.17 СНиП 2.07.01-89*, расчетные параметры улиц и дорог городов следует принимать по таблице 8* санитарных правил и норм, из которой следует, что ширина полосы движения магистральных улиц районного значения должна быть 3,5 м. В соответствии с п. 1, п.п. 3.1.1., 3.1.6., 4.1., 4.1.5., 4.4. - 4.4.3 Государственного стандарта РФ (ГОСТ Р 50597 - 93) «Автомобильные дороги и улицы» в разделе «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а так же улицы и дороги городов и других населенных пунктов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения. Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств, с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. В соответствии со ст. 14 ФЗ от 08.11.2007 г. № 257- ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ. В соответствии с п. 3 ст. 15 ФЗ № 257-ФЗ, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. В соответствии с ч. 1, 4 ст. 18 ФЗ № 257-ФЗ, ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей. В случае ремонта автомобильных дорог владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках такого ремонта и возможных путях объезда. Согласно акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ дорога в районе <адрес> смещена к четной стороне дороги; ширина улицы составляет от 6,3 м до 7,7 м, что не соответствует п.6.17 СНиП 2.07.01-89* и ст.14.3 Генерального плана <адрес>. Администрация Чердынского городского поселения, нарушая требования Федерального законодательства, затрагивает интересы Российской Федерации, так как согласно п. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которой нарушены права и свободы гражданина и созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. Таким образом, обеспечение надлежащего состояния дорожного покрытия на участке дороги <адрес>, начиная от перекрестка <адрес> до перекрестка улиц <адрес>, возлагается на органы местного самоуправления. Однако суд также учитывает, что в соответствии с ч.1,3 ст.34 ФЗ РФ от 08.11.2007 года № 257 ФЗ «Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления». При этом в соответствии с п.4 ст.63 Устава муниципального образования «Чердынское городское поселение» бюджет поселения утверждается решением Думы в соответствии с требованиями Бюджетного Кодекса Российской Федерации, федеральных законов, законов Пермского края. Согласно справки администрации Чердынского городского поселения Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ на содержание дорог в границах поселения на 2009 год было выделено 800000 рублей, в том числе, на расчистку дорог от снега 546600 рублей, 253400 рублей на содержание дорог. Согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ на засыпку данного участка дороги было потрачено 99854 рубля 88 копеек. Имея такие средства на годовое содержание всех дорог <адрес>, выполнить ремонт на спорном участке дороги в соответствие с Генеральным планом <адрес>, то есть с твердым покрытием (асфальтобетон), невозможно. Каких-либо данных, свидетельствующих о возможности выполнения ответчиком обязанности по содержанию дороги, согласно Генерального плана <адрес>, прокурором не представлено. Руководствуясь ст.ст. 194, 198, ГПК РФ суд Р е ш и л: Исковые требования прокурора Чердынского района удовлетворить частично. Признать бездействие администрации Чердынского городского поселения по приведению участка автодороги по <адрес>, начиная от перекрестка <адрес> до перекрестка улиц <адрес>, в соответствие с требованиями действующего законодательства, незаконным. Обязать администрацию Чердынского городского поселения привести участок автодороги по <адрес>, начиная от перекрестка <адрес> до перекрестка улиц <адрес> в соответствие с действующим законодательством, требованиями строительных правил и норм, градостроительным законодательством. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чердынский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения в окончательной форме. Судья Чердынского районного суда: Л.А. Петрова