Дело № 2-5/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ г. Чердынь Чердынский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Пьянкова Л.А., с участием старшего помощника прокурора Чердынского района Тойменцева В.В., при секретаре Чугайновой Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по иску Артемовой Н.В. к Правительству Пермского края, администрации Чердынского муниципального района, администрации Керчевского сельского поселения о предоставлении благоустроенного жилого помещения, У с т а н о в и л: Прокурор Чердынского района обратился в суд с иском в интересах Артемовой Н.В. к Правительству Пермского края, администрации Чердынского муниципального района, администрации Керчевского сельского поселения с требованиями о возложении обязанности за счет средств, перечисленных Министерством финансов Правительства Пермского края приобрести истцу жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.. В обоснование заявленных требований указал, что в связи со смертью родителей истца, Артемова Н.В. обладает статусом лица из числа детей-сирот и имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением. На основании постановления администрации Чердынского района, при установлении опеки, за несовершеннолетней Артемовой Н.В. было закреплено жилье опекуна. Данный пункт прокуратурой Чердынского района был опротестован и впоследствии администрацией района признан утратившим силу. В настоящее время сведений о закреплении жилого помещения за Артемовой Н.В. в органах опеки и попечительства и органах местного самоуправления, о наличии жилых помещений на праве собственности, не имеется. В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, средства, предусмотренные на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, выделяются муниципальным районам, городским округам из краевого бюджета. До настоящего времени жилое помещение Артемовой Н.В. не представлено. Бездействием ответчиков нарушаются ее права на внеочередное получение жилого помещения из муниципального жилого фонда. Просит обязать администрацию Чердынского муниципального района Пермского края за счет средств, перечисленных Министерством финансов правительства Пермского края приобрести жилое помещение для Артемовой Н.В., отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью 33 кв.м. Обязать администрацию Керчевского сельского поселения предоставить Артемовой Н.В. благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма. В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал. В судебное заседание истец не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие не поступало. Из пояснений, данных в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, следует, что на исковых требованиях истец настаивает. Пояснила, что проживала с родителями по адресу <адрес>. Впоследствии дом снесли. После смерти матери и того, как отца лишили родительских прав, она проживала в семье опекуна, за ней было закреплено жилое помещение опекуна. Ее отец в этом время жил у бабушки по адресу <адрес>, в настоящее время, данное жилое помещение приватизировано, кем, она не знает. Своего жилья не имеет. Представитель администрации Керчевского сельского поселения Чердынского муниципального района Пермского края в судебное заседание не явился. О времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. Ходатайство о рассмотрении дела без их участия не заявлено. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя. Представитель Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. По существу требований пояснил, чтов соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Таким образом, Федеральный закон № 159-ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди одновременно с тремя условиями: Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, т.е. тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет. Также ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее -Закон № 1939-419) установлена гарантия обеспечения жилой площадью именно этих категорий граждан. В соответствие со ст.ст. 5, 8 Федерального закона № 159-ФЗ финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 4 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, не допускается. Таким образом, определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ - исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ. В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст. 6 Закона № 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от ДД.ММ.ГГГГ № и Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п. Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам. Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые направляются органам местного самоуправления. В соответствие с распоряжением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-рп «О распределении средств бюджета Пермского края, предусмотренных в 2011 году на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Чердынскому муниципальному району выделено 644,6 тыс. руб. Согласно распоряжению Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-рп «О распределении средств бюджета Пермского края, остатка неиспользованных субсидий из федерального бюджета по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренных на III квартал 2011 года на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Чердынскому муниципальному району дополнительно выделено из средств краевого бюджета 1 970,7 тыс. руб. В соответствие с распоряжением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-рп «О распределении средств бюджета Пермского края, предусмотренных на III квартал 2011 года на приобретение, строительство или реконструкцию жилья • для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Чердынскому муниципальному району выделено из средств краевого бюджета 3 674,6 тыс. руб. Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края рекомендовано обеспечить своевременное расходование выделенных средств и предоставить отчет об их использовании в установленном порядке. Согласно «Сведениям об освоении средств и обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в 2011 г.», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ администрацией Чердынского муниципального района Пермского края общие средства, выделенные из бюджета Пермского края на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не освоены в полном объеме, остаток составляет 3 453,80 тыс. руб. Правительством ежегодно увеличиваются расходы на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями. В ДД.ММ.ГГГГ на эти цели предусмотрены средства в объеме 699,5 млн. руб., в том числе средства бюджета Пермского края - 611,0 млн. руб., субсидии из федерального бюджета -88,5 млн. руб. При формировании бюджета Пермского края на 2012 год планируется увеличить объем средств до 920 млн. руб. Таким образом, Правительство исполнило свои обязательства в части выделения денежных средств на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей перед администрацией Чердынского муниципального района Пермского края, своевременно и в полном объеме. Считают, что Правительство по данному гражданскому делу не является надлежащим ответчиком. Представитель администрации Чердынского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Заявлено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования не признают. Из пояснений, данных в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ следует, что, Артемова Н.В. относится к числу детей -сирот, оставшихся без попечения родителей и включена в список детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Жилое помещение будет предоставлено истцу при наличии денежных средств. Оценив пояснения сторон и исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. В соответствии с ч. 1. ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Пунктом 2 ч. 2 т. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. На основании статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ №, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора и Правительства Пермского края. В соответствии со свидетельством о рождении Артемовой Н.В., родившейся ДД.ММ.ГГГГ, ее родителями являются ФИО3 и ФИО4. Согласно свидетельства о смерти, выданного администрацией Керчевского поселкового совета - ФИО4, умерла ДД.ММ.ГГГГ; из свидетельства о смерти, выданного администрацией Керчевского сельского совета Чердынского района Пермской области - ФИО3. умер ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, в возрасте 9 лет Артемова Н.В., осталась без попечения родителей. Из справки отдела жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации Чердынского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Артемова Н.В. состоит на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях под № Согласно справке администрации Керчевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ дом, расположенный по адресу: <адрес> снесен, как ветхий, аварийный и непригодный для проживания, квартира, расположенная по адресу: <адрес> приватизирована ФИО10 По постановлению и.о. главы администрации Чердынского района от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 назначен опекуном Артемовой Н.В., за ней закреплено жилое помещение опекуна, расположенное по адресу : <адрес>. В части закрепления жилого помещения опекуна распоряжение признано утратившим силу на основании Постановления администрации Чердынского района от ДД.ММ.ГГГГ №. Из справки МП «БТИ» Чердынского района, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю следует, что на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес> документов, подтверждающих право собственности не имеется,; на <адрес>, расположенную по адресу <адрес> документов подтверждающих право собственности за ФИО3, не имеется; по адресу <адрес> объекты недвижимости, принадлежащие ФИО4, отсутствуют. К тому же Артемова Н.В., а также ее родители не имеют на территории Чердынского района Пермского края частной собственности и приватизированного жилья. В период ДД.ММ.ГГГГ Артемова Н.В. обучалась в ГОУ НПО «Профессиональное училище «10», до ДД.ММ.ГГГГ обучалась в ГОУ СПО «Соликамский политехнический техникум». С учетом изложенного суд считает, что на момент своего совершеннолетия и окончания обучения в образовательном учреждении истец не имел закрепленного за ним жилого помещения. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л: Исковые требования удовлетворить. Возложить на администрацию Чердынского муниципального района Пермского края обязанность за счет средств бюджета Пермского края, выделенных и предусмотренных на эти цели, предоставить Артемовой Наталье Викторовне во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм на одного человека. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Чердынский районный суд. Председательствующий - Л.А. Пьянков