Дело № 2-44/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ г. Чердынь Чердынский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Пьянкова Л.А., при секретаре Чугайновой Н.Б., с участием старшего помощника прокурора Чердынского района Пауль Е.А., представителя администрации Чердынского района Бурмакиной И.С. рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чердыни гражданское дело по иску Володиной Оксаны Александровны к Правительству Пермского края, администрации Чердынского муниципального района, администрации Рябининского сельского поселения Чердынского района Пермского края о предоставлении жилого помещения, У с т а н о в и л: Прокурор Чердынского района обратился в суд с иском в интересах Володиной О.А. к Правительству Пермского края, администрации Чердынского муниципального района, администрации Чердынского городского поселения о предоставлении жилого помещения с требованиями о возложении обязанности предоставить истцу во внеочередном порядке жилое помещение не ниже установленной нормы предоставления жилья. В обоснование заявленных требований указал, что в связи со смертью родителей истца, Володина О.А. обладает статусом лица из числа детей-сирот и имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением. Сведений о закреплении жилого помещения за Володиной О.А. в органах опеки и попечительства и органах местного самоуправления, не имеется. В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, средства, предусмотренные на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, выделяются муниципальным районам, городским округам из краевого бюджета. До настоящего времени жилое помещение Володиной О.А. не представлено. Бездействием ответчиков нарушаются ее права на внеочередное получение жилого помещения из муниципального жилого фонда. Просит обязать Правительство Пермского края произвести перевод необходимых денежных средств для приобретения органом местного самоуправления жилого помещения и предоставления его по договору социального найма Володиной Оксане Александровне. Обязать администрацию Чердынского муниципального района Пермского края за счет средств, перечисленных Правительством Пермского края приобрести жилое помещение и предоставить его вне очереди Володиной О.А. Обязать администрацию Рябининского сельского поселения предоставить вне очереди жилое помещение Володиной О.А. на условиях договора социального найма. В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме. В судебное заседание истец не явилась, поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представитель администрации Рябининского сельского поселения Чердынского района Пермского края в судебное заседание не явился, поступило ходатайство о рассмотрении дела без их участия. Представитель Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. По существу требований пояснил, что Федеральный закон № 159-ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди одновременно с тремя условиями: 1) наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; 2) отсутствие закрепленного жилого помещения; 3) окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статус каждой из указанных категорий определен в Федеральном законе № 159-ФЗ, содержащем специальные нормы, регулирующие предоставление гарантий социальной защиты рассматриваемых категорий граждан). Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, т.е. тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет. Также ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 1939-419) установлена гарантия обеспечения жилой площадью именно этих категорий граждан. В силу ст.ст. 5, 8 Федерального закона № 159-ФЗ финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 4 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 184-ФЗ) по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, не допускается. Таким образом, определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ - исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ. В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст. 6 Закона №1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22.06.2000 № 170 и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п. В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее - Закон № 2621-580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580). Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам. Согласно Постановлению Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п перечисление субсидий из федерального бюджета местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Согласно распоряжению Правительства Пермского края от 14.12.2010 № 247-рп «О распределении средств бюджета Пермского края, субсидий из федерального бюджета, предусмотренных в 2010 году на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Министерству жилищно-коммунального хозяйства Пермского края поручено произвести финансирование расходов на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с настоящим распоряжением Чердынскому муниципальному району выделено 346,9 тыс. руб. Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края рекомендовано обеспечить своевременное расходование выделенных средств, и предоставить отчет об их использовании в установленном порядке. 2. Так, из искового заявления следует, что Володина О.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации Пянтежского сельсовета Чердынского района Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ №, Володина О.А. поставлена на льготную очередь для получения жилья. В адрес Правительства не представлены данные Володиной О.А., ее родителей, подтверждающие факт отсутствия у них жилых помещений на праве собственности или пользования (отсутствуют справки из БТИ, УФРС, ЦТИ). В материалах дела имеются данные, согласно которых Володина О.А. проживает по адресу: <адрес>. Федеральный закон № 159-ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди, при условии отсутствия закрепленного жилого помещения за лицами из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Если жилое помещение становится непригодным для проживания либо жилищные условия становится неудовлетворительными, лицо не лишено возможности обратиться с вопросом о предоставлении жилья по иным основаниям, не связанным с реализацией мер по социальной поддержке детей, оставшихся без попечения родителей. В таком случае, при наличии права собственности или пользования жилым помещением Володина О.А. не имеет права на обеспечение жилой площадью. Полагает, что у Володиной О.А. не возникло право на обеспечение ее жилым помещением по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Представитель администрации Чердынского муниципального района в судебном заседании иск не признал, пояснив, что Володина О.А. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ, под №. Соответствующий список направляется в органы исполнительной власти Пермского края ежегодно. Деньги на обеспечение жилыми помещениями указанных нуждающихся граждан поступают в бюджет Чердынского района в количестве, достаточном для удовлетворения потребностей 2-3-х граждан, поэтому обеспечение жилыми помещениями производится в порядке очереди, согласно Списка. Оценив пояснения сторон и исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. В соответствии с ч. 1. ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Пунктом 2 ч. 2 т. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. На основании статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 г. № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора и Правительства Пермского края. В соответствии со свидетельством о рождении Володиной О.А., родившейся ДД.ММ.ГГГГ, ее родителями являются ФИО2 и ФИО3. В соответствии со свидетельством о смерти ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, в возрасте 14 лет Володина О.А. осталась без попечения родителей. Распоряжением главы местного самоуправления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ опекуном Володиной О.А. назначена ФИО8, так как родители истца умерли. Жилое помещение за Володиной О.А. не закреплялось. Из справки администрации Рябининского сельского поселения Чердынского района Пермского края следует, что на день смерти родителей истца, семья Володиных жилой площади не имела, в связи с чем было вынесено постановление о постановке на льготную очередь детей, оставшихся без попечения родителей. В период до 2010 г. Володина О.А. обучалась в краевом колледже предпринимательства. С учетом изложенного суд считает, что на момент возникновения обстоятельств оставления без попечения родителей истец не имел закрепленного жилого помещения. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л: Исковые требования удовлетворить. Возложить на администрацию Чердынского муниципального района, Пермского края обязанность за счет средств бюджета Пермского края, выделенных и предусмотренных на эти цели, предоставить Володиной Оксане Александровне во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм на одного человека. Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чердынский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения. Председательствующий Л.А. Пьянков