Дело № 2 - 409/2010 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Ульяновская область, р.п. Чердаклы 18 августа 2010 года Чердаклинский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Кузьмина С.М., с участием помощника Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Савельева А.Г., при секретаре Айнетдиновой Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Богдашкинское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области, администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области об организации сбора, вывоза и утилизации отходов УСТАНОВИЛ: Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Богдашкинское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области, администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области об организации сбора, вывоза и утилизации отходов. Указав, что Ульяновская межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку исполнения законодательства об охране окружающей среды при сборе, вывозе и утилизации отходов на территории Муниципального образования «Богдашкинское сельское поселение». Согласно ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального образования «Богдашкинское сельское поселение» относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьёй 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88) определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре -свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно - эпидемиологической службы. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники (пункты 1.1., 1.2., 2.1.1., 2.1.2., 2.1.З., 2.2.1, 2.2.2). Неисполнение данных требований законодательства ведет нарушению требований санитарных и экологических норм, а также влияет на состояние окружающей среды в местах размещения отходов, создает препятствия к их рациональной утилизации, способствует возникновению несанкционированных свалок на территории муниципального образования. В нарушение данных требований закона администрацией муниципального образования «Богдашкинское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области надлежащий сбор и вывоз отходов на территории муниципального образования не организован (периодичность от 1 раза в неделю, специально оборудованные площадки для сбора отходов и контейнеры отсутствуют в с. Строе Матюшкино и с. Новое Матюшкино). В результате указанных нарушений на территории МО «Богдашкинское сельское поселение» образовались несанкционированные свалки: на юго - восточной окраине с. Богдашкино вдоль грунтовой дороги к силосным ямам и в 4 силосных ямах; на западной окраине с. Новое Матюшкино возле разрушенного здания из старого кирпича; на южной окраине с. Старое Матюшкино возле разрушенных зданий. Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Таким образом, организация утилизации отходов с указанной несанкционированной свалки возложена законом на муниципальное образование «Чердаклинский район». В исковом заявлении просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Богдашкинское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения. Обязать администрацию муниципального образования «Богдашкинское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора: с территории несанкционированных свалок на юго - восточной окраине с. Богдашкино вдоль грунтовой дороги к силосным ямам и в 4 силосных ямах; несанкционированной свалки на западной окраине с. Новое Матюшкино возле разрушенного здания из старого кирпича; несанкционированных свалок на южной окраине с. Старое Матюшкино возле разрушенных зданий. Обязать администрацию муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с указанных несанкционированных свалок на территории МО «Богдашкинское сельское поселение». В судебном заседании помощник Ульяновского межрайонного прокурора Савельев Г.А. исковые требования поддержал в полном объеме и обосновал их доводами, которые аналогичны доводам, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика администрации МО «Богдашкинское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области Родионов А.А. исковые требования признал частично. Из его пояснений следует, что действительно образовались несанкционированные свалки на юго - восточной окраине с. Богдашкино, на западной окраине с. Новое Матюшкино и на южной окраине с. Старое Матюшкино и те нарушения санитарных правил и норм на которые ссылается прокурор, действительно на момент проверки имели место. В том числе отсутствовали контейнеры для вывоза мусора в частном секторе. Администрацией поселения принимаются меры для ликвидации свалок. С организациями заключены договоры на вывоз мусора и на его утилизацию. Представитель ответчика администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области Подобрий Ю.Н. исковые требования не признала. Пояснила, что на территории муниципального образования «Чердаклинский район» создан полигон на котором специализированным предприятием МУП «Чердаклыэнерго» производится утилизация твердых бытовых отходов. Полигон должным образом оборудован. У МУП «Чердаклыэнерго» имеется лицензия на деятельность по сбору, транспортировке, утилизации и обезвреживанию отходов. В связи с чем считает, что администрации МО «Чердаклинский район» организовала утилизацию и переработку бытовых отходов. Глава администрации поселения должен сам заключить договор на утилизацию ТБО с МУП «Чердаклыэнерго». Просит в иске отказать. Представитель третьего лица Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Суд, с учетом мнения участвующих в деле лиц, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица. Выслушав прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В статье 8 Федеральною закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указано, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьёй 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88) определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре -свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно - эпидемиологической службы. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники (пункты 1.1., 1.2., 2.1.1., 2.1.2., 2.1.З., 2.2.1, 2.2.2). В ходе проведенной прокурорской проверки и в судебном заседании установлено, что на территории МО «Богдашкинское сельское поселение» Ульяновской области сбор и вывоз мусора организован не в строгом соответствии СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88). Указанные обстоятельства не отрицаются и представителем ответчика. В результате указанных недостатков образовались несанкционированные свалки на юго - восточной окраине с. Богдашкино вдоль грунтовой дороги к силосным ямам и в 4 силосных ямах, несанкционированная свалка на западной окраине с. Новое Матюшкино возле разрушенного здания из старого кирпича и несанкционированные свалки на южной окраине с. Старое Матюшкино возле разрушенных зданий. Статьей 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Таким образом, исковые требования межрайонного природоохранного прокурора к администрации МО «Богдашкинское сельское поселение» о признании незаконным бездействия по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения и возложении обязанности по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории несанкционированной свалки являются обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению. Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Таким образом, в соответствии с законом обязанность по утилизации и переработке отходов должно осуществлять МО «Чердаклинский район». В судебном заседании установлено, что около р.п. Чердаклы действительно имеется полигон для утилизации и переработки бытовых отходов, которые производит МУП «Чердаклыэнерго» на основании лицензии № ОТ -52-000503 (73) от 02.06.2008 г. Земельный участок под полигон предоставлен на основании договора аренды, заключенного между МУ комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Чердаклинский район» Ульяновской области и МУП «Чердаклыэнерго». Между МУ администрацией МО «Богдашкинское сельское поселение» и МУП «Чердаклыэнерго» 01.06.2010 г. заключен договор на оказание услуг по утилизации (захоронению) отходов на Чердаклинскую свалку твердых бытовых отходов. С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что утилизации и переработка бытовых отходов, которые будут вывозиться со свалки находящейся на территории МО «Богдашкинское сельское поселение» надлежащим образом организована и соответственно не имеется оснований для возложения обязанности по организации утилизации и переработки бытовых отходов на администрацию МО «Чердаклинский район». Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора к администрации муниципального образования «Богдашкинское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Богдашкинское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения. Возложить на администрацию муниципального образования «Богдашкинское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области обязанность организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора с территории несанкционированных свалок, находящихся на юго - восточной окраине с. Богдашкино вдоль грунтовой дороги к силосным ямам и в 4 силосных ямах, с территории несанкционированной свалки на западной окраине с. Новое Матюшкино возле разрушенного здания из старого кирпича, с территории несанкционированных свалок на южной окраине с. Старое Матюшкино возле разрушенных зданий. Исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора к администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области о возложении обязанности организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с несанкционированных свалок, находящихся на территории МО «Богдашкинское сельское поселение» оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Чердаклинский районный суд Ульяновской области в течение 10 суток. Судья С.М. Кузьмин