о предоставлении жилого помещения



Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Чердынь

Чердынский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Пьянкова Л.А.,

при секретаре Чугайновой Н.Б.,

с участием старшего помощника прокурора Чердынского района Пауль Е.А.,

представителя администрации Чердынского района Бурмакиной И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чердыни гражданское дело по иску Шилоносовой (Ищик) Анастасии Петровны к Правительству Пермского края, администрации Чердынского муниципального района, администрации Чердынского городского поселения о предоставлении жилого помещения,

У с т а н о в и л:

Прокурор Чердынского района обратился в суд с иском в интересах Шилоносовой (Ищик) А.П. к Правительству Пермского края, администрации Чердынского муниципального района, администрации Чердынского городского поселения о предоставлении жилого помещения с требованиями о возложении обязанности предоставить истцу во внеочередном порядке жилое помещение не ниже установленной нормы предоставления жилья. В обоснование заявленных требований указал, что в связи с лишением родительских прав родителей истца, Шилоносова (Ищик) А.П. обладает статусом лица из числа детей-сирот и имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением. Сведений о закреплении жилого помещения за Шилоносовой (Ищик) А.П. в органах опеки и попечительства и органах местного самоуправления, не имеется. Кроме того, <адрес>, в котором ранее проживала с родителями Шилоносова (Ищик) А.П. исключен из состава населенных пунктов, входящих в Чердынский муниципальный район. В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, средства, предусмотренные на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, выделяются муниципальным районам, городским округам из краевого бюджета. До настоящего времени жилое помещение Шилоносовой (Ищик) А.П. не представлено. Бездействием ответчиков нарушаются ее права на внеочередное получение жилого помещения из муниципального жилого фонда.

Просит обязать Правительство Пермского края произвести перевод необходимых денежных средств для приобретения органом местного самоуправления жилого помещения и предоставления его по договору социального найма Шилоносовой (Ищик) Анастасии Петровне. Обязать администрацию Чердынского муниципального района Пермского края за счет средств, перечисленных Правительством Пермского края приобрести жилое помещение и предоставить его вне очереди Шилоносовой (Ищик) А.П. Обязать администрацию Чердынского городского поселения предоставить вне очереди жилое помещение Шилоносовой (Ищик) Анастасии Петровне на условиях договора социального найма.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме.

В судебное заседание истец не явилась, поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель администрации Чердынского городского поселения Пермского края в судебное заседание не явился, поступило ходатайство о рассмотрении дела без их участия.

Представитель Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. По существу требований пояснил, что Федеральный закон № 159-ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди одновременно с тремя условиями:

1)        наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей;

2)        отсутствие закрепленного жилого помещения;

3)        окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статус каждой из указанных категорий определен в Федеральном законе № 159-ФЗ, содержащем специальные нормы, регулирующие предоставление гарантий социальной защиты рассматриваемых категорий граждан).

Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, т.е. тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет.

Также ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 1939-419) установлена гарантия обеспечения жилой площадью именно этих категорий граждан.

В силу ст.ст. 5, 8 Федерального закона № 159-ФЗ финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно п. 4 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 184-ФЗ) по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, не допускается.

Таким образом, определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ - исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ.

В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст. 6 Закона №1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22.06.2000 № 170 и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п.

В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее - Закон № 2621-580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580).

Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам.

Согласно Постановлению Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п перечисление субсидий из федерального бюджета местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета.

Согласно распоряжению Правительства Пермского края от 14.12.2010 № 247-рп «О распределении средств бюджета Пермского края, субсидий из федерального бюджета, предусмотренных в 2010 году на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Министерству жилищно-коммунального хозяйства Пермского края поручено произвести финансирование расходов на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с настоящим распоряжением Чердынскому муниципальному району выделено <данные изъяты>

Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края рекомендовано обеспечить своевременное расходование выделенных средств, и предоставить отчет об их использовании в установленном порядке.

2. Так, из искового заявления следует, что Шилоносова (Ищик) А.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из представленной МУ «служба заказчика ЖКУ <адрес>» справки следует, что Шилоносова А.П. поставлена на льготную очередь для получения жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ

В материалах дела отсутствует постановление, на основании которого она была поставлена на регистрационный учет для получения жилого помещения. При постановке на учет данный документ издается органом местного самоуправления в обязательном порядке.

В адрес Правительства не представлены данные Шилоносовой (Ищик) А.П., ее родителей, подтверждающие факт отсутствия у них жилых помещений на праве собственности или пользования (отсутствуют справки из БТИ, УФРС, ЦТИ).

Так в силу статьи 71 Семейного Кодекса Российской Федерации ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями, в том числе на получение наследства.

В таком случае, при наличии права собственности или пользования жилым помещением Шилоносова (Ищик) А.П. не имеет права на обеспечение жилой площадью.

Полагает, что у Шилоносовой (Ищик) А.П. не возникло право на обеспечение ее жилым помещением по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Представитель администрации Чердынского муниципального района в судебном заседании иск не признал, пояснив, что Шилоносова (Ищик) А.П. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ, под Соответствующий список направляется в органы исполнительной власти Пермского края ежегодно. Деньги на обеспечение жилыми помещениями указанных нуждающихся граждан поступают в бюджет Чердынского района в количестве, достаточном для удовлетворения потребностей 2-3-х граждан, поэтому обеспечение жилыми помещениями производится в порядке очереди, согласно Списка.            

Оценив пояснения сторон и исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч. 1. ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Пунктом 2 ч. 2 т. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

На основании статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 г. № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора и Правительства Пермского края.

В соответствии со свидетельством о рождении Ищик А.П., родившейся ДД.ММ.ГГГГ, ее родителями являются ФИО2 и ФИО3. Согласно свидетельства о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ Ищик А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения заключила брак с ФИО4. После заключения брака Ищик А.П. присвоена фамилия Шилоносова.

В соответствии с решением Ныробской постоянной сессии Чердынского районного суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 лишена родительских прав в отношении Ищик Анастасии Петровны. Из решения Ныробской постоянной сессии Чердынского районного суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 лишен родительских прав в отношении Ищик Анастасии Петровны. Таким образом, в возрасте 13 лет Шилоносова (Ищик) А.П. осталась без попечения родителей.

Постановлением и.о. главы администрации Чердынского района от ДД.ММ.ГГГГ Шилоносова (Ищик) А.П. определена в Чердынский детский дом, т.к. мать истца лишена родительских прав, а отец ФИО2 злоупотребляет спиртными напитками. Жилое помещение за Шилоносовой (Ищик) А.П. не закреплялось.

Из сообщения УФМС по Пермскому краю в Чердынском районе следует, что ФИО2 был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, без номера дома и квартиры, снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ в связи со смертью. ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в <адрес>, снята с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справке администрации Чердынского муниципального района, жилищный фонд <адрес> на балансе комитета имущественных отношений не числится.

В период ДД.ММ.ГГГГ Шилоносова (Ищик) А.П. обучалась в ГОУ НПО ПУ-49. С учетом изложенного суд считает, что на момент возникновения обстоятельств оставления без попечения родителей истец не имел закрепленного жилого помещения.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Возложить на администрацию Чердынского муниципального района, Пермского края обязанность за счет средств бюджета Пермского края, выделенных и предусмотренных на эти цели, предоставить Шилоносовой (Ищик) Анастасии Петровне во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм на одного человека.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чердынский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.

            Председательствующий Л.А. Пьянков