Дело № 2-243/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 27 августа 2012 года г. Чердынь Чердынский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Пьянкова Л.А., с участием прокурора Шалаева А.А., при секретаре Чугайновой Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> о признании частично недействующим Устава <данные изъяты> У С Т А Н О В И Л: <адрес> предъявил иск о признании недействующим в части Устава <данные изъяты> В обоснование требований пояснил, чтоДД.ММ.ГГГГ Решением Думы Чердынского городского поселения № был принят Устав муниципального образования <данные изъяты> (далее Устав…). Устав… зарегистрирован в Управлении Минюста РФ по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ N RU595341022010001 и опубликован в газете "Чердынский вестник", N 8, ДД.ММ.ГГГГ "Чердынский вестник", N 9, ДД.ММ.ГГГГ, "Чердынский вестник", N 11, ДД.ММ.ГГГГ. Устав…(в редакции Решения от ДД.ММ.ГГГГ №), в части является незаконным и подлежит признанию недействующим в части по следующим основаниям: В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения. В нарушение норм указанного законодательства п. 21 ст. 8 Устава… предусмотрено, что "к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. В соответствии с ч. 1.1 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. В нарушение норм указанного законодательства ч. 11 ст. 30 Устава… предусмотрено, что заседание правомочно, если на нем присутствует более половины от установленной численности депутатов Думы Чердынского городского поселения. Статьей 43 Устава… предусмотрено создание контрольно ревизионной комиссии. Ни Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ ни Бюджетным кодексом РФ не предусмотрено создание в муниципальном образований контрольно-счетного органа в форме контрольно ревизионной комиссии действующей на непостоянной основе. Из изложенного следует, что ст. 43, п. 7 ч. 7 ст. 31 Устава… не соответствуют федеральному законодательству. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" днем окончания срока, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, либо второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов. (Указанная норма законодательства также закреплена ч. 4 ст. 10 Закона Пермского края от 09.11.2009 Ы 525-ПК). В нарушение норм указанного законодательства ч. 4 ст. 30, ч. 3 ст. 33, Устава… установлено, что срок полномочий депутатов прекращаются с момента начала работы Думы нового созыва. По тем же основаниям является незаконной ч. 3 ст. 40 Устава… устанавливающая, что полномочия главы городского поселения начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы городского поселения или досрочно в случаях, установленных законодательством и настоящим Уставом. В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального Закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. 16.05.2012 года прокуратурой <адрес> на основании Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» на незаконные нормы Устава МО «Чердынское городское поселение», внесен протест, который в установленные сроки рассмотрен не был. В соответствии со ст. 12, 13 Гражданского Кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления. Нормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. С учетом изложенного, руководствуясь ст.22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» просит признать недействующими: пункт 21 ст. 8, ч. 11 ст. 30, ст. 43, п. 7 ч. 7 ст. 31, ч. 4 ст. 30, ч. 3 ст. 33, ч. 3 ст. 40 Устава <данные изъяты> утвержденного Решением Думы Чердынского городского поселения от 18.06.2010 N 53. Опубликовать Решение Чердынского районного суда, вынесенного по настоящему заявлению в газете «Чердынский вестник». В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, пояснил, что дополнений не имеет. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, возражений по существу требований не высказал. Оценив пояснения сторон и исследовав представленные документы, суд считает, что заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению частично. В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального Закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» «Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации». В соответствии со ст. 253 ГПК РФ «Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. 2. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени». Исходя из положений указанных норм суд считает, что основанием для признания правовых актов органов местного самоуправления недействующими является не несоответствие их текста тексту федерального законодательства, а именно наличие в их содержании противоречий с нормами федерального законодательства. При этом признание положений Устава недействующими, по признаку несоответствия текса, приведет к необоснованному прекращению правового регулирования соответствующих отдельных правоотношений. Требование о признании недействующим п.21 ст. 8 Устава… обоснованно и подлежит удовлетворению частично. Согласно Устава… к вопросам местного значения поселения относится осуществление земельного контроля за использование земель поселения. При этом с п.п 20 п.1 ст. 14 ФЗ РФ № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относит: «осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения». Соответственно Уставом… необоснованно расширены виды земельного контроля. Также указным пунктом Устава к вопросам местного значения поселения относится выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, при этом п.п 20 п.1 ст. 14 ФЗ РФ № 131-ФЗ не содержит условия «муниципального» строительства. Учитывая, что «муниципальное строительство» является более узким специальным понятием просто «строительства», Устав… не противоречит закону, при этом требуется его совершенствование. поскольку в указанном пункте не прописаны предусмотренные п.п. 20 п.1 ст.14 ФЗ РФ № 131-ФЗ ограничения компетенции в части выдачи разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами). Таким образом, Уставом необоснованно расширена компетенция органов местного самоуправления поселения. Требование о признании недействующей ч. 11 ст. 30 Устава… обоснованно и подлежит удовлетворению. Уставом… предусмотрено условие правомочности заседания депутатов представительного органа при участии в нем более половины от установленной численности депутатов. Согласно ч.1.1 ст. 35 ФЗ РФ № 131-ФЗ заседание представительного органа неправомочно в случае участи в нем менее 50% процентов от числа избранных депутатов. Таким образом, закон определяет легитимность заседания наличием 50% процентов депутатов, а Устав наличием 50% + 1, чем нарушаются права представительного органа по принятию решений. Требование о признании недействующим ст. 43 и п.7 ч.7 ст. 31 Устава… необоснованно и не подлежит удовлетворению. Статьей 43 Устава… предусмотрено создание контрольно-ревизионной комиссии. При этом, требования касаются только наименования органа местного самоуправления в той части, что федеральным законодательством указанного в Уставе… наименования не предусмотрено. Согласно п. 2 ст. 38 ФЗ РФ № 131-ФЗ порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется, в т.ч. Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований". В соответствии п. 6 ст. 3 ФЗ РФ от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются соответственно конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом». Таким образом, наименование контрольно-счетного органа «контрольно-ревизионная комиссия» определено в соответствии с Уставом… в пределах полномочий установленных федеральным законодательством. Требование о признании недействующей ч. 4 ст. 30, ч. 3 ст. 33, Устава… обоснованно и подлежит удовлетворению. Уставом предусмотрено прекращение полномочии депутатов прекращаются с момента начала работы Думы нового созыва. Согласно ч.1 ст. 8 ФЗ РФ от 12.06.2002г № 67-ФЗ «Днем окончания срока, на который избираются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, а в случае, предусмотренном пунктом 8 статьи 81.1 настоящего Федерального закона, - второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов (в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - день голосования на указанных выборах)». Устав… противоречит прямым предписаниям федерального законодательства. По этим же основаниям противоречит федеральному законодательству ч.3 ст. 40 Устава…, согласно которой: «полномочия главы городского поселения начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы городского поселения или досрочно в случаях, установленных законодательством и настоящим Уставом» На основании изложенного и руководствуясь ст.194, 199, 253 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Требования прокурора удовлетворить частично. Признать недействующими следующие положения Устава <данные изъяты> утвержденного ДД.ММ.ГГГГ Решением Думы Чердынского городского поселения № : начиная с ДД.ММ.ГГГГ п.21 ст. 8 Устава… в части полномочий по осуществлению иного, помимо муниципального земельного контроля за использованием земель поселения; начиная с ДД.ММ.ГГГГ ч.4 ст. 30, ч.3 ст. 33, ч.3 ст. 40 Устава… в части предусматривающей иные, чем в ч.1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" сроки прекращения полномочий депутатов; начиная с ДД.ММ.ГГГГ ч.1.1 ст. 35 Устава…в части определяющей правомочность заседания представительного органа присутствием более, чем 50% от числа избранных депутатов. В удовлетворении всех иных требований прокурора <адрес> отказать. После вступления настоящего решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в печатном издании "Чердынский вестник". Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме, в Пермский краевой суд, через Чердынский районный суд. Председательствующий: Л.А. Пьянков