Дело № 2-77/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ г. Чердынь Чердынский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Пьянкова Л.А., при секретаре Чугайновой Н.Б., с участием старшего помощника прокурора Чердынского района Пауль Е.А., представителя администрации Чердынского района Бурмакиной И.С. рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чердыни гражданское дело по иску Филипьева Дмитрия Сергеевича к Правительству Пермского края, администрации Чердынского муниципального района, администрации Рябининского сельского поселения о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Чердынского района обратился в суд с иском в интересах Филипьева Д.С. к Правительству Пермского края, администрации Чердынского муниципального района, администрации Рябининского сельского поселения о предоставлении жилого помещения с требованиями о возложении обязанности предоставить истцу во внеочередном порядке жилое помещение не ниже установленной нормы предоставления жилья. В обоснование заявленных требований указал, что в связи с тем, что родители истца лишены родительских прав, Филипьев Д.С. обладает статусом лица из числа детей-сирот и имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением. Сведений о закреплении жилого помещения за Филипьевым Д.С. в органах опеки и попечительства и органах местного самоуправления, не имеется. В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, средства, предусмотренные на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, выделяются муниципальным районам, городским округам из краевого бюджета. До настоящего времени жилое помещение Филипьеву Д.С. не предоставлено. Бездействием ответчиков нарушаются его права на внеочередное получение жилого помещения из муниципального жилого фонда. Просит обязать Правительство Пермского края произвести перевод необходимых денежных средств для приобретения органом местного самоуправления жилого помещения и предоставления его по договору социального найма Филипьеву Дмитрию Сергеевичу. Обязать администрацию Чердынского муниципального района Пермского края за счет средств, перечисленных Правительством Пермского края приобрести жилое помещение и предоставить его вне очереди Филипьеву Дмитрию Сергеевичу. Обязать администрацию Рябининского сельского поселения предоставить вне очереди жилое помещение Филипьеву Дмитрию Сергеевичу на условиях договора социального найма. В судебном заседании прокурором заявленные требования поддержаны в полном объеме. В судебное заседание истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Причины неявки суду неизвестны, ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие не поступало. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель администрации Рябининского сельского поселения Чердынского муниципального района Пермского края в судебное заседание не явился, поступило ходатайство о рассмотрении дела без их участия. Возражений по существу заявленных требований не имеют. Представитель Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. По существу требований пояснил, что Федеральный закон № 159-ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди одновременно с тремя условиями: 1) наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; 2) отсутствие закрепленного жилого помещения; 3) окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статус каждой из указанных категорий определен в Федеральном законе № 159-ФЗ, содержащем специальные нормы, регулирующие предоставление гарантий социальной защиты рассматриваемых категорий граждан). Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, т.е. тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет. Также ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 1939-419) установлена гарантия обеспечения жилой площадью именно этих категорий граждан. В силу ст.ст. 5, 8 Федерального закона № 159-ФЗ финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 4 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 184-ФЗ) по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, не допускается. Таким образом, определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ - исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ. В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст. 6 Закона №1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22.06.2000 № 170 и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п. В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее - Закон № 2621-580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580). Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам. Согласно Постановлению Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п перечисление субсидий из федерального бюджета местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Согласно распоряжению Правительства Пермского края от 14.12.2010 № 247-рп «О распределении средств бюджета Пермского края, субсидий из федерального бюджета, предусмотренных в 2010 году на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Министерству жилищно-коммунального хозяйства Пермского края поручено произвести финансирование расходов на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с настоящим распоряжением Чердынскому муниципальному району выделено <данные изъяты>. Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края рекомендовано обеспечить своевременное расходование выделенных средств, и предоставить отчет об их использовании в установленном порядке. 2. Так, из искового заявления следует, что Филипьев Д.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р. относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В материалах дела имеются Сведения о количестве детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании Чердынский район на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым Филипьев Д.С. поставлен на учет с ДД.ММ.ГГГГ В материалах дела отсутствует постановление, на основании которого он был поставлен на регистрационный учет для получения жилого помещения. При постановке на учет данный документ издается органом местного самоуправления в обязательном порядке. В адрес Правительства не представлены данные Филипьева Д.С., его родителей, подтверждающие факт отсутствия у них жилых помещений на праве собственности или пользования (отсутствуют справки из БТИ, УФРС, ЦТИ). Так в силу статьи 71 Семейного Кодекса Российской Федерации ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями, в том числе на получение наследства. Полагает, что у Филипьева Д.С. не возникло право на обеспечение его жилым помещением по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Представитель администрации Чердынского муниципального района в судебном заседании иск не признал, пояснив, что Филипьев Д.С. включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ. под № Соответствующий список направлен в органы исполнительной власти Пермского края. Деньги на обеспечение жилыми помещениями указанных нуждающихся граждан поступают в бюджет Чердынского района в количестве, достаточном для удовлетворения потребностей 2-3х граждан, поэтому обеспечение жилыми помещениями производится в порядке очереди, согласно Списка. Оценив пояснения сторон и исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. В соответствии с ч. 1. ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Пунктом 2 ч. 2 т. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. На основании статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 г. № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора и Правительства Пермского края. В соответствии со свидетельством о рождении Филипьева Д.С., родившегося ДД.ММ.ГГГГ, его родителями являются ФИО2 и ФИО3. В соответствии с решением Палласовского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 лишена родительских прав в отношении Филипьева Дмитрия Сергеевича. Из решения Чердынского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует. что ФИО2 лишен родительских прав в отношении Филипьева Д.С. Таким образом, в возрасте 13 лет Филипьев Д.С. остался без попечения родителей. Постановлением главы администрации Чердынского района от ДД.ММ.ГГГГ № Филипьев Д.С. определен в Чердынский детский дом, в связи с тем, что мать ФИО3 лишена родительских прав, отец ФИО2 отказался от сына. Жилое помещение за Филипьевым Д.С. не закреплялось. Из справки администрации Рябининского сельского совета Чердынского района Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Филипьев Д.С. поставлен на льготную очередь на получение жилой площади. ДД.ММ.ГГГГ Филипьев Д.С. освободился из мест лишения свободы и после освобождения, подлежал обеспечению жилым помещением. Из справки администрации Рябининского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ФИО2, на территории Рябининского сельского поселения по договору социального найма жилое помещение не предоставлялось. Согласно справки МП «БТИ» Чердынского района от ДД.ММ.ГГГГ № Филипьев Дмитрий Сергеевич, ФИО2 и ФИО3 на территории Чердынского района Пермского края не имеют частной собственности и приватизированного жилья. С учетом изложенного суд считает, что на момент возникновения обстоятельств оставления без попечения родителей истец не имел закрепленного жилого помещения. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд, РЕШИЛ: Исковые требования удовлетворить. Возложить на администрацию Чердынского муниципального района, Пермского края обязанность за счет средств бюджета Пермского края, выделенных и предусмотренных на эти цели, предоставить Филипьеву Дмитрию Сергеевичу во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм на одного человека. Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чердынский районный суд г. Перми в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения. Председательствующий Л.А. Пьянков