о признании акта органа местного самоуправления недействительным



Дело № 2-38/ 2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Чердынь ДД.ММ.ГГГГ

Чердынский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Акладской Е.В.

с участием старшего помощника прокурора Чердынского района Пауль Е.А.,

представителя администрации Чердынского муниципального района, муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детский оздоровительно образовательный центр «Колосок», Управления образования администрации Чердынского муниципального района Верещагина Н.А.,

при секретаре Мисюревой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Чердынского района о признании недействительным постановления администрации Чердынского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ «О ликвидации МАОУ ДОД ««Детский оздоровительно образовательный центр «Колосок»,

У с т а н о в и л:

Прокурор Чердынского района обратился в суд с заявлением о признании не действительным с момента издания постановления администрации Чердынского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ «О ликвидации МАОУ ДОД ««Детский оздоровительно образовательный центр «Колосок». В заявлении указал, что предметом деятельности автономного учреждения является организация оздоровления и отдыха детей в свободное от учебы время, основной целью деятельности является реализация мероприятий по разработке, внедрению и реализации оздоровительно-образовательных программ. Организация отдыха детей в каникулярное время относится к одному из вопросов местного значения муниципального района. Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учитывая тот факт, что на территории района ранее было ликвидировано МОУ «Рябининская санаторно-лесная школа», осуществляющая оздоровительно-образовательные программы для детей, нуждающихся в длительном лечении, в настоящее время в районе согласно устава оздоровление детей, в том числе и которые, нуждаются в длительном лечении может осуществлять МАОУ ДОД «ДООЦ «Колосок», в других образовательных учреждениях района функций по оздоровлению нет. Поэтому «Колосок» является единственным учреждением, имеющим право в соответствии с уставом осуществлять функции по оздоровлению детей. В соответствии с ч.1 ст.3, ст.11 Закона Пермского края от 2.04.2010 № 607-ПК «О передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий по организации оздоровления и отдыха детей», органы местного самоуправления осуществляют следующие государственные полномочия в сфере организации оздоровления и отдыха детей: организация оздоровления и отдыха детей (за исключением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей) в загородных детских оздоровительных лагерях. Согласно экспертного заключения и протокола заседания экспертной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, протокола судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ, решение принятое экспертной комиссией не объективно, поскольку основной причиной ликвидации это не исполнение требований контролирующих органов по устранению выявленных нарушений, с мотивацией об отсутствии финансирования. Таким образом, в случае ликвидации учреждения «Колосок» в районе не будет реализовываться в полной мере отдых детей в каникулярное время и в свободное от учебы время, а оздоровительно-образовательные программы в районе вообще не будут реализовываться, поскольку на территории района функция по реализации оздоровительно-образовательных программ возложена лишь только на «Колосок». В случае ликвидации учреждения будут нарушаться законные интересы неопределенного круга лиц, общества и государства в целом по реализации вышеуказанных полномочий по оздоровлению в загородных лагерях, не будет решаться вопрос местного значения по реализации оздоровительно-образовательных программ, что не может быть допустимым.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, дополнительно пояснил, что действия администрации незаконные, ликвидация учреждения – это умышленные, намеренные действия по уклонению от обязанности по устранению нарушений в соответствии с требованиями контролирующих органов, с целью уйти от ответственности. Ликвидация произведена, чтобы избавиться от проблем, не финансировать устранение нарушений требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства. Экспертное заключение не объективно, все члены комиссии – заинтересованные лица в исходе дела. На заседание не были приглашены представители родительского комитета, какие-либо специалисты, хотя данная проблема имеет общественный резонанс. В прокуратуру и администрацию района поступали коллективные обращения жителей, не согласных с ликвидацией.

Представитель ответчика требования не признал и пояснил, что на основании постановления администрации Чердынского муниципального района от 29.07.2010 № 216 «О создании муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования» путем изменения типа существующего муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования» на территории Чердынского района функционирует муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования». ДД.ММ.ГГГГ устав МАОУ «ЦДО» прошел государственную регистрацию. Цели, предмет и виды деятельности МАОУ «ЦДО» более расширены по сравнению с МАОУ «Колосок», в том числе имеется функция по оздоровлению детей. На основную часть видов деятельности МАОУ «ЦДО» имеет лицензию, тогда как у МАОУ «Колосок» вообще отсутствует какое-либо разрешение на ведение образовательной деятельности. На момент ликвидации МАОУ «Колосок» не имело программы круглогодичной работы учреждения, в зимний период не работало, а также остались неосвоенными выделенные денежные средства по программе «Новая школа» и не было выполнено в летний период ДД.ММ.ГГГГ муниципальное задание. С ДД.ММ.ГГГГ началась передача всего имущественного комплекса МАОУ «Колосок» в оперативное управление МАОУ «ЦДО». Постановлением администрации Чердынского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ МАОУ «ЦДО» включено в ведомственную программу «по приведению материально-технической базы образовательных учреждений Чердынского района в соответствие с требованиями надзорных органов и подготовке их к лицензированию в 2010-2012 г.г.». Программой предусмотрено выделить МАОУ «ЦДО» <данные изъяты> другие источники выделения финансовых средств образовательным учреждениям у муниципального района отсутствуют. Требования надзорных органов по приведению загородной базы в соответствие планирует выполнить МАОУ «ЦДО». Прокурором сделаны надуманные выводы и нарушен основной конституционный принцип (ч.1 ст.130 Конституции РФ) «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». Процедура принятия решения о ликвидации МАОУ «Колосок» была соблюдена, нарушений не допущено. Ликвидация учреждения произведена с целью оптимизации образовательной системы в Чердынском районе.

Свидетель ФИО4 пояснил, что работал заместителем директора МАОУ ДОД «ДООЦ «Колосок». Ликвидация незаконная, нет денег - подальше от проблем. Они составляли сметы, заявки, просили деньги для устранения нарушений требований пожарной безопасности и СЭС. Летом работали без лицензии. Ещё летом Тимохова сказала, сколько денег требуется, эту базу лучше ликвидировать, детей высылать в другие районы. Денег в районе нет и не будет. Базы не будет. В июне никто лагерь не откроет.

Исследовав представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, суд считает заявленные требования необоснованными и не подлежащим удовлетворению.

Постановлением администрации Чердынского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, в целях эффективного и рационального использования имущества и финансовых средств Чердынского муниципального района, принято решение о ликвидации муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный центр «Колосок».

При оспаривании ненормативного правового акта органа местного самоуправления суд рассматривает данное решение с позиции его законности, которое включает в себя, что при принятии оспариваемого решения должны быть соблюдены требования законности о процедуре его принятия (требования к форме акта) и требования о законности содержания акта, а также полномочия органа местного самоуправления на принятие подобного рода актов.

Согласно ст.19 Федерального закона от 3.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономное учреждение может быть ликвидировано по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано: по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

В силу пункта 4 статьи 34 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» ликвидация образовательного учреждения может осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке для федеральных государственных образовательных учреждений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - для государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления – для муниципальных образовательных учреждений.

Поэтому для проверки соблюдения формы оспариваемого решения необходимо проверить соответствие процедуры его принятия именно действующим в данном муниципалитете правилам.

В соответствии с Порядком создания, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и муниципальных учреждений Чердынского муниципального района, утвержденного решением Земского Собрания Чердынского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ , п.7.1 Ликвидация учреждения производится в порядке, установленном действующим законодательством, на основании правового акта главы района. Инициатором ликвидации учреждения может выступать: глава Чердынского муниципального района; Земское Собрание Чердынского муниципального района; структурные подразделения администрации района, выступившие в роли учредителей учреждения. 7.2. Учреждение может быть ликвидировано:

7.2.1. По решению учредителя на основании правового акта главы района.

7.2.2. По решению суда в случаях, определенных Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно уставу МАОУ ДОД «ДООЦ «Колосок», пункта 11.1, автономное учреждение может быть реорганизовано (путем слияния, соединения, разделения, выделения, преобразования) или ликвидировано: 11.1.1 по решению учредителя; 11.1.2 по решению суда. Из пункта 1.5 названного устава следует, что учредителем автономного учреждения является Управление образования администрации Чердынского муниципального района, а согласно п.1.9 регламентировано, что собственником имущества автономного учреждения является муниципальное «Чердынский муниципальный район».

Таким образом, решение о ликвидации муниципального автономного образовательного учреждения принято в рамках предоставленных названному органу полномочий.

В силу ч. 2 ст.8 Федерального закона от 3.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», органами автономного учреждения являются наблюдательный совет автономного учреждения, руководитель автономного учреждения, а также иные предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения органы (общее собрание (конференция) работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и другие).

К компетенции наблюдательного совета автономного учреждения, согласно ст.11, отнесены полномочия по рассмотрению предложений учредителя или руководителя автономного учреждения о реорганизации автономного учреждения или о его ликвидации. По вопросам, указанным в пунктах 1 - 4 и 8 части 1 настоящей статьи, наблюдательный совет автономного учреждения дает рекомендации. Учредитель автономного учреждения принимает по этим вопросам решения после рассмотрения рекомендаций наблюдательного совета автономного учреждения.

Из протокола заседания наблюдательного совета МАОУ ДОД «ДООЦ «Колосок» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что большинством голосов от общего числа голосов членов наблюдательного совета автономного учреждения (как того требуют положения п.6 ст.11 Федерального закона от 3.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»), принято решение предложить учредителю ликвидировать МАОУ ДОД «ДООЦ «Колосок».

В соответствии с ч.2 ст.13 Федерального закона № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения.

Указанная норма Закона регламентирует вопросы принятия федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решений о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объектов социальной инфраструктуры для детей, являющихся государственной и (или) муниципальной собственностью.

Согласно протоколу заседания экспертной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, при единогласном голосовании в полном составе, комиссия решила вынести экспертное заключение о целесообразности ликвидации МАОУ ДОД «ДООЦ «Колосок», в соответствии с которым дано положительное решение о возможности ликвидации учреждения.

При таких обстоятельствах, при принятии оспариваемого постановления о ликвидации учреждения дополнительного образования детей были соблюдены нормы пункта 2 статьи 13 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

Суд не может согласиться с доводами прокурора, что данное экспертное заключение является не объективным и незаконным по составу членов комиссии.

Состав экспертной комиссии по оценке последствий решения о реконструкции, модернизации, изменении назначения и ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося муниципальной собственностью, утвержден постановлением администрации Чердынского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ .

Ссылка прокурора, что все члены экспертной комиссии как служащие органа местного самоуправления заинтересованы в исходе дела, судом не принимается, поскольку ни на чем не основана. Прокурор не указал в чем конкретно состоит их заинтересованность, убедительных мотивов и причин по которым члены экспертной комиссии заинтересованы в исходе дела не назвал, а суд их не выявил.

В соответствии с п.5.5 Положения «Об экспертной комиссии по оценке последствий решения о реконструкции, модернизации, изменении назначения и ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося муниципальной собственностью» заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины её членов. На заседание комиссии могут приглашаться руководители структурных подразделений администрации муниципального образования «Чердынский муниципальный район», не входящие в состав комиссии, а также представители Земского Собрания муниципального образования «Чердынский муниципальный район», муниципальных предприятий и учреждений, коммерческих и общественных организаций, эксперты и консультанты.

Из протокола заседания экспертной комиссии следует, что заседание состоялось при полном составе, присутствовала (приглашена) ведущий специалист по общему образованию Управления образования.

В экспертном заключении на решение о ликвидации МАОУ ДОД «ДООЦ «Колосок», в пункте 5, обозначены причины ликвидации: а именно, отсутствие лицензии, несоответствие материально- технической базы автономного учреждения требованиям надзорных органов. При этом, в пунктах 6,8 в качестве мер по обеспечению прав детей на образование указано о передаче материально-технической базы в МАОУ ДОД «Центр дополнительного образования», которым будет осуществляться предоставление услуг дополнительного образования.

Доводы прокурора о намеренной ликвидации, с целью уничтожения материально-технической базы, умышленном уклонении от исполнения требований надзорных контролирующих органов, судом не принимаются. Представитель ответчика не оспаривает отсутствие достаточного финансирования из бюджетных средств необходимого для устранения нарушений требований органов пожарного и санитарно-эпидемиологического надзора, ссылаясь, при этом, что материально-техническая база сохранена и передана новому образовательному учреждению, следовательно, и обязанности по приведению базы в соответствие с нормами и требованиями надзорных органов. Кроме того, суд принимает доводы представителя ответчика, что цели, предмет и виды деятельности МАОУ «ЦДО» более расширены по сравнению с МАОУ «Колосок», в том числе имеется функция по оздоровлению детей. В связи с чем, доводы заявления о том, что не будет решаться вопрос местного значения по реализации оздоровительно-образовательных программ, являются несостоятельными.

Суд принимает возражения представителя ответчика, что ссылка в заявлении на оздоровление детей, в том числе, которые нуждаются в длительном лечении, может осуществлять МАОУ ДОД «ДООЦ «Колосок», является надуманной, поскольку учреждение подобными видами деятельности не вправе было заниматься. Согласно уставу учреждения предметом деятельности автономного учреждения являлось дополнительное образование детей, организация оздоровления и отдыха детей в свободное от учебы время.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что оспариваемое постановление соответствует нормам действующего законодательства, в частности пункту 2 ст.61 ГК РФ, пункту 4 ст.34 Закону РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», части 2 статьи 13 Федерального закона № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», и принято в установленном органами местного самоуправления порядке. Права и законные интересы неопределенного круга лиц, общества и государства не нарушены, экспертным заключением дано положительное решение о возможности ликвидации МАОУ ДОД «ДООЦ «Колосок». Следовательно, решение о ликвидации муниципального образовательного учреждения принято уполномоченным органом правомерно, в рамках предоставленных полномочий, с соблюдением установленного порядка принятия решения.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р е ш и л:

В удовлетворении заявленных требований прокурору Чердынского района Пермского края о признании недействительным постановления администрации Чердынского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О ликвидации МАОУ ДОД «Детский оздоровительно- образовательный цент «Колосок» отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чердынский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Председательствующий: Е.В.Акладская