о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей строительства подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для остановки пожарных автомобилей и забора воды



Дело № 2-184/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 июля 2012 года                                                                                                                   г. Чердынь

Чердынский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Пьянкова Л.А.,

с участием заместителя прокурора Чердынского района Заболотных В.Н.,

представителя ответчика ФИО3,

при секретаре Чугайновой Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску прокурора <адрес> к администрации ФИО6» о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей строительства подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для остановки пожарных автомобилей и забора воды в <адрес>; установлении у каждого жилого строения, расположенного в <адрес> емкости (бочки) с водой для тушения, обеспечения населенных пунктов, входящих в состав ФИО7 пожарными мотопомпами,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> предъявил иск к администрации ФИО8 о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей строительства подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для остановки пожарных автомобилей и забора воды в <адрес>; установлении у каждого жилого строения, расположенного в <адрес> емкости (бочки) с водой или огнетушителей для тушения пожаров, обеспечению населенных пунктов, входящих в состав ФИО9 пожарными мотопомпами.

В обоснование иска пояснил, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, что также закреплено Уставом муниципального образования «Покчинское сельское поселение».

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии со ст. 2 Устава Покчинского сельского поселения в состав поселения входят территории следующих населенных пунктов села: Покча, Кольчуг; поселки: Лобаниха, Кушмангорт; деревни: Лызово, Крымкор, Анисимово, Савина, Гашкова.

Указанные населенные пункты внесены в Реестр административно-территориальных единиц Пермского края, утвержденный Законом Пермской области от 28.02.1996 N 416-67 "Об административно-территориальном устройстве Пермского края".

В соответствии с п. 112 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

В соответствии с ч. 3 статьи 53.3 Лесного кодекса РФ сводный план тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Сводный план тушения лесных пожаров на территории Пермского края в 2012году, утвержден Указом Губернатора Пермского края от 27.04.2012 №29, в соответствии с п. 4.2 которого на землях поселений по границам населенных пунктов, граничащих с лесными насаждениями, в целях обеспечения первичных мер пожарной безопасности выполняются следующие мероприятия:

устройство минерализованных полос на всей протяженности границ населенного пункта с лесным массивом до начала пожароопасного сезона уход за ними до окончания пожароопасного сезона;

создание условий для забора воды из источников наружной водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

обустройство подъездов ко всем источникам противопожарной водоснабжения в соответствии с требованиями пожарной безопасности, атакже пирсов для установки на них пожарных автомобилей;

устройство противопожарных разрывов и уход за существующими противопожарными разрывами на всей протяженности границы населенного пункта с лесным массивом;

установка у каждого жилого строения емкости (бочки) с водой или огнетушителя;

создание условий для организации добровольной пожарной охраны.

В соответствии с п. 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 | естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадкам (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установок пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

В перечень населенных пунктов, подверженных угрозе распространения лесных пожаров, включен <адрес>, входящий в состав ФИО10.

В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение норм указанного законодательства в <адрес> подъезды с площадкам (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установок пожарных автомобилей у естественного водоисточника - реки Колва не устроены, у каждого жилого строения расположенного в <адрес> емкости (бочки) с водой или огнетушителя не имеется.

В соответствии п. 6 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №313 сельские населенные пункты с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.

В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение норм указанного законодательства в населенных пунктах, входящих в состав ФИО11, пожарных мотопомп не имеется, администрацией ФИО12 мер к приобретению пожарных мотопомп не принимается.

Отсутствие подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в <адрес>, отсутствие в населенных пунктах пожарных мотопомп ставит под угрозу жизнь, здоровье неопределенного круга лиц, имущество граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, в условиях возникновения пожара.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

На основании изложенного просит:

признать незаконным бездействие администрации ФИО13 по обустройству подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в <адрес>;

признать незаконным бездействие администрации ФИО14 по вопросу обеспечения населенных пунктов, входящих в состав поселения, пожарными мотопомпами (ФИО15;

обязать администрации ФИО16 произвести строительство подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в <адрес>;

обязать администрации муниципального образования ФИО17 обеспечить населенные пункты, входящие в состав поселения, пожарными мотопомпами;

обязать администрацию ФИО18 установить у каждого жилого строения, расположенного в <адрес>, емкости (бочки) с водой или огнетушителя.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал. Дополнительно пояснил, что на момент рассмотрения дела Приказ МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" утратил свою силу, однако обязанность по строительству пирсов вытекает из положений ст. 19 ФЗ РФ от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О пожарной безопасности", ч.8 ст. 98 ФЗ РФ от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 9.4 Свода правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (СП 8.13130.2009), утвержденных Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 178. Обязанность по приобретению мотопомп вытекает из п.80 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390. Обязанность по установке емкостей с водой или огнетушителей возле каждого дома в <адрес> прямо предусмотрена Указом губернатора Пермского края от 27.04.2012 №29.

Представитель ответчика, в судебном заседании, заявленные требования не признал и пояснил, что не возможно обустроить подъезды для установки пожарных автомобилей и забора воды в <адрес>, т.к. в <адрес> спуск к реке очень крутой и берег глинистый, что не позволяет обустроить там подъезд пожарных машин. Машины заправляются с реки мотопомпами. Наличие емкостей с водой в <адрес>, по пожарной безопасности является рекомендацией, а не обязанностью, в связи с чем данное требование не признают. По требованиям обеспечения населенных пунктов, входящих в состав поселения, пожарными мотопомпами (ФИО19), не согласны, т.к. согласно п.6 ПБ, есть положение о радиусе подъезда к данным пунктам, т.е. нормативы до 20 минут подъезда к населенным пунктам и не менее 50 человек проживающего населения. Согласно этим нормативам <адрес> к этим требованиям ПБ не подходит. ФИО20 - не жилая, имеется одно строение, собственник которого проживает в <адрес>. ФИО21 находится на другой стороны <адрес>, на против <адрес>, там проживает всего 16 человек, там нет водоснабжения, воду берут из колодцев, энергоснабжения нет. В <адрес> в случае пожаров выезжает бригада с ФИО22, с ними заключен договор.

Оценив пояснения сторон и исследовав представленные документы, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.

В соответствии с ч.1, 2 ст. 51 Лесного кодекса РФ «Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

2. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно ст. 19 ФЗ РФ от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О пожарной безопасности" «К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:… оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем».

Согласно ч.3 ст. 53.3 Лесного кодекса РФ «Сводный план тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти».

Указом Губернатора Пермского края от 27.04.2012 №29 утвержден «Сводный план тушения лесных пожаров на территории Пермского края в 2012 году», которым <адрес> отнесен к числу населенных пунктов подверженных угрозе распространения лесных пожаров (Приложение ). Пунктом 4.2 Сводного плана предусмотрена необходимость установки у каждого жилого строения емкости (бочки) с водой или огнетушителя в населенных пунктах подверженных угрозе распространения лесных пожаров. По смыслу ст.ст. 51-53.3, 84 Лесного кодекса РФ, а так же ст. 19 ФЗ РФ от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О пожарной безопасности" в их взаимосвязи, исполнение мероприятий, предусмотренных Сводным планом, является обязательным для органов местного самоуправления.

Требования о возложении обязанностей по строительству подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в <адрес> и обеспечению населенные пункты, входящие в состав поселения, пожарными мотопомпами суд считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Приказ МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" утратил силу с 22.07.2012г. на основании Приказа МЧС России от 31.05.2012 N 306.

Действующее в области пожарной безопасности законодательство не содержит требований об обязательном строительстве пирсов для установки пожарных машин и обязательном наличии в каждом населенном пункте пожарных мотопомп.

Ссылки прокурора на положения ст. 19 ФЗ РФ от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О пожарной безопасности", ч.8 ст. 98 ФЗ РФ от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 9.4 Свода правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (СП 8.13130.2009), утвержденных Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 178, п.80 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, суд считает несостоятельными.

Согласно ч.2 ст. 1 ФЗ РФ от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" «Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при:

1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты;

2) разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности;

(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

3) разработке технической документации на объекты защиты.

Согласно ч.2 ст. 98 того же закона обязательное наличие площадок размером 12х12м. предусмотрено для территорий производственных объектов.

Согласно п. 1.1 «Свода правил» утвержденных Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 178, указанный свод разработан в соответствии со статьями 68 и 99 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и является нормативным документом добровольного применения.

Таким образом, указанные правовые акты не содержат обязательных для органов местного самоуправления предписаний в области обеспечения пожарной безопасности, об исполнении которых заявлено в иске.

Согласно ст. 19 ФЗ РФ от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О пожарной безопасности" «К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:… создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях». Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что для целей пожаротушения забор води из <адрес> в <адрес> осуществляется пожарными мотопомпами. Данные пояснения, а так же недостаточность указанных мер для обеспечения пожарной безопасности ничем не опровергаются.

Согласно п.80 "Правил противопожарного режима в Российской Федерации" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «Органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности». При этом указанные Правила не содержат обязательных требований по обеспечению населенных пунктов пожарными мотопомпами для целей забора воды.

Таким образом, применительно к требованию об обеспечении населенных пунктов мотопомпами, ссылка на указанные Правила.. является несостоятельной.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194, ст. 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить частично.

         Признать незаконным бездействие администрации ФИО23 по вопросу установления у каждого жилого строения, расположенного в <адрес> емкости (бочки) с водой или огнетушителя для тушения возможных пожаров.

Обязать администрацию ФИО24 установить у каждого жилого строения, расположенного в <адрес>, емкость (бочку) с водой или огнетушитель.

В удовлетворении остальных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме в Пермский краевой суд, через Чердынский районный суд.

Председательствующий:                                  Л.А. Пьянков