о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования



Дело № 2-266/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Чердынь

Чердынский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Пьянкова Л.А.

при секретаре Чугайновой Н.Б.

с участием прокурора Балабановой О.В.

представителя ответчика Бурмакиной И.С.

представителя третьего лица Воробьевой Ю.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чердынского района к администрации Чердынского муниципального района о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Чердынский муниципальный район» по созданию и организации деятельности на территории муниципального образования Единой дежурно-диспетчерской службы, незаконным, возложении обязанности в месячный срок после вступления решения суда в законную силу создать и организовать деятельность на территории муниципального образования Единой дежурно-диспетчерской службы в соответствии с действующим законодательством,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Чердынского района предъявил иск к администрации Чердынского муниципального района о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Чердынский муниципальный район» в обоснование иска пояснил, что в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 указанного Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 53 Устава муниципального образования «Чердынский муниципальный район» администрация муниципального района осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения.

В соответствии с п. «з» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

В соответствии с п. 10 вышеуказанного Положения постоянно действующими органами управления единой системы на муниципальном уровне являются органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления.

В соответствии с п. 7 Положения о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 20.10.2006 N 52-п, на муниципальном уровне органами повседневного управления территориальной подсистемы Пермского края являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований Пермского края. Финансовое обеспечение функционирования таких служб осуществляется за счет средств местного бюджета.

Указанная норма также установлена п. 11 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 894 "Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб" с 01.01.2008 года на всей территории Российской Федерации назначен номер "112" в качестве единого номера вызова экстренных оперативных служб, в которые входят Служба пожарной охраны, Служба реагирования в чрезвычайных ситуациях, Служба милиции, Служба скорой медицинской помощи, Аварийная служба газовой сети, Служба "Антитеррор".

Из указанного числа экстренных служб на территории Чердынского муниципального района осуществляют деятельность Государственное краевое учреждение «1-й отряд противопожарной службы Пермского края» с дислокацией в <адрес>, ОВД по Чердынскому муниципальному району, скорая помощь ММУ «Чердынская центральная районная больница», скорая помощь ММУ «Керчевская участковая больница».

В нарушение вышеизложенных требований федерального и регионального законодательства, администрацией муниципального образования «Чердынский муниципальный район» мер направленных на создание и организацию деятельности Единой дежурно-диспетчерской службы в Чердынском муниципальном районе не принимает, что создает угрозу безопасности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Чердынского муниципального района в связи с возможными чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Главным Управлением МЧС России по Пермскому краю в адрес главы администрации муниципального образования «Чердынский муниципальный район» направлены письма с указанием исполнения законодательства по созданию на муниципальном уровне Единой дежурно-диспетчерской службы в Чердынском муниципальном районе (письма от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ).

Из ответа главы администрации муниципального образования «Чердынский муниципальный район (письмо от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что Единая дежурно-диспетчерская служба в Чердынском муниципальном районе не создана в связи с отсутствием финансовых средств.

Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Чердынский муниципальный район», по созданию и организации деятельности на территории муниципального образования Единой дежурно-диспетчерской службы, и возложить обязанность в месячный срок после вступления решения суда в законную силу создать и организовать деятельность на территории муниципального образования Единой дежурно-диспетчерской службы в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, пояснив, что поскольку ЕДДС в Чердынском районе не функционирует, то соответственно администрация достаточных мер для ее создания не принимает.

Представитель администрации МО «Чердынский муниципальный район» обоснованность требований не признал на том основании, что постановлением главы местного самоуправления Чердынского района от ДД.ММ.ГГГГ «О создании и порядке действия единой дежурно-диспетчерской службы 01 (ЕДДС-01) Чердынского муниципального района» утверждены состав и Положение о ЕДДС-01. Комитету имущественных отношений выделены денежные средства на приобретение оборудования для ЕДДС-01. В декабре 2006г. указанное имущество приобретено в муниципальную собственность. В бюджете района на 2011г. запланированы денежные средства на содержание ЕДДС-01.

Представитель ГУ МЧС России по Пермскому краю требования прокурора Чердынского района о признании бездействия администрации муниципального образования «Чердынский муниципальный район», по созданию и организации деятельности на территории муниципального образования Единой дежурно-диспечерской службы, незаконными поддержал.

Оценив пояснения сторон и исследовав представленные документы суд считает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Согласно п.п. «г, з» п.2 ст. 11 ФЗ РФ «Органы местного самоуправления самостоятельно: осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций».

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 утверждено Положение определяющее порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), далее именуемой единой системой. Указанным Положением предусмотрена организация функциональных и территориальных подсистем, действующих на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

В соответствии с п. 11 Положения «Органами повседневного управления единой системы являются:

на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований».

Постановлением Правительства Пермского края от 20.10.2006 N 52-п утверждено «Положения о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Пермского края".

В соответствии с п. 7 Положения «Органами повседневного управления территориальной подсистемы Пермского края являются:

на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований Пермского края».

Учитывая самостоятельность органов местного самоуправления в вопросах финансирования и создания постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, указанные нормативные правовые акты Правительства РФ и Правительства Пермского края не содержат положений обязывающих органы местного самоуправления создавать единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований и не устанавливают сроков создания. В отсутствие норм обязывающих органы местного самоуправления совершать определенные действия по созданию ЕДДС, соответствующее бездействие не может быть незаконным.

Кроме того, как следует из письма начальника Главного управления МЧС России по Пермскому краю, создание ЕДДС в муниципальном районе подтверждается распорядительными документами главы муниципального образования и выделением необходимого финансирования для эффективной работы ЕДДС. Распорядительный документ о создании ЕДДС в Чердынском районе издан ДД.ММ.ГГГГ, утверждено положение о ЕДДС. На момент рассмотрения дела в суде в муниципальной собственности закреплено недвижимое и движимое имущество, предназначенное для функционирования ЕДДС (Постановление главы муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ ), которое передано в пользование 28 отряда ГПС МЧС РФ, принято решение о создании ЕДДС на базе ДДС ПЧ 28 ОГПС, в проект бюджета муниципального образования внесены расходные обязательства по финансированию ЕДДС. Какие именно действия по созданию ЕДДС ответчиком не совершены, по совершению которых ответчика следует обязать, прокурор в судебном заседании не пояснил. Таким образом, отсутствует так же фактическое бездействие.

Требования о возложении обязанности в месячный срок после вступления решения суда в законную силу создать и организовать деятельность на территории муниципального образования Единой дежурно-диспетчерской службы в соответствии с действующим законодательством не могут быть удовлетворены, поскольку деятельность ЕДДС может осуществляться только при надлежащем финансировании. Согласно ст. 34 Устава МО «Чердынский муниципальный район» «К исключительной компетенции Земского Собрания относится: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении». К компетенции администрации МО «Чердынский муниципальный район» относится составление проекта бюджета и отчета о его исполнении (ст. 53 Устава…). Таким образом, в отсутствие финансирования администрация не в состоянии обеспечить функционирование ЕДДС.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194, ст. 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований прокурора Чердынского района к администрации МО «Чердынский муниципальный район» о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Чердынский муниципальный район» по созданию и организации деятельности на территории муниципального образования Единой дежурно-диспетчерской службы, незаконным и возложении обязанности в месячный срок после вступления решения суда в законную силу создать и организовать деятельность на территории муниципального образования Единой дежурно-диспетчерской службы в соответствии с действующим законодательством отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме в Пермский краевой суд, через Чердынский районный суд.

Председательствующий: Л.А. Пьянков