Р Е Ш Е Н И Е 23 апреля 2012 года г. Чердынь Чердынский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Пьянкова Л.А., с участием заместителя прокурора Чердынского района Заболотных В.Н., при секретаре Чугайновой Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чердынского района к администрации муниципального образования «Чердынское городское поселение» об оспаривании бездействия органа местного самоуправления в области осуществления дорожной деятельности и возложении обязанностей по устранению нарушений, у с т а н о в и л: Прокурор Чердынского района обратился в суд с иском к администрации МО «Чердынское городское поселение», указав, что в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно п. 9 ст. 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 8.11.2007 г. № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В ч. 8 ст. 6 вышеуказанного Закона определено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. На основании Закона Пермского края от 18.12.2006 N 3424-808 "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Чердынского муниципального района" дороги протяженностью 49 километров расположенные в г. Чердынь, являются собственностью муниципального образования «Чердынское городское поселение». В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Администрацией Чердынского городского поселения ненадлежаще исполняются обязанности по содержанию дорог в соответствующем законодательству состоянии по следующим основаниям: На перекрестке дорог местного значения <адрес>, расположен нерегулируемый пешеходный переход, не имеющий разметки. Согласно ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения, Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» применяют для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу. Знак 5.19.1 устанавливают справа от дороги, знак 5.19.2 - слева. При отсутствии на переходе разметки знак 5.19.1 устанавливают на ближней границе перехода относительно приближающихся транспортных средств, знак 5.19.2 - на дальней. Знаки на размеченном пешеходном переходе устанавливают на расстоянии не более 1 м от границы перехода. Расстояние от нижнего края до поверхности дорожного покрытия (высота установки) в населенных пунктах должно быть от 2,0 до 4,0 м. В нарушении норм законодательства на нерегулируемом пешеходном переходе расположенном, на перекрестке <адрес>, дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 отсутствует. Согласно ГОСТ Р 52289-2004 дорожный знак 1.22 «Пешеходный переход» устанавливают вне населенных пунктов перед всеми нерегулируемыми наземными пешеходными переходами, а в населенных пунктах - перед переходами, расстояние видимости которых менее 150 м. В нарушении норм законодательства на нерегулируемом пешеходном переходе расположенном, на перекрестке <адрес>, дорожный знак 1.22 отсутствует. Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, включены в ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы, в соответствии с п. 3.1.8 которого формирование снежных валов ближе 5 метров от пешеходного перехода не допускается, не допускается формирование снежных валов на тротуарах. В нарушении норм законодательства на нерегулируемом пешеходном переходе расположенном, на перекрестке <адрес>, сформированы снежные валы, на расстоянии менее чем 5 метров, тротуары отсутствуют. Согласно п. 4.6 ГОСТ Р 50597-93 включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении освещенности до 20 лк, а отключение в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк. В нарушении норм законодательства на нерегулируемом пешеходном переходе расположенном, на перекрестке <адрес>, отсутствует наружное освещение пешеходного перехода. Бездействие администрации муниципального образования «Чердынское городское поселение» по неисполнению требований по содержанию автомобильных дорог приводит к существенному нарушению прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения. В связи с изложенными обстоятельствами просит: В судебном заседании заявленные требования прокурором Чердынского района поддержаны, кроме требования об удалении снежных валов. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя не заявлено. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации. Свидетель ФИО4 пояснил, что на пешеходном переходе, расположенном на перекрестке <адрес> в <адрес> отсутствуют знаки пешеходного перехода и освещение. Суд, исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, считает заявленные прокурором Чердынского района требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствие с п. 9 ст. 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 8.11.2007 г. № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В части 8 статьи 6 вышеуказанного Закона определено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В соответствие с Законом Пермского края от 18.12.2006 "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Чердынского муниципального района" дороги протяженностью 49 километров расположенные в г. Чердынь, являются собственностью муниципального образования «Чердынское городское поселение», что также подтверждается выпиской из Реестра муниципальной собственности Чердынского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ. В силу ч. 1 ст. 12 ФЗ от 10.12.1995 "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. В соответствии со ст. 3 ФЗ от 08.11.2007 дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Согласно ст. 17 ФЗ от 08.11.2007 г. содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Факт наличия нерегулируемого пешеходного перехода в г. Чердынь, на перекрестке улиц Соборная и Гагарина не оспаривается. Согласно п. 5.6.24 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения, Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» применяют для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу. Знак 5.19.1 устанавливают справа от дороги, знак 5.19.2 - слева. Отсутствие на пешеходном переходе знаков 5.19.2, 1.22 ответчиком не оспаривается. Согласно п. 5.2.24 ГОСТ Р 52289-2004 дорожный знак 1.22 «Пешеходный переход» устанавливают вне населенных пунктов перед всеми нерегулируемыми наземными пешеходными переходами, а в населенных пунктах - перед переходами, расстояние видимости которых менее 150 м. Отсутствие указанного знака, а так же необходимость его установки из-за недостаточной видимости в летнее время ответчиком не оспаривается. Согласно п. 4.6 ГОСТ Р 50597-93 включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк. Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что освещение в темное время суток недостаточное. Каких-либо доказательств, подтверждающих, что имеющееся освещение недостаточно, или функционирует с нарушением ГОСТа, в материалах дела не содержится. При этом указанный ГОСТ не предусматривает необходимости наличия освещения по обеим сторонам проезжей части дороги. Пояснения свидетеля ФИО4 в этой части не могут являться допустимым и достаточным доказательством, поскольку при проверке какие-либо замеры освещенности не производились, в то время как минимальная степень освещенности установлена ГОСТом. В то же время, несмотря на недоказанность несоответствия перехода ГОСТу по параметрам освещенности, судом установлены иные несоответствия оборудования перехода техническим требованиям, что свидетельствует о бездействии ответчика в обеспечении безопасности дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности. Таким образом, требования о признании незаконным бездействия администрации Чердынского городского поселения в области осуществления дорожной деятельности обоснованны и подлежат удовлетворению. Согласно ч.1 ст. 258 ГПК РФ «Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод». Руководствуясь ст.ст. 194, 199, 253 ГПК РФ Р е ш и л: Исковые требования прокурора Чердынского района удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации МО «Чердынское городское поселение» в области осуществления дорожной деятельности. Обязать администрацию МО «Чердынское городское поселение» принять все необходимые меры для приведения нерегулируемого пешеходного перехода, расположенного на перекрестке <адрес> в соответствие с ГОСТ Р 50597-93 и ГОСТ Р 52289-2004. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Чердынский районный суд. Председательствующий: Л.А. Пьянков