о взыскании недоначисленной заработной платы



#G0Дело № 2-143/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 мая 2012г.                                                                                                                             г. Чердынь

Чердынский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьиПьянкова Л.А.,

с участием прокурора Балабановой О.В.,

истца Головнич О.Л.,

представителя ответчика ФИО3,

при секретаре Чугайновой Н.Б.,                                                     

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чердынского района в интересах Головнич О.Л. к МАДОУ «Рябининский детский сад» о взыскании недоначисленной заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чердынского района обратился в суд с иском в интересах Головнич О.Л. пояснив, что истец работает в МАДОУ «Рябининский детский сад» в должности сторожа. Согласно трудовому договору и дополнительному соглашению к нему заработная плата истцу установлена в размере должностного оклада- 1639 руб.; компенсационной выплаты в размере 212руб. (в соответствии со штатным расписанием 35%); районного коэффициента в сумме 370р. 21к.; доплаты до МРОТ размер которой не определен.

Расчет заработной платы истцу производится по следующей формуле: 1639(оклад)+212(компенсация)+370.21(районный коэффициент)+1782.29(доплата до МРОТ)=4611руб. Указанный расчет не соответствует действующему законодательству поскольку вне зависимости от повышения размера оклада и надбавок итоговая сумма нивелируется неопределенной доплатой до МРОТ и заработная плата в итоге остается в неизменном размере, что не соответствует принципам равенства прав каждого работника на справедливую, полную и обеспечивающую достойное существование заработную плату, дискриминирует работников, работающих в условиях, отличающихся от обычных.

Считает, что заработная плата истцу должна рассчитываться следующим образом: {1639 (оклад) + 2927 (доплата до МРОТ) + 573.65 (компенсация)} * 1.2 (районный коэффициент)=6221.58. С учетом НДФЛ на руки истцу должно быть выплачено в январе 7544.27, в феврале 5412.77 : 20 * 10(количество отработанной нормы) = 2706.38, фактически выплачено в январе 6507руб., в феврале 2305.5руб.

Недоначисленная заработная плата составляет 1037.27+400.88=1438руб. 15к..

С учетом изложенного и в соответствии со ст. ст. 129, 133 ТК РФ просит взыскать с ответчика недоначисленную заработную плату в сумме 1438руб. 15к., а так же признать незаконными п. 11.2.2 и 11.3 Дополнительного соглашения № 13/1 от 01.01.2012г. к трудовому договору от 04.03.2005г. № 13, обязать ответчика привести трудовой договор в соответствие с действующим трудовым законодательством и существующей у ответчика системой оплаты труда.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал частично, отказавшись от требований об обязании ответчика привести трудовой договор в соответствие с действующим трудовым законодательством и существующей у ответчика системой оплаты труда, полагая данное требование излишним.

Истец заявленные требования поддержал в части поддержанной прокурором.

Ответчик обоснованность заявленных требований не признал, в письменных возражениях пояснил, что Федеральный закон от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ (ред. от 01.06.2011) «О минимальном размере оплаты труда», Трудовой кодекс РФ не содержит обязательного положения о выплате установленных коэффициентов сверх минимального размера оплаты труда. Сложившиеся судебная практика свидетельствует о том, что в минимальный размер оплаты труда включаются компенсационные выплаты, одной из которых является выплата в виде районного коэффициента. Чердынский район не отнесен к местности с особыми климатическими условиями в противном случае все установленные нормы главы 50 ТК должны были распространиться на граждан Чердынского района (не только оплата труда в повышенном размере).

Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (ч. 2 ст. 129 ТК РФ в ред. ФЗ от 30.06.2006 года № 90-ФЗ).

При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же ч. 2 ст. 129 ТК РФ в ред. ФЗ от 30.062006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 4 ст. 133 ТК РФ в ред. ФЗ от 30.06.2006 года № 90-ФЗ).

Федеральным законом от 20.04.2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации" из ст. 129 ТК РФ исключена ч. 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 4 ст. 133 ТК РФ).

В то же время действующей в настоящее время ч. 3 ст. 133 ТК РФ (в ред. ФЗ от 30.062006 года № 90-ФЗ, от 20.04.2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Ч. 1 ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы -минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 ТК РФ).

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (в данном случае не менее 4611 руб.).

Оценив пояснения сторон и представленные документы суд считает, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению частично.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ «Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)».

С учетом положений данной нормы доводы прокурора о том, что предусмотренная дополнительным соглашением компенсация должна начисляться после доначисления оклада до МРОТ не основаны на нормах трудового законодательства, поскольку в соответствии со ст. 129 ТК РФ в заработную плату входят все доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных… При этом именно размер заработной платы с учетом указанных надбавок не может быть ниже минимального размера оплаты труда, в соответствии со ст. 133 ТК РФ, согласно которой: «Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом… Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда».

Доводы ответчика о том, что районный коэффициент является надбавкой за работу в неблагоприятных климатических условиях, т.е. элементом заработной платы, и включается в заработную плату, размер которой должен быть не ниже МРОТ, суд считает необоснованными.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ «Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права».

По смыслу ст. ст. 129, 135 ТК РФ заработная плата- вознаграждение за труд в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда, включающей размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования.

Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.07.1987 N 403/20-155 "О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР" утверждены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Урала, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, в следующих размерах: в Красновишерском и Чердынском районах Пермской области - 1,20. Пунктом 4 Постановления предусмотрено, что районный коэффициент применяется к месячному заработку...

Указанный районный коэффициент не является доплатой или надбавкой компенсационного характера в смысле ст. 129 ТК РФ, поскольку его применение обусловлено не существующей у каждого отдельного работодателя системой оплаты труда, а обязательным для применения всеми работодателями, действующими на указанных в Постановлении N 403/20-155 территориях, нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти.

Обязательность его применения обусловлена положениями ст.ст. 5, 6 ТК РФ, согласно которым: «Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: …иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: … нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих: … обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников)». Исходя из принципа обязательности применения районного коэффициента не имеет значения наличие или отсутствие указания на его применение в Положениях работодателей об оплате труда или непосредственно в трудовых договорах.

Районный коэффициент не является доплатой или надбавкой компенсационного характера, указанных в ст. 129 ТК РФ, поскольку по смыслу ст. 129, 135 ТК РФ в их системной связи, указанные доплаты и надбавки применяются к тарифной ставке, окладу (должностному окладу), что в совокупности составляет заработную плату, установленную трудовым договором и предусмотренную системой оплаты труда, а районный коэффициент установлен к заработной плате в целом, что прямо указано в Постановлении N 403/20-155.        

Кроме того, районный коэффициент не является доплатой или надбавкой компенсационного характера в смысле ст.129 ТК РФ, поскольку является числовым выражением обязанности работодателя исчислять начисленную в соответствии со ст.129 ТК РФ месячную заработную плату в кратном отношении.

С учетом изложенного суд считает, что районный коэффициент не является составным элементом заработной платы в смысле ст. 129, 135 ТК РФ.

Учитывая, что размер заработной платы истца за январь и февраль 2012г. составил менее МРОТ, что не соответствует требованиям ст. 133 ТК РФ, суд берет за основу заработную плату в размере МРОТ равном 4611руб.

Представитель ответчика пояснил, что размер недоначисленной истцу заработной платы за январь и февраль 2012 с учетом оплаты в повышенном размере праздничных дней в январе и не полностью отработанного месяца в феврале, а так же кратности в размере районного коэффициента и предусмотренных законом удержаний в виде налога и имеющихся у истца льгот по налогообложению составляет 1263руб. 30к.Истец и прокурор правильность исчисления размера задолженности с технической точки зрения не оспаривают. Таким образом, с ответчика следует взыскать задолженность по заработной плате за январь и февраль 2012г. в размере 1263руб. 30к.

Требования о признании незаконными п. 11.2.2 и 11.3 Дополнительного соглашения от 01.01.2012г. № 31/1 к трудовому договору от 01.06.2011г. № 31 суд считает так же обоснованными и подлежащими удовлетворении.

Пунктом 11.2.2 Дополнительного соглашения предусмотрено, что работнику устанавливается районный коэффициент (20%) в размере 367.13руб. Указанный пункт не соответствует требованиям трудового законодательства по вышеуказанным причинам, поскольку устанавливает фиксированную в денежном и процентном выражении доплату к окладу и компенсационной надбавке, т.е. по существу является надбавкой и составным элементом заработной платы, в то время, как районный коэффициент является обязанностью исчисления заработной платы в кратном размере.

Пунктом 11.3 Дополнительного соглашения предусмотрено, что работнику устанавливается доплата до МРОТ, что не соответствует требованиям ст. 129, 133 ТК РФ поскольку такой доплаты не предусмотрено в системе оплаты труда, при этом начисление заработной платы в размере не ниже МРОТ является не правом, в смысле самостоятельного установления в системе оплаты труда видов надбавок и доплат, а его обязанностью, подлежащей исполнению вне зависимости от наличия или отсутствия в этой системе.

На основании изложенного и руководствуясь <данные изъяты>

решил:

Исковые требования прокурора Чердынского района в интересах Головнич Ольги Леонидовны удовлетворить частично.

Взыскать с МАДОУ «Рябининский детский сад» в пользу Головнич Ольги Леонидовны недоначисленную заработную плату за январь и февраль 2012г. в размере 1263руб. 30к.

Признать незаконными п. 11.2.2 и п. 11.3 Дополнительного соглашения от 01.01.2012г. № 13/1 к трудовому договору от 04.03.2005г. № 13.

Отказать в удовлетворении требований о начислении компенсационной выплаты в размере 196.68руб. на заработную плату Головнич Ольги Леонидовны в размере минимального размера оплаты труда.

Взыскать с МАДОУ «Рябининский детский сад» государственную пошлину в сумме 400руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд, через Чердынский районный суд, в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Судья                                     Л.А. Пьянков