о признании незаконным бездействия администрации по учету бесхозяйного имущества



Дело № 2-11/2012

                                                                    

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                                г. Чердынь

Чердынский районный суд Пермского края в составе:

Председательствующего судьи                                                      Пьянкова Л.А.

при секретаре                                                                                   Чугайновой Н.Б.

с участием заместителя прокурора Чердынского района            Заболотных В.Н.                                     

представителя ответчика                              Кузнецова А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чердынского района в интересах Кувшиновой Н.П. о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Вильгортское сельское поселение» по учету бесхозяйного имущества,

установил:

Прокурор Чердынского Района обратился в суд с требованием о признании незаконным бездействияадминистрации муниципального образования «Вильгортское сельское поселение» по признанию недвижимого имущества бесхозяйным. В обоснование заявленных требований пояснил, что в прокуратуру Чердынского района Пермского края обратилась Кувшинова Надежда Павловна, проживающая по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, с жалобой о нарушении ее жилищных прав.

Проверкой установлено, что Кувшинова Надежда Павловна, зарегистрирована по вышеуказанному адресу и проживала там до ДД.ММ.ГГГГ, выехала в связи с тем, что жилое помещение признано аварийным.

Указанное жилое помещение находится на территории Вильгортского сельского поселения, однако в собственности и на балансе муниципального образования не числится.

Кроме того, информация о праве собственности на указанное жилое помещение отсутствует как в МП «Бюро технической инвентаризации» Чердынского района Пермского края, так и в Едином государственно реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес> является бесхозяйным.

Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии со ст. 14, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131 -ФЗ ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства является вопросом местного значения поселения.

На основании ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации.

Более того, проверкой установлено, что указанное жилое помещения не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и является непригодным для проживания на основании Постановления Главы Чердынского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствие со ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Учитывая, то обстоятельство, что данное жилое помещение фактически является бесхозяйным объектом, а отсутствие собственника помещения влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по обеспечению граждан жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, считаем необходимым возложить обязанность на администрацию Вильгортского сельского поселения обратиться в Соликамский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о постановке на учет спорного бесхозяйного жилого помещения находящегося по адресу: <адрес> поскольку данная обязанность вытекает из п. 3 ст. 225 ГК РФ и п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. N 580, согласно которому принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, учитывая, что законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

Учитывая, что органом местного самоуправления не принимается необходимых мер по принятию имущества, указанного в иске, в свою собственность, тем самым не обеспечивается надлежащим образом гарантированное Конституцией Российской Федерации право каждого на жилище (ст.40 Конституции РФ). Данной статьей также предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 ЖК РФ, защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

На основании изложенного просит возложить обязанность на администрацию Вильгортского сельского поселения обратиться в Соликамский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о постановке на учет спорного бесхозяйного жилого помещения находящегося по адресу: <адрес> и по истечении года со дня постановки его на учет обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанное жилое помещение.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.

Истец Кувшинова Н.П. в судебное заседание не явилась, в предыдущем судебном заседании исковые требования поддержала. По существу фактических обстоятельств истец пояснила, что в квартире <адрес> проживала ДД.ММ.ГГГГ она выехала на постоянное жительство в <адрес>, поскольку по месту жительства не было работы, а она еще не была на пенсии. В <адрес> проживала ее дочь, к которой она и переехала. На момент переезда квартира в <адрес> была хорошем состоянии, но было только холодно. До переезда по поводу ремонта указанной квартиры она никуда не обращалась. В ДД.ММ.ГГГГ стала обращаться в органы местного самоуправления различного уровня с целью включения ее в программу «Достойное жилье», но из-за бездействия главы Вильгортского сельского поселения ее в программу не включили. Другого жилья, кроме расположенного в <адрес>, она не имеет. В спорном жилье проживать не собирается, поскольку в селе почти никого не осталось. Установление собственника ей нужно для получения каких-либо денежных средств и приобретения жилья в <адрес>.

Представитель Администрации МО «Вильгортское сельское поселение» заявленные требования не признал, пояснил, что истец выехала из спорного жилого помещения в ДД.ММ.ГГГГ когда оно было в нормальном состоянии, т.е. не по причине невозможности проживания из-за его ветхости. После ее отъезда квартира осталась бесхозной, за ней никто не следил, и в результате она пришла в непригодное для проживания состояние. В настоящее время в квартире отсутствуют все окна и двери, что привело ее почти в полное разрушение. Данное жилое помещение Вильгортскому сельскому поселению не нужно, поскольку средств для его восстановления нет. Кроме того, эту квартиру не для кого восстанавливать, т.к. <адрес> практически «умирает» в нем осталось несколько семей и восстанавливать жилье не для кого. Так же просит учесть, что истец добровольно выехала из жилого помещения и ее выезд является самостоятельным основанием для прекращения правоотношений с наймодателем при наличии такового.

Оценив пояснения сторон и исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не обоснованными и неподлежащими удовлетворению.

Факт наличия жилого дома по адресу: <адрес>, а так же его бесхозность подтверждается паспортом истца с отметкой о регистрации по указанному адресу, справкой БТИ и выпиской из ЕГРПН об отсутствии зарегистрированных прав собственности на квартиру.

Из постановления главы Чердынского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что актом межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение признано непригодным для постоянного проживания.

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 225 ГК РФ «Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь».

Данной нормой закона не установлена обязанность органа местного самоуправления по обращению с заявлением о постановке на учет и бесхозяйного имущества и совершению дальнейших действий по принятию его в собственность. Соответственно обязанность по совершению соответствующих действий по принятию жилого помещения в собственность может быть вменена органам местного самоуправления лишь в случаях, когда бездействие влечет за собой нарушение жилищных прав гражданина. В настоящем споре суд не усматривает фактов нарушения жилищных прав истца или угрозы их нарушения. Из пояснений истца следует, что в <адрес> она проживать не собирается, выехала из жилого помещения на другое постоянное место жительства. При таких обстоятельствах неудовлетворительное техническое состояние жилого помещения не может влиять на жилищные права истца.

Так же суд учитывает, что в соответствии с ч.3 ст. 83 ЖК РФ «В случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда». Суд считает, что по смыслу указанной нормы не проживание гражданина в жилом помещении так же не порождает прав пользования этим помещением.

С учетом изложенного требование о признании незаконным бездействия и возложении на ответчика обязанности по принятию мер к принятию в собственность бесхозяйного жилого помещения необоснованно и не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194,199 ГПК РФ

суд решил:

В удовлетворении исковых требований прокурора Чердынского района в интересах Кувшиновой Надежды Павловны к администрации муниципального образования «Вильгортское сельское поселение» о возложении обязанности по обращению в Соликамский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о постановке на учет бесхозяйного жилого помещения находящегося по адресу: <адрес> и по истечении года со дня постановки его на учет обращению в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанное жилое помещение, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца дней со дня вынесения в окончательной форме, в Пермский краевой суд, путём подачи жалобы через Чердынский районный суд.

Председательствующий:                                                 Л.А. Пьянков