О признании незаконным бездействие администрации



Дело № 2-158/2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июня 2012 г.                                                                                                             г. Чердынь                                                                                                           

Чердынский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Пьянкова Л.А.,

с участием прокурора Дейнес В.В.,

при секретаре Поповой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к администрации ФИО6 о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки,

У С Т А Н О В И Л:

Березниковский межрайонный природоохранный прокурора обратился в суд с иском, указав, что ДД.ММ.ГГГГ в газете ФИО7 опубликована статья: <данные изъяты> в которой отражена информация о размещении несанкционированных свалок на территории заказника «Пернаты».

В ходе проведенной проверки установлено, что на территории лесного фонда в Чердынском муниципальном районе <адрес>, в границах ФИО8, расположено 3 несанкционированных свалки бытовых отходов. Свалки расположены в квартале выделах ФИО9 на площади соответственно 0,5; 0,05 и 0,05 га.

По информации ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ , предоставленной по требованию прокурора, данные несанкционированные свалки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не ликвидированы.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно статье 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 года № 136-ФЗ, земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 2 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации, целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросу местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно пунктам 1-4 части 1 статьи 11 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями: территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями; территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения и (или) на территориях упраздняемых поселений межселенные территории входят в состав муниципальных районов; территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения; в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

Таким образом в состав территории Бондюжского сельского поселения входят земли лесного фонда Чердынского муниципального района.

Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В силу части 1 статьи 4 данного Федерального закона, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В силу частей 1 и 2 статьи 13 данного Федерального закона, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В нарушение статьи 58 Конституции Российской Федерации, статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 3, части 1 статьи 7, части 1 статьи 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», части 1 статьи 8, частей 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», администрацией Бондюжского сельского поселения, в результате ненадлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, допущено образование на территории лесного фонда Чердынского муниципального района несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ данные свалки не ликвидированы.

Несоблюдение вышеперечисленного природоохранного

законодательства, ненадлежащее решение вопросов местного значения -организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, создает угрозу жизни и здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний, чем нарушается конституционное право жителей Чердынского муниципального района на благоприятную окружающую среду, предусмотренное статьей 42 Конституции Российской Федерации; нарушается предоставленное статьей 41 Конституции Российской Федерации право граждан на охрану здоровья.

Кроме того, в силу подпункта «б» пункта 8 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 года № 417, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается бросать стекло (стеклянные бутылки, банки и др.).

В соответствии с пунктом 9 Правил пожарной безопасности в лесах, запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

В связи с этим, размещение несанкционированной свалки бытовых отходов на территории лесного фонда в ФИО11 в границах Бондюжского сельского поселения, в состав которых входит, в том числе, бой стекла, на площади в сумме 0,6 га создает угрозу возникновения лесных пожаров в непосредственной близости от населенных пунктов, и как следствие угрожает жизни, здоровью и имуществу населения Чердынского муниципального района и Бондюжского сельского поселения, т. е. создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Таким образом, ликвидация несанкционированной свалки в лесных массивах предупреждает возникновение лесных пожаров, и, как следствие, предупреждает причинение физического вреда здоровью, имущественного и морального вреда населения Чердынского муниципального района, возникновение чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в защиту интересов Российской Федерации, так как, в соответствии с частью 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 года № 136-ФЗ, в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

В силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 года № 200-ФЗ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Таким образом, не исполнение вышеперечисленного природоохранного законодательства, не надлежащее решение вопросов местного значения -организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора создает угрозу причинение вреда лесным участкам - собственности Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 года № 51-ФЗ, гражданское законодательство основывается на признании необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В силу пункта 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1), неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1), защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1), защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, иными способами, предусмотренными законом.

В силу пункта 2 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1), нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 года № 138-ФЗ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно части 2 статьи 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды», на основании решения суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанностей по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Таким образом, в соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации, статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 8 и 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 3, частью 1 статьи 7, частью 1 статьи 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», частью 1 статьи 8, частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», пунктом 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», подпунктом «б» пункта 8 и пунктом 9 Правил пожарной безопасности в лесах, на ответчика - администрацию ФИО18, следует возложить обязанность разработать и реализовать проект ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов и рекультивации данных земельных участков, на которых расположены указанные свалки. Свалки расположены в квартале выделах ФИО13 на площади соответственно 0,5; 0,05 и 0,05 га.

С учетом изложенного, руководствуясь статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды», просит:

Признать незаконным бездействие администрации ФИО14, выразившееся в не ликвидации несанкционированных свалок на территории лесного фонда ФИО17, расположенных в квартале выделах ФИО15.

Возложить на ответчика - администрацию ФИО16, обязанность разработать и реализовать проект ликвидации несанкционированных свалок на территории лесного фонда ФИО19 расположенных в квартале выделах ФИО20

Установить ответчику срок исполнения указанного обязательства в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель Администрации ФИО21 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель ФИО22 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Исследовав представленные документы, заслушав пояснения сторон, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащим удовлетворению.

Наличие несанкционированной свалки на территории ФИО23 не оспаривается и подтверждается информацией в ФИО24 от ДД.ММ.ГГГГ ; письмом и справкой ФИО25 об обнаружении свалок в квартале , выделах ФИО26; картографической схемой расположения свалок; актом выбора участка под строительство площадки временного накопления отходов. При этом суд учитывает, что участок выбран под строительство площадки временного хранения отходов, однако доказательств наличия построенной площадки ответчик не представил. С учетом изложенного суд считает, что участок под строительство является несонкционированной свалкой.

В соответствии с п. 18 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), к вопросам местного значения поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичным образом компетенция закреплена и в ч. 1 ст. 8 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с ч. 1, 3ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Согласно п. 4 ч.1 ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" «Границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями:

4) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения». С учетом изложенного доводы ответчика об отнесении участка земли с несанкционированной свалкой к государственному лесному фонду несущественны.

Каких-либо доказательств, подтверждающих право размещения бытовых отходов на месте обнаруженной свалки, а так же доказательств причастности третьих лиц к образованию свалки ответчик не представил. С учетом изложенного суд считает, что свалка образовалась в результате ненадлежащего осуществления ответчиком обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов.

Согласно ч.1 ст. 11 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» «Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде».

Размещение несанкционированной свалки в ненадлежащем месте в лесу нарушает указанное право граждан на благоприятную окружающую среду.

Согласно ч.2 ст. 78 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» «На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ».

Таким образом, требования о разработке и реализации проекта и ликвидации несанкционированной свалки обоснованны.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора ФИО27 удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации ФИО28 по выполнению обязанности по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, на территории поселения.

Обязать Администрацию ФИО29 в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, разработать и провести мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки, находящейся на территории муниципального образования в <адрес> выделы ФИО30

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Пермский краевой суд через Чердынский районный суд.

Председательствующий:                                                      Л.А. Пьянков