о взыскании суммы неосновательного обогащения



Дело № 2-126/2012

                                                                    

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Чердынь                                                                                                        10 мая 2012 года

Чердынский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Пьянкова Л.А.

при секретаре Чугайновой Н.Б.

с участием прокурора Шалаева А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чердынского района к ФИО2 о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 38 564р. 43к.,

установил:

Прокурор Чердынского района заявил иск к ФИО2 о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 38 564р. 43к. В обоснование заявленных требований пояснил, что Контрольно-счетной палатой Чердынского муниципального района, проведена проверка расходной части бюджета в МО «Вильгортское сельское поселение».

В ходе проверки обнаружена оплата административных штрафов, наложенных на должностное лицо (<данные изъяты>), за счет бюджетных средств.

Так по Постановлению № 06-03/60-Д от 16.06.2009 г. Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Глава Вильгортского сельского поселения ФИО2 признан виновным в совершении нарушений, предусмотренных ст. 7.3. КоАП РФ, на него наложен административный штраф в размере 3 ООО руб.. Данный штраф по чеку-ордеру № 53 от 16.07.2009 г. был оплачен ФИО6. в сумме 3000 руб. и 90 руб. - услуг банка, им был составлен Авансовый отчет № 50 от 28.09.2009 г.. По заявке нижестоящих № 690 от 29.09.2009 г. Администрацией с подраздела 0502 «Коммунальное хозяйство» были сняты наличные денежные средства в сумме 3 090 руб., которые по расходному кассовому ордеру № 190 от 01.10.2009 г. были возмещены ФИО2 за уплаченный им штраф. Таким образом, бюджетные средства, предназначенные для осуществления расходов по подразделу 0502 «Коммунальное хозяйство», на котором согласно Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина РФ от 25.12.2008 N 145н (действовал на момент совершения операции), подлежат отражению расходы, связанные с вопросами коммунального развития, предоставлением субсидий организациям, оказывающим коммунальные услуги населению, расходы по организации и функционированию предприятий утилизации и переработки бытовых отходов, а также расходы на другие мероприятия в области коммунального хозяйства, были израсходованы на возмещение уплаты административного штрафа должностному лицу, признанному виновным в совершении административного правонарушения.

По Постановлению 59, НН 506799 по делу об административном правонарушении от 11.01.2010 г. отделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Чердынского ОВД на <данные изъяты> ФИО2 наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 2 000 руб. на основании ст. 12.34 КоАП РФ. Данный штраф по чеку-ордеру № 209 от 11.03.2010 г. был оплачен ФИО2, им был составлен Авансовый отчет № 18 от 10.03.2010 г.. По заявке нижестоящих № 164 от 12.03.2010 г. Администрацией с подраздела 0503 «Благоустройство» были сняты наличные денежные средства в сумме 2 000 руб., которые по расходному ордеру № 68 от 16.03.2010 г. были возмещены ФИО7 за уплаченный им штраф. Таким образом, бюджетные средства, предназначенные для осуществления расходов по подразделу 0503 «Благоустройство», на котором согласно Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина РФ от 30.12.2009 N 150н (действовал на момент совершения операции), подлежат отражению расходы на благоустройство муниципальных образований в границах населенных пунктов, включающие уличное освещение, озеленение, расходы, связанные с содержанием и уборкой территорий улиц, площадей, тротуаров (за исключением придомовых территорий), транспортных и пешеходных тоннелей, мостов, путепроводов, виадуков, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог (общего и необщего пользования) местного значения и искусственных сооружений на них, а также иные расходы по содержанию объектов благоустройства были израсходованы на возмещение уплаты административного штрафа должностному лицу, признанному виновным в совершении административного правонарушения.

По Постановлению о назначении административного наказания № 06-02/60-Д от 01.11.2010 г. Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю <данные изъяты> ФИО2 признан виновным в нарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 7.3. КоАП РФ, на него наложен административный штраф в размере 30 ООО руб.. Оплата штрафа произведена Администрацией поселения за счет бюджетных средств с раздела 0502 «Коммунальное хозяйство» по заявке нижестоящих № 958 от 14.12.2010 г.. Таким образом, бюджетные средства, предназначенные для осуществления расходов по подразделу 0502 «Коммунальное хозяйство», на котором согласно Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина РФ от 30.12.2009 N 150н (действовал на момент совершения операции), подлежат отражению расходы, связанные с вопросами коммунального развития, предоставлением субсидий организациям, оказывающим коммунальные услуги населению, расходы по организации и функционированию предприятий утилизации и переработки бытовых отходов, а также расходы на другие мероприятия в области коммунального хозяйства, были израсходованы на уплату административного штрафа, назначенного должностному лицу, признанному виновным в совершении административного правонарушения.

Согласно ч. 1 ст. 3.2. КоАП РФ административный штраф является одним из видов административного наказания. В соответствии с ч. 1 ст. 3.1. КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Таким образом, наказание за совершение административного правонарушения назначается лицу его совершившему. В соответствии с ч. 1 ст. 32.2. КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса. Таким образом, действующее законодательство не предусматривает возможности уплаты штрафа, назначенного должностному лицу за совершенное им административное правонарушение, иным лицом, в том числе юридическим лицом, которым данное должностное лицо руководит. Тем более законодательство не предусматривает возможности оплаты штрафов за счет бюджета, назначенных виновным в совершении административных правонарушений должностным лицам.

Статьей 38 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Денежные средства, предусмотренные в бюджете на финансирование расходов в области коммунального хозяйства и благоустройства, не могут использоваться на оплату штрафов, назначенных в качестве административного наказания должностному лицу.

Таким образом, в соответствии со ст. 289 БК РФ расходование бюджетных средств поселения в общей сумме 35 090 руб. является нецелевым.

До настоящего времени, возврат денежных средств в бюджет Вильгортского сельского поселения, которые были выданы в счет уплаты административных штрафов не осуществлен (Письмо от 15.03.2012 № 81).

Учитывая выше изложенное, ФИО2 без установленных законом, договором или иным нормативным правовым актом оснований приобрел в свою собственность денежные средства в сумме 35 090 руб.

В соответствии со статьей 1102 ГК РФ «Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли».

В соответствии с ч.2 ст. 1107 ГК РФ, «На сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств».

Согласно ч.1 ст.395 ГК РФ «За пользование чужими денежными средствами вследствие неосновательного получения подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором».

Таким образом, за пользование чужими денежными средствами, полученными вследствие неосновательного получения, подлежат уплате проценты на сумму этих средств с ФИО2 в пользу бюджета Вильгортского сельского поселения исходя из следующего расчета:

  1. За пользование суммы в 3 090 рублей (сумма штрафа и услуг банка по Постановлению № 06-03/60-Д от 16.06.2009 г.), которые были возмещены ответчику 01.10.2009 года:

3 090 рублей * 878дней * 0,08(ставка рефинансирования) / 360дней (с учетом Постановления Пленума Верховного суда РФ от 08.10.1998 № 13) = 602,89 руб.

  1. За пользование суммы в 2 000 рублей (сумма штрафа по Постановлению 59 НН 506799), которые были возмещены ответчику 16.03.2010 года:

2000 рублей * 731день * 0,08 (ставка рефинансирования) / 360дней (с учетом Постановления Пленума Верховного суда РФ от 08.10.1998 № 13) = 324,88 руб.

  1. За пользование суммы в 30 000 рублей (сумма штрафа по Постановлению № 06-02/60 Д), которые были возмещены ответчику 14.12.2010 года:

30 000 рублей * 382 дня * 0,08 (ставка рефинансирования) /360 дней (с учетом Постановления Пленума Верховного суда РФ от 08.10.1998 № 13) = 2 546,66 руб.

Таким образов, общая сумма процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 3 474,43 руб.

С учетом изложенного просит:

Признать действия по возмещению денежных средств из бюджета Муниципального образования «Вильгортского сельского поселения» в счет уплаты административных штрафов по Постановлению № 06-03/60-Д от 16.06.2009 г. Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, по Постановлению 59 НН 506799 по делу об административном правонарушении от 11.01.2010 г. отделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Чердынского ОВД, по Постановлению о назначении административного наказания № 06-02/60-Д от 01.11.2010 г. Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю в общей сумме 35 090 рублей в пользу ФИО8, незаконными.

Взыскать с ФИО2 в пользу бюджета Муниципального образования «Вильгортское сельское поселение» -38 564 рубля 43 копейки, из них: 35 090 рублей - неосновательное обогащение; 3 474 рубля 43 копейки - общая сумма процентов за пользование чужими денежными средствами.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменных возражениях исковые требования не признал пояснив, что действовал исключительно в интересах МО «Вильгортское сельское поселение» поскольку штраф за пользование недрами составляет для физических лиц 30000руб., а для юридических лиц от 80000руб. до 100000руб. администрация поселения не может получить лицензию на пользование недрами, поскольку выставленный на конкурс водопровод никого не заинтересовал, а полномочия по водоснабжению необходимо исполнять. Вопрос об оплате штрафов был вынесен на Совет депутатов, к исключительной компетенции которого относится утверждение бюджета. Решением совета депутатов от 31.11.2010г. № 92 была произведена передвижка кредита в т.ч. на статью 290 раздел 0502 3510500 500 (оплата штрафов) в размере 30000руб., тем самым денежным средствам присвоено целевое назначение. Данный нормативный акт имеет законную силу.

Оценив пояснения сторон и исследовав материалы дела суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Фактические обстоятельства наложения на ответчика штрафов за административные правонарушения, их оплата и возврат выплаченных денежных средств из бюджета МО «Вильгортское сельское поселение» ответчиком не оспариваются и подтверждаются актом проверки контрольно-счетной палаты Чердынского муниципального района от 18.11.2011г., копиями постановлений о привлечении к административной ответственности, копиями платежных документов и авансовых отчетов ответчика.

В соответствии со ст. 1102 ГК РФ «Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

  1. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли».

Доводы ответчика о том, что решением Совета депутатов от 31.11.2010г. была произведена передвижка «кредита» суд считает несостоятельными, поскольку БК РФ не предусматривает оснований для возмещения, уплаченных должностным лицом органа местного самоуправления, сумм штрафов, назначенных должностному лицу за совершение административных правонарушений, из средств бюджета. При этом в соответствии со ст. 38, 289 БК РФ нецелевое расходование бюджетных средств не допускается.

Доводы ответчика о том, что штраф на физических лиц менее штрафа на юридических лиц суд считает несостоятельным, поскольку данные обстоятельства не являются юридически значимыми для рассмотрения спора.

Таким образом, судом установлен факт неосновательного обогащения (сбережения) ответчиком имущества в виде денежных средств в размере 350000руб. При этом 90 рублей уплаченные за услуги банка при оплате штрафа в сумме 3000руб. не являются неосновательным обогащением (сбережением), поскольку ответчик не был обязан их уплачивать при оплате штрафа.

Согласно ч.2 ст. 1107 ГК РФ «На сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств».

Суд считает, что о неосновательности получения денежных средств ответчик, являющийся по должности главой администрации Вильгортского сельского поселения, должен был знать в момент получения денежных средств или оплаты штрафов непосредственно из бюджета.

Согласно расходных кассовых ордеров № 190, 68, денежные средства в размере 3090руб. и 2000руб получены ответчиком 01.10.2009г. и 16.03.2010г. Согласно копии электронного платежного поручения оплата штрафа в размере 30000руб. из средств бюджета Вильгортского сельского поселения произведена 14.12.2010г.

В соответствии с ч.1 ст. 395 ГК РФ «За пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором».

Доказательств, подтверждающих факт возврата денежных средств в бюджет МО «Вильгортское сельское поселение» ответчик не представил.

На момент судебного разбирательства ставка рефинансирования составляет 8% годовых, в соответствии с Указанием Банка России от 23.12.2011 N 2758- У. Данный размер учетной ставки суд берет за основу как среднюю и наиболее длительный период времени существовавшую в период пользования ответчиком денежными средствами.

В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 13, Пленума ВАС РФ N 14 от 08.10.1998 «При расчете подлежащих уплате годовых процентов по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации число дней в году (месяце) принимается равным соответственно 360 и 30 дням, если иное не установлено соглашением сторон, обязательными для сторон правилами, а также обычаями делового оборота».

На момент вынесения настоящего решения периоды пользования денежными средствами составили:

в размере 3000руб. с 01.10.2009г. по 10.05.2012г. - 930дней;

в размере 2000руб. с 16.03.2010г. по 10.05.2012г. - 780дней;

в размере 30000руб с 14.12.2010г. по 10.05.2012г. - 410дней.

Размер процентов за пользование денежными средствами составляет: 3000 * 8% * 930 : 360 + 2000 * 8% * 780 : 360 + 30000 * 8% * 410 : 360 = 3700руб.

Всего надлежит взыскать 35000+3700=38700руб.

В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ «Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований».

Руководствуясь ст.ст. 194, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 в доход бюджета МО «Вильгортское сельское поселение» 38700руб.

Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в размере 1361рубль.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Чердынский районный суд.

         Председательствующий:                                         Л.А. Пьянков