Дело № 2-51/2010 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Дата обезличена года ... Чердынский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Пьянкова Л.А., с участием заместителя прокурора Чердынского района Заболотных В.Н., представителя ответчика Бурмакиной И.С., при секретаре Чугайновой Н.Б. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора ... к главе Чердынского муниципального района, Администрации Чердынского муниципального района, Бондарчук Наталье Александровне, Брандт Арнольду Леонидовичу, Бурмантову Борису Ивановичу, Галашову Ивану Ивановичу, Добрынину Сергею Степановичу, Захаровой Елене Петровне, Кузнецову Александру Васильевичу, Мистрюкову Сергею Васильевичу. Палехову Юрию Ивановичу, Поповой Ольге Ивановне, Кучук Владимиру Григорьевичу, Удалову Василию Федоровичу о признании недействующим Распоряжения главы Чердынского муниципального района Пермского края от Дата обезличена года Номер обезличенр о взыскании денежных средств в пользу бюджета муниципального образования «Чердынский муниципальный район», У с т а н о в и л: ... Пермского края обратился в суд с заявлением указав, что Дата обезличена года главой Чердынского муниципального района издано распоряжение Номер обезличенр «О выделении денежных средств администрации муниципального района», при этом оно опубликовано не было. В соответствие с указанным распоряжением администрацией Чердынского муниципального района из резервного фонда выделены денежные средства в сумме 25300 рублей для проведения приема главы Чердынского муниципального района по подведению итогов финансово –хозяйственной деятельности поселений с премированием глав поселений, входящих в Чердынский муниципальный район. Согласно платежной ведомости на выдачу материальной помощи по распоряжении. Номер обезличен от Дата обезличена года администрацией Чердынского муниципального района выдано: Бондарчук Наталье Александровне – 1000 рублей, Брандту Арнольду Леонидовичу – 2000 рублей, Бурмантову Борису Ивановичу – 2000 рублей, Галашову Ивану Ивановичу – 1000 рублей, Добрынину Сергею Степановичу - 2000 рублей, Захаровой Елене Петровне – 1000 рублей, Кузнецову Александру Васильевичу -2000 рублей, Мистрюкову Сергею Васильевичу – 3000 рублей, Палехову Юрию Ивановичу – 3000 рублей, Поповой Ольге Ивановне – 3000 рублей, Кучуку Владимиру Григорьевичу – 1000 рублей, Удалову Василию Федоровичу – 1000 рублей, денежные суммы были получены вышеуказанными лицами, которые являются выборными лицами. В соответствие со ст. 81 БК РФ средства резервных фондов исполнительных органов местных администраций направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийного бедствия и других чрезвычайных ситуаций. При этом порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе местного бюджета, устанавливается местной администрацией. ФИО16 МР от Дата обезличена года Номер обезличен утверждено положение о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда, согласно которого не предусмотрено использование средств резервного фонда на премирование либо выдачу материальной помощи муниципальным служащим и выборным лицам обособленных муниципальных образований. Из изложенного следует, что Распоряжение главы Чердынского муниципального района Номер обезличенр издано в нарушение норм Бюджетного Кодекса РФ. В соответствие со ст.12-13 ГК РФ один из способов защиты гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта органа местного самоуправления. Ненормативный акт органа местного самоуправления не соответствующий закону или иным правовым актам могут быть признаны судом недействительными. В соответствие с п. 9 ст. 34 ФЗ Номер обезличенФЗ от Дата обезличена года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований. Таким образом, выборные должностные лица и главы администраций поселений не входят в структуру органов местного самоуправления муниципального образования, в связи с чем их денежное содержание не может финансироваться из бюджета района. В соответствие с ч. 4 ст. 86 БК РФ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе. Нормативно -правовыми актами органов местного самоуправления городских поселений не предусмотрено их денежное содержание из бюджета другого уровня, а также дополнительные выплаты в виде премий, материальной помощи из бюджета района. В соответствие со ст. 10 ФЗ Номер обезличенФЗ «О муниципальной службе в РФ» муниципальным служащим является гражданин, исполняющий обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Глава администрации Ныробского городского поселения Кучук В.Г. и городской управляющий Чердынской городской Управы Захарова Е.П. являются муниципальными служащими, в связи с чем их денежное содержание не может выплачиваться из бюджета другого уровня. В соответствие со ст. 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом и т.д., влечет изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению. В соответствие со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество. Из вышеуказанных норм законодательства денежные средства, выданные ответчикам подлежат возврату в бюджет Чердынского муниципального района в бесспорном порядке. В соответствие с финансовыми документами – выпиской из лицевого счета 03301580010 от Дата обезличена года из выделенных, в соответствие с Распоряжением главы Чердынского муниципального района 25300 рублей в Федеральную налоговую службу администрацией Чердынского муниципального района перечислено в качестве налога на доходы физических лиц 3 300 рублей. Исходя из того, что премии были выплачены на незаконных основаниях, перечисленный НДФЛ общей суммой 3 300 рублей является излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению. В связи с изложенным просит распоряжение главы Чердынского муниципального района от Дата обезличена года Номер обезличенр «О выделении денежных средств администрации муниципального района» признать недействительным с момента издания, взыскать с Бондарчук Н.А. – 1000 рублей, Брандта А.Л. – 2000 рублей, Бурмантова Б.И. – 2000 рублей, Галашова И.И. – 1000 рублей, Добрынина С. С. - 2000 рублей, Захаровой Е.П. – 1000 рублей, Кузнецова А.В. -2000 рублей, Мистрюкова С.В. – 3000 рублей, Палехова Ю.И. – 3000 рублей, Поповой О.И. – 3000 рублей, Кучук В.Г. – 1000 рублей, Удалова В.Ф. – 1000 рублей, обязать администрацию Чердынского муниципального района в десятидневный срок после вступления решения в законную силу обратиться в ФНС РФ с заявлением о возврате в бюджет Чердынского муниципального района суммы излишне уплаченного налога в размере 3 300 рублей. В судебном заседании прокурором заявленные требования поддержаны в полном объеме. Представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что администрация Чердынского муниципального района требования прокурора о признании акта органа местного самоуправления недействительным, взыскании денежных средств и возложении обязанности о возврате суммы излишне уплаченного налога не признает по следующим основаниям. Довод прокурора о том, что распоряжение главы Чердынского муниципального района от Дата обезличена года Номер обезличенр издано в нарушение норм бюджетного законодательства РФ, не состоятелен, так как в соответствие со ст. 81 БК РФ средства резервных фондов исполнительных органов местных администраций направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда устанавливается местной администрацией, в связи с чем было принято постановление главы Чердынского муниципального района от Дата обезличена года Номер обезличен «Об утверждении Положения о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации Чердынского муниципального района». В рамках данного постановления было издано распоряжение Чердынского муниципального района от Дата обезличена года Номер обезличенр «О выделении денежных средств администрации муниципального района» и выделены денежные средства для проведения встречи с главами городских и сельских поселений на уровне главы муниципального района по подведению итогов финансово-хозяйственной деятельности. Расходование резервного фонда предусматривает прием глав и вознаграждение принимаемой стороны. В судебное заседание ответчики Бондарчук Н.А, Брандт А.Л., Бурмантов Б.И., Галашов И.И., Добрынин С. С., Захарова Е.П., Кузнецов А.В., Мистрюков С.В., Палехов Ю.И., Попова О.И., Кучук В.Г., Удалов В.Ф не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом. Ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие не поступило. Возражений по существу заявленных требований не представлено, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствии. Оценив пояснения сторон и исследовав представленные документы, суд считает заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично. Распоряжением главы Чердынского муниципального района от Дата обезличенаг. Номер обезличенр из резервного фонда администрации района выделены денежные средства в размере 25300руб. для проведения приема главы Чердынского муниципального района по подведению итогов финансово-хозяйственной деятельности поселений с премированием глав поселений муниципального района. Факт выделения денежных средств и их расходование в размере 22000руб. на выплату материальной помощи избранным главам поселений и назначенным должностным лицам, а так же расходование 3300руб. на уплату НДФЛ в связи с произведенной выплатой, ответчиком не оспаривается. Согласно ч.4, 6 ст. 81 БК РФ «Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Порядок использования бюджетных ассигнований… резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе… местного бюджета, устанавливается… местной администрацией». ФИО16 главы Чердынского муниципального района от Дата обезличенаг. Номер обезличен утверждено Положение о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации Чердынского муниципального района. Пунктом 2.1 Положения предусмотрено финансовое обеспечение таких непредвиденных расходов как проведение встреч, семинаров, проводимых на уровне главы района. Пояснения представителя ответчика о том, что именно в соответствии с указанным пунктом издано распоряжение о выплате премий, оформленной под видом материальной помощи, поскольку премия (материальная помощь) была выплачена в связи и в ходе встречи на уровне главы, суд считает несостоятельными. Предложенное ответчиком расширительное толкование Положения… ничем не обоснованно, поэтому суд считает, что под расходами на проведение встреч, семинаров понимаются минимально необходимые организационные расходы, без которых невозможно их проведение. При этом очевидно, что фактическая цель проведенной встречи «подведение итогов финансово-хозяйственной деятельности поселений» не может зависеть от вопросов премирования глав поселений и муниципальных служащих, которые на нее приглашены, в то же время выделенные из резервного фонда денежные средства были направлено только на выплату премий и погашение налога. Кроме того, распоряжение Номер обезличенр не соответствует требованиям п. ст. 34 ФЗ РФ Номер обезличенФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" согласно которой: «Финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований». Выбранные прямым голосованием главы поселений: Бондарчук Н.А., Брандт А.Л., Ббурмантов Б.И., Галашов И.И., Добрынин С.И., Кузнецов А.В., Мистрюков С.В., Палехов Ю.И. Попова О.И., Удалов В.Ф., а так же глава городской управы Чердынского городского поселения Захарова О.П. и глава администрации МО «Ныробское городское поселение» Кучук В.Г., в соответствии с п. 1 ст. 34 ФЗ РФ Номер обезличенФЗ не могут входить в структуру органов местного самоуправления Чердынского муниципального района и их денежное содержание должно финансироваться исключительно из бюджетов соответствующих поселений. При этом нормативно-правовыми актами поселений так же не предусмотрена возможность выплаты денежного содержания, включая премии и материальную помощь, выборным должностным лицам и муниципальным служащим за счет средств бюджета Чердынского муниципального района. Согласно ст. 1102 ГК РФ «1. Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. 2. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли». Суд учитывает, что ответчики, получившие вознаграждение, обязаны были знать об отсутствии у них права на получение, поскольку полученные ими суммы не относятся к денежному содержанию, выплачиваемому на основании закона. Так же суд учитывает, что полученные суммы не относятся к платежам, приравненным к заработной плате, т.е. на данные правоотношения не распространяются требования ст.1109 ГК РФ, предусматривающей отельные случаи невозможности возврата неосновательного обогащения. Таким образом, требования о признании оспариваемого распоряжения недействительным и взыскании с ответчиков в доход бюджета ... полученных денежных сумм обоснованны и подлежат удовлетворению. В удовлетворении требований о возложении на администрацию ... обязанности обратиться с заявлением в ФНС РФ о возврате суммы излишне уплаченного налога следует отказать. Согласно ч. 1 ст. 51 ФЗ РФ Номер обезличенФЗ «Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с ФИО20, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления». В данном случае возложение обязанности по подаче заявления о возврате излишне уплаченного налога является необоснованным вмешательством в хозяйственную деятельность органа местного самоуправления в виду отсутствия каких-либо фактических оснований. На основании изложенного и руководствуясь ст.194, 198 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Заявленные прокурором ... Пермского края требования удовлетворить частично. Распоряжение главы Чердынского муниципального района от Дата обезличена года Номер обезличенр «О выделении денежных средств администрации муниципального района» признать недействующим с момента издания. Взыскать в пользу бюджета муниципального образования «Чердынский муниципальный район» с: Бондарчук Натальи Александровны – 1000 рублей, Брандта Арнольда Леонидовича – 2000 рублей, Бурмантова Бориса Ивановича – 2000 рублей, Галашова Ивана Ивановича – 1000 рублей, Добрынина Сергея Степановича - 2000 рублей, Захаровой Елены Петровны – 1000 рублей, Кузнецова Александра Васильевича -2000 рублей, Мистрюкова Сергея Васильевича – 3000 рублей, Палехова Юрия Ивановича – 3000 рублей, Поповой Ольги Ивановна – 3000 рублей, Кучука Владимира Григорьевича – 1000 рублей, Удалова Василия Федоровича – 1000 рублей. В удовлетворении требований о возложении обязанности на администрацию Чердынского муниципального района в десятидневный срок, после вступления решения суда в законную силу обратиться в ФНС РФ с заявлением о возврате в бюджет Чердынского муниципального района суммы излишне уплаченного налога, отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения в Пермский краевой суд, через Чердынский районный суд. Председательствующий: Л.А. Пьянков