о признании незаконными действий по снижению размера назначенной пенсии по случаю потери кормильца



Дело № 2-53/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Чердынь

Чердынский районный суд Пермского края в составе:

Председательствующего судьи Пьянкова Л.А.

при секретаре Чугайновой Н.Б.

с участием истца Власовой Н.В.

представителя ответчика Антоновой М.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Власовой Надежды Владимировны к Управлению пенсионного фонда РФ по Чердынскому району о признании незаконными действий по снижению размера назначенной пенсии по случаю потери кормильца и взыскании недоначисленной пенсии в сумме <данные изъяты>

установил:

Власов Н.В. обратилась в суд с иском, пояснив, что является вдовой ликвидатора последствий аварии на Чернобыльской АЭС ФИО2, получившего заболевание при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с аварией на ЧАЭСи имеет право на получение пенсии по ст. 15 ФЗ РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». В назначении указанной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. ей было отказано, назначена пенсия по ст. 17 того же закона, размер которой ниже. Отказ мотивирован тем, что ею не было представлено экспертное заключение, подтверждающее причинную связь смерти мужа с исполнением обязанностей военной службы. При этом ДД.ММ.ГГГГ ею было представлено в Управление ПФ РФ по Чердынскому району. Экспертное заключение о причинной связи смерти мужа с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. На основании которого она получала пенсию с ДД.ММ.ГГГГ по ст. 15 ФЗ РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Считает действия ответчика непоследовательными и незаконными поскольку никаких новых документов она не представляла, хотя с ДД.ММ.ГГГГ получала пенсию по ст. 15 Закона. Просит признать действия ответчика по снижению размера назначенной пенсии незаконными и взыскать с него недоначисленную пенсию в размере <данные изъяты>

Ответчик заявленные требования не признал, пояснив, что в Власова Надежда Владимировна ДД.ММ.ГГГГ рождения обратилась в Управление ПФР ДД.ММ.ГГГГ за назначением пенсии по случаю потери кормильца за умершего мужа, ФИО2, являвшегося инвалидом вследствие заболевания, полученного при выполнении иных обязанностей военной службы, связанных с катастрофой на ЧАЭС.

При обращении были представлены следующие документы:

- копия свидетельства о смерти ФИО2;

- копия свидетельства о заключении брака с ФИО2

В пенсионном деле ФИО2 имеется копия удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году от ДД.ММ.ГГГГ, выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2004 № 5434195, с указанием причины инвалидности: «заболевание, полученное при выполнении иных обязанностей военной службы, связанных с катастрофой на ЧАЭС».

На основании указанных документов заявительнице с ДД.ММ.ГГГГ была назначена пенсия, предусмотренная пп. 11 ст. 10 Закона № 166-ФЗ в размере, определенном нормой п. 3 ст. 17 Закона № 166 в сумме 1552,63 руб. и выплачивалась по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Власова Н.В. обратилась в Управление ПФР с заявлением о перерасчете пенсии по государственному пенсионному обеспечению на основании изменения причины смерти умершего кормильца и представила копию решения экспертного совета от ДД.ММ.ГГГГ , вынесшего заключение о причинной связи смерти ФИО2 с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

С ДД.ММ.ГГГГ на основании представленных документов размер пенсии установлен в соответствии с пп. 1 п. 4 ст. 15 Закона № 166-ФЗ, как члену семьи военнослужащего, умершего вследствие военной травмы, в сумме 4680,00 руб. и выплачивалась по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Власова Н.В. обратилась в Управление ПФР с заявлением "о назначении второй пенсии - трудовой пенсии по старости.

Граждане, имеющие право на одновременное получение двух пенсий, перечислены в п. 3 ст. 3 Закона № 166-ФЗ.

В соответствии с пп. 4 п. 3 ст. 3 Закона № 166-ФЗ, вдовы военнослужащих, которым назначена пенсия в размере, определенном пунктом 4 статьи 15 указанного закона, имеют право на получение одновременно двух пенсий при условии гибели военнослужащего вследствие военной травмы в период прохождения военной службы по призыву.

Следовательно, для продолжения выплаты пенсии в размере, определенном п. 4 ст. 15 Закона № 166-ФЗ и одновременной выплаты трудовой пенсии по старости, не было оснований.

В соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 3 Закона № 166-ФЗ право на получение одновременно двух пенсий предоставляется супруге умершего кормильца -инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой. Ей может быть установлена пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п. 3 ст. 17 Закона № 166-ФЗ и трудовая пенсия по старости.

Поэтому с ДД.ММ.ГГГГ Власовой Н.В. выплачивались две пенсии - трудовая пенсия по старости и пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п."З ст. 17 Закона № 166-ФЗ.

В августе 2010 года Власова Н.В. обратилась за консультацией о праве на выплату пенсии по случаю потери кормильца в размере, установленном ст. 15 Закона № 166-ФЗ для членов семей военнослужащих.

Для получения консультации пенсионное дело заявительницы было направлено в вышестоящую организацию - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Пермскому краю.

Управлением ПФР был получен письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ за исх. , где содержались следующие разъяснения.

Так, пунктом 3 статьи 29 Закона № 1244-1 предусмотрено, что пенсия по случаю потери кормильца членам семей участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов. Размер пенсии определяется по нормам военной травмы. Круг лиц, имеющих право на пенсию, отличается от тех, кто поименован в пп. 11 п. 1 ст. 10 Закона № 166-ФЗ. При этом условия и порядок назначения пенсии по случаю потери кормильца вследствие военной травмы определяются в соответствии со статьями 8 и 15 данного закона.

Нетрудоспособным членам семьи военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы назначается при условии установления причинной связи смерти кормильца с военной травмой. Указанная причина смерти подтверждается заключением медико-социальной экспертизы на основании решения межведомственного экспертного совета (пункты 32 и 33 Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 16 и Пенсионного фонда Российской Федерации № 19па от 27.02.2002 «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее -Перечень).

Муж Власовой Н.В. являлся инвалидом вследствие заболевания, полученного при выполнении иных обязанностей военной службы, связанных с катастрофой на ЧАЭС. Решением экспертного совета от ДД.ММ.ГГГГ № 20-2/135-1 причина смерти ФИО2 связана с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. При наличии заключения медико-социальной экспертизы о связи его смерти с военной травмой возможен перерасчет размера пенсии по случаю потери кормильца со сроков, предусмотренных ст. 22 Закона № 166-ФЗ.

Специалистами Управления ПФР были даны разъяснения Власовой Н.В. о необходимости представления заключения медико-социальной экспертизы о причине смерти вследствие военной травмы.

После обращения Власовой Н.В. за консультацией в августе 2010 года проверены документы пенсионного дела и установлено, что назначение пенсии в размере, определенном п. 4 ст. 15 Закона № 166-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ было ошибочным, т.к. отсутствовал необходимый документ - заключение медико-социальной экспертизы на основании решения межведомственного экспертного совета, предусмотренный п. 32 Перечня, устанавливающий причинную связь смерти кормильца с военной травмой.

При отсутствии указанного документа заявительница имела право на выплату пенсии по случаю потери кормильца в размере, определенном п. 3 ст. 17 Закона № 166-ФЗ.

Переплата пенсии по случаю потери кормильца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ поставлена на забалансовый учет.

ДД.ММ.ГГГГ Власова Н.В. обратилась в Управление ПФР с заявлением о перерасчете пенсии по случаю потери кормильца и представила заключение экспертного состава ФГУ «Главное бюро МСЭ по Пермскому краю» от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающего причинную связь смерти ФИО2 с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связанной с аварией на ЧАЭС.

В соответствии со ст. 22 Закона № 166-ФЗ был сделан перерасчет пенсии по случаю потери кормильца вследствие военной травмы по п. 4 ст. 15 Закона № 166-ФЗ, с ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 2 статьи 23 Закона № 166-ФЗ установлено, что перерасчет размера пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин обратился за перерасчетом размера пенсии.

В пенсионном деле Власовой Н.В. не было необходимого документа, подтверждающего причинную связь смерти ФИО2 с военной травмой. Такой документ был выдан только ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, для выплаты сумм пенсии по случаю потери кормильца за прошлое время в размере, определенном п. 4 ст. 15 Закона № 166-ФЗ, нет оснований.

В судебном заседании истец требования поддержала, пояснив, что ею были представлены все необходимые, по смыслу законодательства, документы и в предоставлении решения экспертного совета от ДД.ММ.ГГГГ не было необходимости, поскольку связь смерти мужа с заболеванием, полученным в период прохождения военной службы, в полной мере подтверждается пенсионным удостоверением и заключением медико-социальной экспертизы о причинах инвалидности. Достаточность указанных документов установлена п.п. 2 п.4 ст. 15 ФЗ РФ № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что возражения против требований основаны на тех же положениях законодательства, на которые ссылается истец, поскольку они устанавливают необходимость подтверждения причинной связи со смертью кормильца. Пенсия истцу была назначена после предоставления документа, подтверждающего такую причинную связь.

Оценив пояснения сторон и представленные документы, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Как следует из пояснений сторон на момент судебного разбирательства спора о праве на назначение пенсии в порядке и размерах установленных п.4 ст. 15 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", при наличии двух назначенных пенсий, между сторонами нет. Поэтому суд не оценивает доводы истца, изложенные в заявлении, подтверждающие такое право.

Так же между сторонами нет спора о фактических обстоятельствах, касающихся даты и перечня документов, представленных истцом в целях назначения пенсии. Истцом не оспаривается так же зависимость момента возникновения права на получение пенсии от даты подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Фактически между сторонами имеется спор по вопросу о достаточности необходимых для назначения пенсии документов, представленных истцом на момент подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ, когда пенсия была назначена в размере, предусмотренном п.4 ст. 15 и обоснованности ее перерасчета с ДД.ММ.ГГГГ до размера, предусмотренного п.3 ст. 17 Закона, по ДД.ММ.ГГГГ, когда пенсия по случаю потери кормильца была вновь назначена в размере, предусмотренном п.4 ст. 15 Закона № 166-ФЗ.

Из справки МСЭ-2004 №5434195 следует, что ФИО2 являлся инвалидом 2-й группы вследствие заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей в/службы, связанного с катастрофой на ЧАЭС.

В соответствии с абз. 2 п.п. 2 п.4 ст. 15 ФЗ РФ № 166-ФЗ «Потерей кормильца вследствие заболевания, полученного в период военной службы, считается его смерть, наступившая вследствие причин, указанных в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи». Таковыми причинами в абз.4 п.п. 2 п. 2 ст. 15 ФЗ РФ № 166-ФЗ указаны: увечье, полученное в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевание, не связанное с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей). По смыслу указанных норм, для решения вопроса о назначении пенсии необходимо было представить доказательства причин именно смерти кормильца.

На момент подачи заявления о назначении пенсии по случаю потери кормильца ДД.ММ.ГГГГ истцом было представлено решение Санкт-Пербургского регионального межведомственного экспертного совета от ДД.ММ.ГГГГ № 20-2/135-1, об установлении причинной связи смерти ФИО2 с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствии аварии на Чернобыльской АЭС. Указанное решение не подтверждало причинную связь наступившей смерти ФИО2 с исполнением обязанностей военной службы.

Согласно п.2 ст. 24 Закона № 166-ФЗ «Перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации».

Постановлением Минтруда РФ N 16, ПФ РФ N 19па от 27.02.2002 "Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент подачи заявления) в п. 32, 33 предусматривается, что: «Причинная связь смерти бывших военнослужащих с ранением, контузией, увечьем или заболеванием, полученным в период прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, подтверждается заключением учреждения Государственной службы медико - социальной экспертизы.

Причинная связь смерти лица с катастрофой на Чернобыльской АЭС и с другими радиационными или техногенными катастрофами подтверждается заключением учреждения Государственной службы медико - социальной экспертизы»

Согласно п.1 ст. 22 Закона № 166-ФЗ «Назначение пенсии, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой производятся по заявлению гражданина».

Таким образом, для назначения пенсии определенного размера необходимо заявление гражданина и все документы, подтверждающие право на назначение именно требуемой пенсии. Как уже указывалось, представленное истцом при обращении в ПФ РФ с заявлением о назначении пенсии, решение Санкт-Пербургского регионального межведомственного экспертного совета от ДД.ММ.ГГГГ не подтверждало причинную связь смерти кормильца с заболеванием, полученным в период прохождения им военной службы. Справка МСЭ-2004 связывала инвалидность, но смерть кормильца с заболеванием, полученным в период прохождения им военной службы. Вместе с тем указанные документы, а так же данные военного билета о том, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 30-ти километровой зоне, заверенные в/ч 44332, в совокупности в достаточной степени подтверждали наличие причинной связи его смерти именно с заболеванием, полученным в период прохождения военной службы по призыву. Соответствующее заключение главного бюро МСЭ по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ было представлено истцом ДД.ММ.ГГГГ

Суд считает, что действия ответчика по снижению истцу размера пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являются незаконными, поскольку право на назначение пенсии по п.4 ст. 15 ФЗ РФ № 166-ФЗ истца имелось на момент подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ При этом, в связи с обнаружившимся фактом недостаточности документов, подтверждающих в полной мере такое право, ответчику следовало воспользоваться положениями п.3 ст. 19 ФЗ РФ от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ), согласно которому: «В случае, если в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования отсутствуют необходимые для назначения трудовой пенсии сведения и (или) к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии) или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления». Как следует из пояснений представителя ответчика, после обнаружения факта недостаточности документов ответчик не информировал об этом истца и не предоставлял ему возможности устранить эту недостаточность.

Правильность расчета недоначисленной пенсии в общей сумме 34146р. 30к. ответчик не оспаривает.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194, 199 ГПК РФ суд

решил:

Исковые требования Власовой Надежды Владимировны удовлетворить.

Признать незаконными действия Управления Пенсионного Фонда РФ по Чердынскому району по перерасчету и снижению размера ранее назначенной Власовой Надежде Владимировне пенсии по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Управления Пенсионного Фонда РФ по Чердынскому району выплатить Власовой Надежде Владимировне недоначисленную пенсию по случаю потери кормильца в сумме <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме в Пермский краевой суд, через Чердынский районный суд.

Председательствующий судья: Л.А. Пьянков