Дело № 2-134/2012г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 мая 2012г. г. Чердынь Чердынский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Пьянкова Л.А., при секретаре Чугайновой Н.Б., с участием представителя Роспотребнадзора ФИО3, представителя ответчика ФИО4 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в <адрес> к Администрации ФИО8 о возложении обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории ФИО9 У С Т А Н О В И Л: Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в <адрес> обратилось в суд с иском к администрации ФИО10 о возложении обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории ФИО11. В обоснование заявленных требований пояснили, что при рассмотрении обращений граждан проживающих в <адрес>, по адресам: <адрес>, установлены факты нарушения требований санитарного законодательства РФ Администрацией ФИО12 при решении вопросов местного значения поселения в части организации в границах поселения сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. При рассмотрении обращения граждан проживающих в <адрес>, по адресу: <адрес> установлено, что на прилегающей территории и при содержании обслуживаемого жилого дома Автономное учреждение «Городское жилищно-коммунальное хозяйство», в лице своих должностных лиц, не обеспечило соблюдение норм действующего законодательства РФ в сфере санитарноэпидемиологического благополучия населения при обращении с отходами производства и потребления, а именно не обеспечило надлежащую организацию оборудования сооружений для сбора твердых бытовых отходов, и своевременного вывоза твердых бытовых отходов и уборку прилегающей к нему территории. На территории, прилегающей к жилому дому, не оборудована контейнерная площадка для сбора ТБО, контейнеры (мусоросборники) для сбора ТБО отсутствуют, в нарушение требований п.п. 2.1.3, 2.2.2 СП 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», п.п. 8.2.4., 8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»; Для сбора твердых бытовых отходов выкопана яма на расстоянии 15 метров от жилого дома, в нарушение требований п.п. 2.1.З., 2.2.2. СП 42-128-4690-88, п.п. 8.2.4., 8.2.5. СанПиН 2.1.2. 2645-10. Яма полностью заполнена твёрдыми бытовыми отходами, дворовая территория (в радиусе 5 метров от места складирования ТБО) загрязнена твердыми бытовыми отходами, в нарушение требований ст. 22 Федерального Закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 1.1, 1.2 СП 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», п. 8.2.4. СанПиН 2.1.2.2645-10, п. 3.4 СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих». По результатам рассмотрения материалов, главным специалистом-экспертом Северного территориального отдела управления Роспотребнадзора по <адрес> ФИО5, был составлен протокол об административном правонарушении в отношении Автономное учреждении «Городское жилищно-коммунальное хозяйство» по ст. 8.2 КоАП РФ (Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами). Дело об административном правонарушении в отношении Автономное учреждении «Городское жилищно-коммунальное хозяйство» по ст. 8.2 КоАП РФ, рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ начальником Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> ФИО6. При рассмотрении административного дела было установлено, что: Организация сбора ТБО в виде несанкционированных свалок связана с тем, что Администрацией <адрес>, согласно письму Администрации ФИО13 (исх. №) от ДД.ММ.ГГГГ, предложено населению сбрасывать ТБО на объект накопления отходов (несанкционированные свалки), ТБО вывозить в мешках. Таким образом, Администрацией <адрес> не разработана генеральная схема очистки населённого пункта, не установлены места размещения контейнерных площадок и не обеспечена установка на них мусоросборников (мусорных контейнеров); У ФИО14 имеется график на вывоз ТБО в мешках (в мешочной таре), 1-2 раза в год производится очистка прилегающей территории от несанкционированных свалок; В сложившейся ситуации, из-за бездействия Администрации ФИО15 при решении вопросов местного значения поселения в части организации сбора и вывоза ТБО (мусора), не представляется возможным оказание услуг по сбору и вывозу ТБО надлежащего качества для граждан. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ФИО16, для устранения причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, было оформлено представление № от ДД.ММ.ГГГГ, где было указано, что Администрации ФИО17 необходимо: Инициировать, перед Региональной энергетической комиссией <адрес>, установление нормативов потребления коммунальных услуг для населения <адрес>, в виду несоответствия норматива потребления коммунальных услуги по вывозу жидких отходов (т.е. по водоотведению) утверждённого Решением Думы ФИО18 от ДД.ММ.ГГГГ N 66 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг", требованиям пункта 28 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг"; Разработать и утвердить генеральную схему очистки населённого пункта, в которой определить количество и размещение контейнерных площадок (в том числе и о количестве контейнеров размещаемых на них), а так же количество и размещение площадок для крупно-габаритных отходов, с учетом объёмов образования ТБО и требований санитарных правил (СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населённых мест" (утв. Минздравом СССР 05.08.1988 N 4690-88)); Оборудовать необходимое количество площадок для сбора ТБО. При этом, необходимо закрепление конкретных контейнерных площадок и площадок для крупно- габаритных отходов к определённым жилым домам, для определения организаций ответственных за оборудование и содержание этих площадок для сбора ТБО, и уполномоченных контролировать своевременность вывоза ТБО с них; Обеспечить контроль за соблюдением генеральной схемы очистки городского поселения, "Правил благоустройства и содержания территории <адрес>", утверждённых Решением ФИО19 от ДД.ММ.ГГГГ N 20 и "Правил благоустройства и содержания территорий населенных пунктов ФИО20", утверждённых Решением Районного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 578. Согласно письма Администрации ФИО21 исх. № от ДД.ММ.ГГГГ «О направлении информации»: 1) Администрация ФИО22 в 2008 году участвовала в софинансировании разработки генеральной схемы очистки ФИО23, куда входила и генеральная схема очистки ФИО24. На данном этапе схема не утверждена и требует доработки. Администрацией города написано ходатайство о продолжении работ по разработке генеральной схемы. Что касается установления нормативов по потреблению коммунальных услуг для населения <адрес>, в виду несоответствия норматива потребления коммунальных услуг по вывозу жидких отходов, то данное решение планируется вынести на заседание Думы ФИО25 в июне 2012 года. В весенне-летний период администрацией города планируется установка трех контейнерных площадок в мк<адрес>, и по <адрес> при финансировании данного проекта. По данным объектам согласована и утверждена смета расходов, решение будет вынесено на заседание Думы ФИО26 в марте 2012 года. Согласно приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 613 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований" в марте-апреле будут разрабатываться новые правила по благоустройству территории ФИО27». 2) При рассмотрении обращения граждан проживающих в <адрес>, по адресу: ФИО28, согласно Протокола (акта) санитарно-эпидемиологического обследования от ДД.ММ.ГГГГ, так же установлено, что «...твердые бытовые отходы (отходы от жилищ несортированные) хранились непосредственно на земле, в неустановленном месте (несанкционированная свалка), без контейнеров, что не соответствует требованиям ст. 21, 22 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. З.1., 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». Контейнерные площадки, оборудованные контейнерами или сборниками для сбора твердых бытовых отходов в радиусе 100м. от жилого дома, отсутствуют, что не соответствует требованиям п.п. 2.2.2, 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»...». Анализ результатов рассмотрения данных обращений граждан (жителей <адрес>), указывает, что аналогичная ситуация по сбору и вывозу ТБО отмечается на всей территории Чердынского городского поселения, и связана с бездействием Администрации Чердынского городского поселения по соблюдению требований санитарного законодательства РФ в части организации в границах поселения сбора и вывоза бытовых отходов и мусора что нарушает конституционные права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, требования санитарного законодательства РФ. В целях прекращения нарушений санитарного законодательства РФ, восстановления нарушенных прав граждан, Управление Роспотребнадзора по <адрес> вынуждено прибегнуть к судебной защите прав граждан на благоприятную окружающую среду. При этом, следует учитывать, что правоотношения, связанные с предоставлением услуг по сбору и вывозу ТБО, направлены на удовлетворение личных, семейных, домашних потребностей, на реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду. Кроме того, необходимо констатировать, что предмет исковых требований сводится к защите публичных интересов, а не частных интересов отдельных граждан. Таким образом, идентифицировать конкретных граждан (потребителей), нарушение прав которых является прямым следствием противоправного бездействия ответчика, не представляется возможным, что в свою очередь создаёт необходимость защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Правовыми основаниями признания противоправным, в отношении неопределенного круга граждан, бездействия Администрации Чердынского городского поселения, являются следующие нормы права: Статьи 41 и 42 Конституции Российской Федерации, гарантируют гражданам права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Положениями части 1 статьи 8 и части 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Пункт 5.1 Решения Земского Собрания Чердынского муниципального района от 29.12.2007 N 331 "Об утверждении Правил обращения с отходами на территории ФИО29", указывает, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора возлагается на администрации городских и сельских поселений. В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. В соответствии ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ - юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, проводить работы по критерию безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания. Пункт 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88) (далее - СанПиН 42-128-4690-88), указывает, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением органа местного самоуправления. СанПиН 42-128-4690-88 и СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64) (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10), устанавливают, что сбор твердых бытовых отходов (далее - ТБО) осуществляется в мусоросборники (контейнеры) установленные на специально оборудованных площадках. Аналогичные требования содержатся и в Приказе Минрегиона РФ от 27.12.2011 N 613 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований". Согласно пункту 4.1. "Правил благоустройства и содержания территории <адрес>", утверждённых Решением ФИО30 от ДД.ММ.ГГГГ N 20, Администрация Чердынского городского поселения, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории. Пункт 4.9. "Правил благоустройства и содержания территории <адрес>", указывает, что крупногабаритные отходы: старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п. - должны собираться на специально отведенных площадках и по заявкам вывозиться обычным грузовым транспортом. Юридическими основаниями предъявления настоящего искового заявления являются следующие материальные и процессуальные нормы права: В соответствии с п. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, ор ганы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" - главные санитарные врачи наделены полномочиями предъявлять иски в суд в случае нарушений санитарного законодательства. В связи с изложенными обстоятельствами просит признать противоправным бездействие Администрации Чердынского городского поселения, при решении вопросов местного значения поселения в части организации в границах поселения сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и возложить на обязанности: 2.1. - в течении 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, организовать и провести мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок на территории Чердынского городского поселения (в т.ч. вблизи жилого многоквартирного дома по адресу: <адрес>); 2.2. - в течении 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, разработать и утвердить, соответствующим муниципальным правовым актом, генеральную схему очистки территории Чердынского городского поселения, в которой определить количество и размещение контейнерных площадок (в том числе и о количестве контейнеров размещаемых на них) и, количество и размещение площадок для крупногабаритных отходов, с учетом объёмов образования ТБО и требований законодательства РФ (СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населённых мест" (утв. Минздравом СССР 05.08.1988 N 4690-88), СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64) и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья граждан); 2.3. - в течении 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, оборудовать площадки для сбора ТБО (контейнерные площадки для сбора ТБО и площадки для сбора крупно-габаритных отходов). В судебном заседании представитель Роспотребнадзора заявленные требования поддержал частично, отказавшись от требований о возложении на ответчика обязанности в течении 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, разработать и утвердить, соответствующим муниципальным правовым актом, генеральную схему очистки территории Чердынского городского поселения, в которой определить количество и размещение контейнерных площадок (в том числе и о количестве контейнеров размещаемых на них) и, количество и размещение площадок для крупногабаритных отходов, с учетом объёмов образования ТБО и требований законодательства РФ, поскольку аналогичная по своему смыслу обязанность уже возложена на администрацию Чердынского городского поселения решением Чердынского районного суда от 22.11.2011г. Представитель Администрации ФИО33 в судебном заседании заявленные требования о возложении обязанности в течении 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, организовать и провести мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок на территории ФИО32 (в т.ч. вблизи жилого многоквартирного дома по адресу: <адрес> признала. С требованиями о возложении обязанности в течении 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, оборудовать площадки для сбора ТБО (контейнерные площадки для сбора ТБО и площадки для сбора крупно-габаритных отходов) не согласна в части определения сроков исполнения, пояснив, что указанные мероприятия требуют финансовых затрат и не могут быть выполнены в отсутствие финансирования. В настоящее время решен вопрос об оборудовании трех площадок для размещения 15 контейнеров. Исследовав представленные документы, заслушав пояснения сторон, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащим удовлетворению. В соответствии с п. 18 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), к вопросам местного значения поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичным образом компетенция закреплена и в ч. 1 ст. 8 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления». В соответствии с ч.3 ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» «Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека». Санитарными правилами содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88) (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88) предписывается наличие в населенных пунктах металлических или деревянных контейнеров для сбора бытовых отходов, которые должны быть расположены на расстоянии более 20м., но не более 100м. от жилых домов, мест общего пользования и т.д. В указанных контейнерах отходы должны храниться не более трех дней в холодное время года и не более суток в теплое. СанПиН 2.1.2.2645-10) предписывает осуществлять сбор твердых бытовых отходов в мусоросборники (контейнеры) установленные на специально оборудованных площадках. Наличие в населенном пункте несанкционированных свалок ТБО, отсутствие контейнерных площадок и контейнеров для сбора ТБО очевидно нарушает права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, о чем неоднократно указывалось в правовых актах главного государственного санитарного врача РФ, при этом наличие (отсутствие) таких свалок отнесено к показателям социально-экономического развития регионов. Таким образом, требования о возложении обязанности по оборудованию контейнерных площадок и установке контейнеров для сбора ТБО, а так же ликвидации несанкционированных свалок обоснованны, при этом доводы представителя ответчика о финансовой затруднительности исполнения указанных мероприятий юридического значения не имеют. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковые требования Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Пермском крае удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации ФИО34 по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов не территории поселения. Обязать Администрацию МО «Чердынское городское поселение» в течении 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, организовать и провести мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок на территории Чердынского городского поселения (в т.ч. вблизи жилого многоквартирного дома по адресу: <адрес>); В течении 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, оборудовать площадки для сбора ТБО (контейнерные площадки для сбора ТБО и площадки для сбора крупно-габаритных отходов). Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Пермский краевой суд через Чердынский районный суд. Председательствующий: Л.А.Пьянков