о предоставлении благоустроенного жилого помещения



Дело № 2-28/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                  г. Чердынь

Чердынский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Пьянкова Л.А.,

при секретаре Чугайновой Н.Б.,

с участием старшего помощника прокурора Чердынского района Тойменцева В.В.,

истца Петровского Ю.Е.,

представителя администрации Чердынского района Бурмакиной И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровского Юрия Евгеньевича к Правительству Пермского края, администрации Чердынского муниципального района, администрации Усть-Урольского сельского поселения о предоставлении благоустроенного жилого помещения,

У с т а н о в и л:

Прокурор Чердынского района обратился в суд с иском в интересах Петровского Ю.Е. к Правительству Пермского края, администрации Чердынского муниципального района, администрации Усть-Урольского сельского поселения с требованиями о возложении обязанности за счет средств, перечисленных Министерством финансов Правительства Пермского края приобрести истцу жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.. В обоснование заявленных требований указал, что в связи с тем, что мать истца решением суда была признана недееспособной, а отец лишен родительских прав, Петровский Ю.Е. обладает статусом лица из числа детей-сирот и имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением. В настоящее время сведений о закреплении жилого помещения за Петровским Ю.Е. в органах опеки и попечительства и органах местного самоуправления, о наличии жилых помещений на праве собственности не имеется. В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, средства, предусмотренные на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, выделяются муниципальным районам, городским округам из краевого бюджета. До настоящего времени жилое помещение Петровскому Ю.Е. не представлено. Бездействием ответчиков нарушаются его права на внеочередное получение жилого помещения из муниципального жилого фонда.

Просит обязать администрацию Чердынского муниципального района Пермского края за счет средств, перечисленных Министерством финансов правительства Пермского края приобрести жилое помещение для Петровского Ю.Е., отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью 33 кв.м. Обязать администрацию Усть-Урольского сельского поселения предоставить Петровскому Ю.Е. благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.

В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивает, пояснил, что в возрасте 14 лет он остался без попечения родителей, так как мать была признана недееспособной, а отца лишили родительских прав. С 4 лет он воспитывался в детском доме, поскольку его родители вели неправильный образ жизни. Родители проживали в <адрес>. В настоящее время поселка нет, там никто не проживает, жилых домов также нет. Жилого помещения, которое было бы за ним закреплено, а также находящееся в его собственности у него не имеется.

Представитель администрации Усть-Урольского сельского поселения Чердынского муниципального района Пермского края в судебное заседание не явился. О дне слушания дела извещены надлежащим образом. Заявлено ходатайство о рассмотрении дела без их участия. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. По существу требований пояснил, чтоФедеральный закон № 159-ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди одновременно с тремя условиями:

наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей;

отсутствие закрепленного жилого помещения;

окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ст.ст. 5, 8 Федерального закона № 159-ФЗ финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно п. 4 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, не допускается.

Таким образом, определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ - исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ.

В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее -Закон № 1939-419) определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 № 170 «Об утверждении правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении» и Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 N 16-п.

Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам.

Согласно Положению перечисление субсидий из федерального бюджета местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета.

Распоряжением Правительства Пермского края от 24.03.2011 № 52-рп «О распределении средств бюджета Пермского края, предусмотренных в 2011 году на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Чердынскому муниципальному району выделено 644,6 тыс. руб.

Распоряжением Правительства Пермского края от 04.08.2011 г. № 153-рп «О распределении средств бюджета Пермского края, остатка неиспользованных субсидий из федерального бюджета по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренных на III квартал 2011 года на приобретение, строительство ил реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Чердынскому муниципальному району выделено 1 970,7 тыс. руб.

Распоряжением Правительства Пермского края от 26.09.2011 г. № 188-рп «О распределении средств бюджета Пермского края, предусмотренных на III квартал 2011 года на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Чердынскому муниципальному району выделено 3 674,6 тыс. руб.

Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края рекомендовано обеспечить своевременное расходование выделенных средств и предоставить отчет об их использовании в установленном порядке.

Таким образом, Правительство выполняет свои обязательства своевременно в полном объеме.

Из искового заявления установлено, что Петровский Юрий Евгеньевич ДД.ММ.ГГГГ г.р. относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Требование истца в части предоставления жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. считают необоснованным, поскольку он ссылается на нормы Закона Пермского края от 14.07.2008 № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма».

В данном же случае жилое помещение предоставляется из муниципального жилищного фонда.

Согласно Положению Министерство социального развития Пермского края распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья исходя из:

количества детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по состоянию на 1 января текущего года;

средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским округам) Пермского края для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений, утверждаемой распоряжением Правительства Пермского края, действующей на дату распределения средств, субсидий;

нормы общей площади жилого помещения, которая устанавливается в размере 33 кв. м.

Органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья с соблюдением следующих условий:

площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма;

стоимость жилого помещения не может превышать сумму, рассчитанную исходя из 33 кв. м общей площади жилья и средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским округам) Пермского края для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений по данному муниципальному образованию, утверждаемой распоряжением Правительства Пермского края, действующей на день опубликования извещения о размещении заказа на приобретение, строительство или реконструкцию жилья.

Указанная норма 33 квадратных метра установлена для распределения средств, субсидий на приобретение, строительство или реконструкцию жилого помещения, которые распределяет Министерство социального развития Пермского края, и не является нормой предоставления площади жилых помещений по договору социального найма.

Таким образом, предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется по нормам предоставления площади жилого помещения в соответствующем муниципальном районе, городском округе.

Предоставление жилого помещения Петровскому Ю.Е. общей площадью не менее 33 кв.м. приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств и сокращению численности обеспеченных жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Представитель администрации Чердынского муниципального района в судебном заседании исковые требования признала, пояснив, что Петровский Ю.Е. относится к числу детей -сирот, оставшихся без попечения родителей. Он включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях под номером Всего список состоит из 300 детей-сирот, из них жилье предоставлено 10 детям, часть детей получили сертификаты.

Оценив пояснения сторон и исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч. 1. ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Пунктом 2 ч. 2 т. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

На основании статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 г. № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора и Правительства Пермского края.

В соответствии со свидетельством о рождении Петровского Ю.Е., родившегося ДД.ММ.ГГГГ, его родителями являются ФИО4 и ФИО5.

По решению Чердынского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 признана недееспособной, решением Чердынского районного суда Пермского края ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 лишен родительских прав в отношении ФИО6, Петровского Юрия Евгеньевича, ФИО7. Таким образом, в возрасте 13 лет Петровский Ю.Е. остался без попечения родителей.

По распоряжению администрации Чердынского района от ДД.ММ.ГГГГ Петровский Ю.Е. определен в дошкольный детский дом.

Из справки отдела ЖКХ и капитального строительства администрации Чердынского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Петровский Ю.Е. стоит на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ, жилье по договору социального найма за ним не закреплялось.

Согласно справке администрации Усть-Урольского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Петровский Ю.Е. не состоит на льготной очереди, как лицо детей из числа сирот, жилое помещение по договору социального найма за ним не закреплялось. В <адрес> жилья, ему принадлежавшего не осталось, так как поселок не существует, зарегистрированного населения в нем нет, у родителей Петровского Ю.Е., ФИО4, и ФИО5 жилых помещений на территории Усть-Урольского сельского поселения не имеется.

Из справки МП «БТИ» Чердынского района, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю следует, что сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости за Петровским Ю.Е. отсутствуют, в <адрес> сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости за ФИО4 отсутствуют, объекты недвижимости, принадлежащие ФИО5 не учете не состоят.

В период до ДД.ММ.ГГГГ Петровский Ю.Е. обучался в ГОУ НПО «Профессиональное училище » <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ приговором Чердынского районного суда Пермского края Петровский Ю.Е. был осужден к наказанию виде лишения свободы на срок 3 года с отбыванием в исправительной колонии общего режима. ДД.ММ.ГГГГ постановлением Березниковского городского суда Пермского края освобожден условно-досрочно на 1 год 1 месяц 14 дней.

С учетом изложенного суд считает, что на момент своего совершеннолетия и окончания обучения в образовательном учреждении истец не имел закрепленного за ним жилого помещения.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Возложить на администрацию Чердынского муниципального района Пермского края обязанность за счет средств бюджета Пермского края, выделенных и предусмотренных на эти цели, предоставить Петровскому Юрию Евгеньевичу во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм на одного человека.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чердынский районный суд, в апелляционном порядке, в течение одного месяца со дня вынесения решения.

Председательствующий -                                               Л.А. Пьянков