Решение о понуждении к действиям по вывозу твердых бытовых отходов и мусора, утилизации



Дело № 2 - 358/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ульяновская область, р.п. Чердаклы 28 июля 2010 года

Чердаклинский районный суд Ульяновской области в составе:

председательствующего судьи Кузьмина С.М.,

с участием помощника Ульяновского межрайонного природоохранного

прокурора Савельева А.Г.,

при секретаре Айнетдиновой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Красноярское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области, администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области об организации сбора, вывоза и утилизации отходов

УСТАНОВИЛ:

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Красноярское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области, администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области об организации сбора, вывоза и утилизации отходов. Указав, что Ульяновская межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку исполнения законодательства об охране окружающей среды при сборе, вывозе и утилизации отходов на территории Муниципального образования «Красноярское сельское поселение».

Согласно ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального образования «Красноярское сельское поселение» относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьёй 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88) определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре -свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно - эпидемиологической службы. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники (пункты 1.1., 1.2., 2.1.1., 2.1.2., 2.1.З., 2.2.1, 2.2.2).

Неисполнение данных требований законодательства ведет нарушению требований санитарных и экологических норм, а также влияет на состояние окружающей среды в местах размещения отходов, создает препятствия к их рациональной утилизации, способствует возникновению несанкционированных свалок на территории муниципального образования.

В нарушение данных требований закона администрацией муниципального образования «Красноярское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области надлежащий сбор и вывоз отходов на территории муниципального образования не организован (вывоз отходов с многоквартирных домов - 2 раза в неделю, с частных подворий - 1 раз в неделю). Контейнеры в частном секторе не установлены.

В результате указанных нарушений на территории с. Красный Яр стихийно образовались 4 несанкционированные свалки и в п... - 1 несанкционированная свалка.

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Таким образом, организация утилизации отходов с указанной несанкционированной свалки возложена законом на муниципальное образование «Чердаклинский район».

В исковом заявлении просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Красноярское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения. Обязать администрацию муниципального образования «Красноярское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора с территории несанкционированных свалок: на ул. ... п. ... - 1 свалка; на северной окраине с. ... - 4 свалки. Обязать администрацию муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с указанных несанкционированных свалок на территории МО «Красноярское сельское поселение».

В судебном заседании помощник Ульяновского межрайонного прокурора Савельев Г.А. исковые требования поддержал в полном объеме и обосновал их доводами, которые аналогичны доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации МО «Красноярское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области Хайретдинов Н.М. исковые требования признал частично. Из его пояснений следует, что действительно около с. ... и п. ... образовались несанкционированные свалки и те нарушения санитарных правил и норм на которые ссылается прокурор, действительно на момент проверки имели место. В том числе отсутствовали контейнеры для вывоза мусора в частном секторе. Однако сбор мусора, несмотря на отсутствие контейнеров, осуществляется с помощью транспортных средств. Работа в целом по вывозу мусора налажена. Администрацией поселения будут приняты меры и для ликвидации свалок.

Представитель ответчика администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области Подобрий Ю.Н. исковые требования не признала. Пояснила, что на территории муниципального образования «Чердаклинский район» создан полигон на котором специализированным предприятием МУП «Ч*» производится утилизация твердых бытовых отходов. Полигон должным образом оборудован. У МУП «Ч* имеется лицензия на деятельность по сбору, транспортировке, утилизации и обезвреживанию отходов. В связи с чем считает, что администрации МО «Чердаклинский район» организовала утилизацию и переработку бытовых отходов. Глава администрации поселения должен сам заключить договор на утилизацию ТБО с МУП Ч* Просит в иске отказать.

Представитель третьего лица Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

Суд, с учетом мнения участвующих в деле лиц, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.

Выслушав прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В статье 8 Федеральною закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указано, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьёй 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88) определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре -свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно - эпидемиологической службы. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники (пункты 1.1., 1.2., 2.1.1., 2.1.2., 2.1.З., 2.2.1, 2.2.2).

В ходе проведенной прокурорской проверки и в судебном заседании установлено, что на территории МО «Красноярское сельское поселение» Ульяновской области сбор и вывоз мусора организован не в строгом соответствии СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88). Указанные обстоятельства не отрицаются и представителем ответчика.

В результате указанных недостатков на территории около с. ... Чердаклинского района образовались 4 несанкционированных свалки и 1 свалка на территории около п. ... Чердаклинского района.

Статьей 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Таким образом, исковые требования межрайонного природоохранного прокурора к администрации МО «Красноярское сельское поселение» о признании незаконным бездействия по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения и возложении обязанности по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории несанкционированной свалки являются обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению.

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Таким образом, в соответствии с законом обязанность по утилизации и переработке отходов должно осуществлять МО «Чердаклинский район».

В судебном заседании установлено, что около р.п. Чердаклы действительно имеется полигон для утилизации и переработки бытовых отходов, которые производит МУП «Ч*» на основании лицензии № № *** от 02.06.2008 г.

Земельный участок под полигон предоставлен на основании договора аренды, заключенного между МУ комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Чердаклинский район» Ульяновской области и МУП «Ч*».

Однако из представленных ответчиком документов, подтверждающих изложенную информацию, не следует однозначного вывода о том, имеют ли сельские поселения доступ к утилизации и переработке бытовых отходов на названном полигоне, если имеют, то на каких условиях. Смогут ли они воспользоваться полигоном в будущем, в период ликвидации свалок и вывозе с них отходов в большом количестве. Указанные вопросы, связанные с утилизацией и переработкой отходов, ответчиком в настоящий момент урегулированы не в полном объеме.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о необходимости возложить на администрацию МО «Чердаклинский район» обязанность по организации утилизации и переработки бытовых отходов, которые будут вывозиться со свалки находящейся на территории МО «Красноярское сельское поселение».

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Красноярское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения.

Возложить на администрацию муниципального образования «Красноярское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области обязанность организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора с территории одной несанкционированной свалки, находящейся на ул. ... и четырех несанкционированных свалок, находящихся на северной окраине с. ... Чердаклинского района Ульяновской области.

Возложить на администрацию муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области обязанность организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с несанкционированных свалок, находящихся на территории МО «Красноярское сельское поселение».

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Чердаклинский районный суд Ульяновской области в течение 10 суток.

Судья С.М. Кузьмин