Дело № 2-91/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ г. Чердынь Чердынский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Акладской Е.В., с участием старшего помощника прокурора Чердынского района Пауль Е.А., истца Чагиной Зинаиды Викторовны, представителя администрации Чердынского района Бурмакиной И.С. при секретаре Артемовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чердынского района в интересах Чагиной (Ромашовой) Зинаиды Викторовны к Правительству Пермского края, администрации Чердынского муниципального района Пермского края, администрации Рябининского сельского поселения о предоставлении благоустроенного жилого помещения, У с т а н о в и л: Прокурор Чердынского района обратился в суд с иском в интересах Чагиной (Ромашовой) З.В. к Правительству Пермского края, администрации Чердынского муниципального района, администрации Рябининского сельского поселения о предоставлении жилого помещения с требованиями о возложении обязанности предоставить истцу во внеочередном порядке жилое помещение не ниже установленной нормы предоставления жилья. В обоснование заявленных требований указал, что в связи с лишением родительских прав родителей истца, Чагина (Ромашова) З.В. обладает статусом лица из числа детей-сирот и имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением. Сведений о закреплении жилого помещения за Чагиной З.В. в органах опеки и попечительства и органах местного самоуправления, а также сведений о наличии у нее на праве собственности жилых помещений, не имеется. В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, средства, предусмотренные на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, выделяются муниципальным районам, городским округам из краевого бюджета. До настоящего времени жилое помещение Чагиной З.В. не представлено. Бездействием ответчиков нарушаются ее права на внеочередное получение жилого помещения из муниципального жилого фонда. Просит обязать Правительство Пермского края произвести перевод необходимых денежных средств для приобретения органом местного самоуправления жилого помещения и предоставления его по договору социального найма Чагиной (Ромашовой) Зинаиде Викторовне. Обязать администрацию Чердынского муниципального района Пермского края за счет средств, перечисленных Правительством Пермского края приобрести жилое помещение и предоставить его вне очереди Чагиной (Ромашовой) Зинаиде Викторовне. Обязать администрацию Рябининского сельского поселения предоставить вне очереди жилое помещение Чагиной (Ромашовой) Зинаиде Викторовне на условиях договора социального найма. В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил, что родители истца были лишены родительских прав в отношении Чагиной З.В.. Жилье, в котором они проживают не является муниципальной собственностью, оно бесхозное. В данной квартире проживают 6 человек, площадь данного жилья не соответствует нормам обеспечения жилой площадью. Истец членом указанной семьи не является. В судебном заседании истец исковые требования поддержала, дополнительно пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ она проживала у своей бабушки в <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ ее родители были лишены в отношении нее родительских прав. Знает, о том, что у родителей имеется жилье, которое является муниципальной собственностью, за ней данное жилое помещение не закреплено. В настоящее время жилое помещение она снимает. Представитель администрации Рябининского сельского поселения Чердынского муниципального района Пермского края в судебное заседание не явился, поступило ходатайство о рассмотрении дела без их участия, возражений по существу заявленных требований не имеет. Представитель Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Представлены письменные возражения, из которых следует, что Федеральный закон № 159-ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди одновременно с тремя условиями: 1) наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; 2) отсутствие закрепленного жилого помещения; 3) окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статус каждой из указанных категорий определен в Федеральном законе № 159-ФЗ, содержащем специальные нормы, регулирующие предоставление гарантий социальной защиты рассматриваемых категорий граждан). Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, т.е. тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет. Также ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 1939-419) установлена гарантия обеспечения жилой площадью именно этих категорий граждан. В силу ст.ст. 5, 8 Федерального закона № 159-ФЗ финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 4 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 184-ФЗ) по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, не допускается. Таким образом, определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ - исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ. В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст. 6 Закона №1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22.06.2000 № 170 и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п. В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее - Закон № 2621-580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580). Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам. Согласно Постановлению Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п перечисление субсидий из федерального бюджета местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Согласно распоряжению Правительства Пермского края от 14.12.2010 № 247-рп «О распределении средств бюджета Пермского края, субсидий из федерального бюджета, предусмотренных в 2010 году на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Министерству жилищно-коммунального хозяйства Пермского края поручено произвести финансирование расходов на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края рекомендовано обеспечить своевременное расходование выделенных средств, и предоставить отчет об их использовании в установленном порядке. 2. Так, из искового заявления следует, что Чагина Зинаида Викторовна, ДД.ММ.ГГГГ г.р. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из материалов дела следует, что Чагина З.В. состоит в очереди на получение жилья. В материалах дела отсутствует постановление органа местного самоуправления, на основании которого Чагина З.В. поставлена на учет по категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. При постановке на учет данный документ издается в обязательном порядке. В адрес Правительства не представлены данные Чагиной З.В., ее родителей, ребенка, супруга, подтверждающие факт отсутствия у них жилых помещений на праве собственности или пользования (отсутствуют справки из БТИ, УФРС). Так в силу статьи 71 Семейного Кодекса Российской Федерации ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями, в том числе на получение наследства. В таком случае, при наличии права собственности или пользования жилым помещением Чагина З.В. не имеет права на обеспечение жилой площадью. Полагает, что у Чагиной З.В. не возникло право на обеспечение его жилым помещением по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Представитель администрации Чердынского муниципального района в судебном заседании иск не признал, пояснив, что список детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях они направляют в Правительство Пермского края, на основании этих списков выделяются денежные средства и поступают в бюджет Чердынского района. Свидетель ФИО9 пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ Чагина З.В. проживала у нее, в настоящее время снимает жилое помещение. Ее квартира является муниципальной собственностью, к тому же требует капитального ремонта, так как износ дома составляет около 60%. В ДД.ММ.ГГГГ родители Чагиной З.В. были лишены родительских прав. Ей известно о том, что у родителей истца квартира муниципальная. Которая состоит из двух комнат и кухни. Оценив пояснения сторон и исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. В соответствии с ч. 1. ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Пунктом 2 ч. 2 т. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. На основании статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 г. № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора и Правительства Пермского края. В соответствии со свидетельством о рождении Ромашовой З.В., родившейся ДД.ММ.ГГГГ, ее родителями являются ФИО3 и ФИО4. Из материалов дела следует, что между ФИО10 и ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ заключен брак, после заключения брака Ромашовой З.В. присвоена фамилия Чагина З.А. В соответствии с решением Семикаракорского районного суда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 и ФИО4 лишены родительских прав в отношении Ромашовой Зинаиды Викторовны. Таким образом, в возрасте 17 лет Чагина З.В. осталась без попечения родителей. Постановлением главы администрации Чердынского района от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО9 назначена опекуном над несовершеннолетней Ромашовой З.В.. Жилое помещение за Чагиной (Ромашовой) З.В. не закреплялось. Из справок администрации Задоно-Кагальницкого сельского поселения следует, что квартира по адресу: <адрес>, в которой проживают родители Ромашовой Зинаиды Викторовны не приватизирована, вследствие чего за Ромашовой З.В. не закреплена, документов, подтверждающих наличие у ФИО3 и ФИО12 муниципального жилья нет по причине того, что при передаче имущества на баланс Задоно-Кагальницкого сельского поселения квартира не передана. Из акта обследования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> следует, что общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> данная квартира не оформлена, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие право собственности. На данной площади Ромашова Зинаида Викторовна не зарегистрирована. В период до ДД.ММ.ГГГГ Чагина (Ромашова) З.В. обучалась в ГОУ НПО ПУ-№ С учетом изложенного суд считает, что на момент возникновения обстоятельств оставления без попечения родителей истец не имел закрепленного жилого помещения. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л: Исковые требования удовлетворить. Возложить на администрацию Чердынского муниципального района, Пермского края обязанность за счет средств бюджета Пермского края, выделенных и предусмотренных на эти цели, предоставить Чагиной (Ромашовой) Зинаиде Викторовне во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм на одного человека. Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чердынский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения. Председательствующий: Е.В. Акладская