О признании незаконным бездействия по получению лицензии



Дело № 2-146/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 мая 2012 года                                                                                                          г. Чердынь

Чердынский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Пьянкова Л.А.

при секретаре Чугайновой Н.Б.

с участием старшего помощника прокурора Чердынского района Тойменцква В.В.,

представителей ответчиков ФИО3, ФИО4, ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чердынского района к ФИО7, Управлению образования администрации <адрес> о признании незаконным бездействия по получению лицензии на право ведения образовательной деятельности, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> предъявил иск к ФИО8 Управлению образования администрации <адрес> о признании незаконным бездействия по получению лицензии на право ведения образовательной деятельности, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений. В обоснование которого пояснил, что прокуратурой <адрес> проведена проверка Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения ФИО9 (далее ФИО10 на предмет соблюдения законодательства, направленного на обеспечение безопасных условий обучения и воспитания несовершеннолетних.

В ходе проверки установлено, что в данном учреждении не соблюдаются требования Федерального закона от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании», Положения «О лицензировании образовательной деятельности», утвержденного Постановлением Правительством РФ № 174 от 16.03.2011г.

Осуществление образовательной деятельности требует соблюдения определенных гарантий качества для граждан. Одной из таких гарантий является наличие разрешения (лицензии) на право осуществления образовательной деятельности. Необходимость получения лицензии при осуществлении образовательной деятельности предусмотрена ст. 33.1. Федерального Закона от 10.07.1992 г № 3266-1 «Об образовании», п. 1 Положения «О лицензировании образовательной деятельности», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 174 от 16.03.2011г.; Федерального Закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; п. 1.11 Устава ФИО11

Согласно указанным нормам закона только с момента выдачи лицензии у дошкольного учреждения возникает право на ведение образовательной деятельности.

В силу перечисленных требований закона обязанность по получению лицензии возложена на образовательное учреждение.

В нарушение данных норм ФИО12 осуществляет образовательную деятельность без лицензии. Срок действия имеющейся лицензии в данном образовательном учреждении (серия А регистрационный ) истек ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах нарушены права граждан в области образования, гарантированные им ст. 43 Конституции РФ, ст. ст. 50, 51 Федерального Закона от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании».

Учредителем ФИО13 является муниципальное образование ФИО14 в лице Управления образования администрации ФИО15.

В соответствии с пунктами 2.13 и 2.14 Положения «Об Управлении образования администрации ФИО17», утвержденного Решением ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ к основным задачам Управления в сфере образования относятся: обеспечение проведение лицензионной экспертизы дошкольных образовательных учреждений (всех видов); осуществление контроля за наличием в образовательном учреждении лицензии, другой документации, на основании которой ведется образовательная деятельность (предоставляется образовательная услуга).

Согласно вышеуказанного Положения, Управление в качестве учредителя муниципальных образовательных учреждений в соответствии; Законом Российской Федерации "Об образовании" обращается в соответствующую экспертную комиссию за предоставлением заключения да получения лицензии на образовательную деятельность для муниципальных образовательных учреждений. В связи с этим обязанность по устранении нарушений законодательства о лицензировании также следует возложить и Управление образования администрации Чердынского муниципальное района.

На основании статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования отнесена к вопросам местного значения муниципального района, расходы на содержание зданий при предоставлении всех видов образования в общеобразовательных учреждениях осуществляются из местных бюджетов. Согласно ст. 14 Устава ФИО18, к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. Таким образом, обязанность по обеспечению финансирования по устранению нарушений законодательства о лицензировании следует возложить на Администрацию ФИО19.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, иными способами, предусмотренными законом.

ФИО20 с ДД.ММ.ГГГГ, то есть со дня окончания лицензии на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам продолжает свою деятельность и 231 ребенок посещают данное образовательное учреждение, индивидуализировать каждого учащегося не представляется возможным.

Таким образом; в сложившейся ситуации прокурор имеет право обратиться в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.

На основании изложенного просит:

Признать бездействие администрации Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения ФИО21 выразившегося в неполучении лицензии на право ведения образовательной деятельности на протяжении длительного времени, незаконным.

Обязать Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение ФИО22 в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства о лицензировании образовательной деятельности путем получения лицензии на право ведения образовательной деятельности.

Обязать Управление образования администрации ФИО23 обеспечить получение Муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением ФИО24 лицензии на право ведения образовательной деятельности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию Чердынского муниципального района обеспечить финансирование затрат на проведение работ, необходимых для получения Муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением ФИО25 лицензии на право ведения образовательной деятельности

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, уточнив, что просит возложить на всех ответчиков обязанности по принятию необходимых мер для получения лицензии на право образовательной деятельности ФИО26 в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Представители ответчиков обоснованность требований в части признания незаконным бездействия по получению лицензии не признали, пояснив, что открытие нового детского сада планировалось в ДД.ММ.ГГГГ. Ранее детский сад размещался в 6-ти старых зданиях, на которые невозможно было получить лицензию из-за несоответствия всем санитарным и пожарным нормам, поэтому лицензия не оформлялась. Новое здание детского сада запущено в эксплуатацию только ДД.ММ.ГГГГ Для получения лицензии необходимо было оформить права на землю, занятую под детским садом. Городская администрация напутала с номерами земельных участков, поэтому все документы пришлось переоформлять. Документы на землю оформили только в конце ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ отправили в лицензирующий орган. Полагают, что лицензия может быть получена уже в июне текущего года. Требования о принятии всех необходимых мер для получения лицензии признают, поскольку ее получение зависит от действий, в том числе по разрешению организационных вопросов, каждого из ответчиков.

Требования о принятии всех необходимых мер для получения лицензии на право образовательной деятельности ФИО27 в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Оценив пояснения сторон и исследовав представленные документы, суд считает, что заявленные требования следует удовлетворить.

Из представленной копии лицензии серии А регистрационный от ДД.ММ.ГГГГ, устанавливающей право ФИО28 на осуществление образовательной деятельности следует, что срок ее действия закончился ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ч. 1, 2 ст. 33.1 ФЗ РФ «Об образовании» «Лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам».

В соответствии с п.1 ст.2, п.п 40 п.1 ст. 12 ФЗ РФ от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 19.10.2011, с изм. от 21.11.2011) "О лицензировании отдельных видов деятельности" Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Лицензированию подлежит образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково".

С учетом указанных положений закона осуществление образовательной деятельности в отсутствие лицензии на ее осуществление ущемляет законные права и интересы граждан, поскольку условия осуществления указанной деятельности не соответствуют предъявляемым к ней требованиям.

Доводы ответчиков о том, что они не бездействовали в разрешении вопросов связанных с получением лицензии суд отвергает, поскольку результатом совершения всех необходимых действий является факт получения лицензии, которой к моменту судебного заседания нет. Таким образом, ответчиками не выполнены все необходимые действия для получения лицензии, соответственно имеется факт бездействия.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требований прокурора Чердынского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ФИО29 Управления образования администрации <адрес> по получению лицензии на осуществление образовательной деятельности ФИО30

Обязать ФИО31 Управление образования администрации ФИО32 Администрацию ФИО33 принять все необходимые меры к получению лицензии на осуществление образовательной деятельности ФИО34, пермского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Взыскать с ФИО35 государственную пошлину в размере 4000руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме в Пермский краевой суд, через Чердынский районный суд.

Председательствующий:                                            Л.А. Пьянков