о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным



Дело № 2-127/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Чердынь ДД.ММ.ГГГГ

Чердынский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Акладской Е.В.,

с участием заместителя прокурора Чердынского района Заболотных В.Н.,

главы администрации муниципального образования Добрынина С.С.,

при секретаре Артёмовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Чердынского района Пермского края о признании действия (бездействия) администрации муниципального образования «Керчевское сельское поселение» по организации освещения улиц незаконными и возложении обязанности по обеспечению освещения улиц населенных пунктов,

У с т а н о в и л:

Прокурор Чердынского района Пермского края обратился в суд с заявлением о признании действия (бездействия) администрации муниципального образования «Керчевское сельское поселение» по организации освещения улиц незаконными, указав, что в соответствии с ч. 2 ст. 2 Устава муниципального образования «Керчевское сельское поселение», утвержденного решением Совета Депутатов Керчевское сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в состав Керчевского сельского поселения входят территории населенных пунктов: <адрес> В соответствии с действующим законодательством к вопросам местного значения поселения относится организация освещения улиц, что закреплено в п. 21 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования «Керчевское сельское поселение». Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, включены в ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы, в соответствии с п. 4.6 которого включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении освещенности до 20 лк, а отключение в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк. Кроме того, территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Указанные требования законодательства предусматривают необходимость осуществления органами местного самоуправления заблаговременного планирования своих действий. В том числе и по финансовому обеспечению осуществления освещения улиц в границах населенных пунктов поселения, причем особенное внимание законодатель обратил на необходимость осуществления наружного освещения территории населенных пунктов в темное время. Нарушения законодательства в сфере освещения улиц со стороны администрации Керчевского сельского поселения, выявлены прокуратурой района в ходе рассмотрения заявления гражданина ФИО4 В связи с чем, на имя главы администрации Керчевского сельского поселения было внесено представление с требованиями об устранении нарушений и организации освещения улиц населенных пунктов поселения надлежащим образом. Из ответа на представление следует, что освещение улиц не производится в связи с отсутствием финансовых средств. В настоящее время в населенных пунктах, входящих в состав Керчевского сельского поселения, освещение улиц не производится, тем самым существенно нарушаются права неопределенного круга лиц - жителей населенных пунктов, входящих в состав Керчевского сельского поселения. Просит обязать администрацию Керчевского сельского поселения разработать график включения и отключения установок наружного (уличного) освещения населенных пунктов, обеспечить освещение улиц населенных пунктов.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика в судебном заседании заявленные прокурором требования признал полностью, пояснил, что в связи с задолженностью по оплате за электроэнергию наружное освещение на подведомственной территории были вынуждены отключить.

Оценив пояснения сторон, исследовав представленные документы, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 36 Устава муниципального образования «Керчевское сельское поселение» администрация поселения является исполнительно-распорядительным органом Керчевского сельского поселения уполномоченным по решению вопросов местного значения.

В соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация освещения улиц. Указанный вопрос местного значения также закреплен в п. 21 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования «Керчевское сельское поселение».

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования «Керчевское сельское поселение» администрация поселения осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения» содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 37 Устава муниципального образования «Керчевское сельское поселение» администрация поселения организует обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов.

В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности это реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утверждены Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313, в которых устанавлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, в том числе и органами местного самоуправления, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (п. 1 Правил).

В соответствии с п. 27 Правил территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения.

В соответствии с п. 2.12.19 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 года № 6, включение и отключение установок наружного (уличного) и рекламного освещения, как правило, должно осуществляться автоматически в соответствии с графиком, составленным с учетом времени года, особенностей местных условий и утвержденным местными органами власти.

Из представленных документов следует, что прокуратурой Чердынского района на имя главы администрации Керчевского сельского поселения было внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ с требованиями об устранении нарушений и организации освещения улиц населенных пунктов поселения надлежащим образом.

По сообщению главы администрации Керчевского сельского поселения о рассмотрении представления от ДД.ММ.ГГГГ наружное освещение на подведомственной территории было отключено в связи с задолженностью по оплате за электроэнергию и введении ОАО «Пермэнергосбыт» ограничения подачи электроэнергии.

Согласно письменной информации главы Керчевского сельского поселения отключение уличного освещения с ДД.ММ.ГГГГ – мера вынужденная, поскольку тариф ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> за квт/час, тогда как в бюджете поселения на уличное освещение на первый квартал было запланировано <данные изъяты> по тарифам ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> за квт/час. На совещании глав поселений при главе Чердынского муниципального района поднимался вопрос о необходимости дополнительного финансирования в связи с возникшей ситуацией, однако денежные средства не выделены. Уличное освещение в поселении оборудовано фотореле для автоматического включения в темное время суток. В целях экономии электроэнергии, традиционно, на период с ДД.ММ.ГГГГ, в самые длинные световые дни уличное освещение отключается полностью.

Учитывая, что организация освещения улиц возлагается на органы местного самоуправления, заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194, ст. 198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Заявленные требования прокурора Чердынского района удовлетворить.

Признать бездействие администрации Керчевского сельского поселения по неисполнению организации освещения улиц незаконным.

Обязать администрацию Керчевского сельского поселения в десятидневный срок после вступления решения суда в законную силу разработать график включения и отключения установок наружного (уличного) освещения в населенных пунктах, входящих в состав Керчевского сельского поселения в соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Обязать администрацию Керчевского сельского поселения обеспечить освещение улиц населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования, в соответствии с разработанным графиком включения и отключения установок наружного (уличного) освещения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения в Пермский краевой суд через Чердынский районный суд.

Председательствующий судья: Е.В. Акладская